Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Зайцевой О.А. и Украинцевой С.Н.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Пожарского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей Пожарского муниципального района к администрации Пожарского муниципального района, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 12" с. Федосьевка о возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации Пожарского муниципального района на решение Пожарского районного суда Приморского края от 26 декабря 2016 года, которым суд обязал администрацию Пожарского муниципального района обеспечить финансирование расходов на оборудование здания муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 12" с. Федосьевка кнопкой экстренного вызова в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязал муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 12" с. Федосьевка установить в здании образовательного учреждения кнопку экстренного вызова в течение 3 месяцев со дня выделения финансовых средств на эти цели администрацией Пожарского муниципального района.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., возражения против доводов апелляционной жалобы прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия
установила:
прокурор Пожарского района, обращаясь в суд, указал, что в ходе проверки исполнения законодательства РФ по противодействию терроризму установлено, что в МОБУ "Средняя общеобразовательная школа N 12" с. Федосьевка отсутствует кнопка экстренного вызова полиции ("тревожная кнопка") с выводом на пульт в дежурной части ОМВД России по Пожарскому району. Ссылаясь на то, что нормативными актами, направленными на обеспечение антитеррористической безопасности, предусмотрена установка канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112", прокурор просит суд обязать администрацию Пожарского муниципального района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов на оборудование здания МОБУ "Средняя общеобразовательная школа N 12" с. Федосьевка кнопкой экстренного вызова; обязать МОБУ "Средняя общеобразовательная школа N 12" с. Федосьевка в течение 3 месяцев со дня выделения финансовых средств на эти цели администрацией Пожарского муниципального района установить в здании образовательного учреждения кнопку экстренного вызова.
В судебном заседании административный истец - помощник прокурора поддержал уточненные исковые требования по доводам, указанным в иске.
Представитель администрации Пожарского муниципального района в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку установление данной кнопки нецелесообразно по причине удаленности с. Федосьевка от пгт. Лучегорск, где базируется оперативная группа.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя МОБУ "Средняя общеобразовательная школа N 12" с. Федосьевка.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласилась администрация Пожарского муниципального района, в апелляционной жалобе представитель администрации просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, находит решение подлежащим отмене в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным толкованием норма материального права и нарушением норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения, редакция СНиП 31-06-2009, утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Приказом Рособразования N 2013 от 11.11.2009 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что действующим федеральным законодательством на администрацию муниципального образования и на образовательные учреждения не возлагается обязанность организовать определенные технические средства сигнализации, а предлагается выбрать формы обеспечения антитеррористической защищенности детей.
Конкретная форма мер безопасности учреждения определяется в паспорте безопасности объекта массового пребывания людей, утвержденном по правилам пункта 14 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)". Паспорт содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей (п. 16).
Обращаясь в суд с требованием оборудовать здание школы кнопкой экстренного вызова, прокурор не обосновал эффективность применения такой меры, возможность ее технической реализации и не представил доказательств, подтверждающих недостаточность мер, предусмотренных в паспорте антитеррористической защищенности МОБУ "Средняя общеобразовательная школа N 12" с. Федосьевка, согласованном с начальником ОМВД России по Пожарскому району, начальником отдела в г. Дальнереченске УФСБ России по Приморскому краю, начальником ОНД Пожарского муниципального района УНД и ГУ МЧС России по Приморскому краю.
Из материалов дела следует, что на первом этаже здания школы установлены системы видеонаблюдения, территория школы огорожена, организован пропускной режим посещения школы, осуществляется охрана объекта в дневное время, разработаны мероприятия по безопасному функционированию объекта с возложением обязанностей по контролю на работников школьного учреждения, оформлен паспорт антитеррористической защищенности объекта, что свидетельствует об исполнении администрацией Пожарского муниципального района и руководством школы N 12 требований законодательства об антитеррористической защищенности.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования об установке в учреждении тревожной кнопки вызова экстренных служб, суд не согласился с доводами ответчиков о нецелесообразности применения названой прокурором меры защиты, сославшись на то, что отсутствие кнопки экстренного вызова не обеспечит в полной мере антитеррористическую защищенность объекта.
Однако такие выводы суда не подтверждены доказательствами, поскольку при рассмотрении дела, вопрос о достаточности выполненных мероприятий для обеспечения антитеррористической защищенности здания школы не обсуждался.
Вместе с тем, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие отсутствие технической возможности обеспечить эффективное функционирование системы для передачи тревожных сообщений.
По сообщению Управления образования администрации Пожарского муниципального района Приморского края от 14 октября 2016 года, направленному в адрес прокурора Пожарского района, на территории Пожарского района обслуживание кнопок экстренного вызова полиции в общеобразовательных и дошкольных учреждениях обеспечивает отдел по Пожарскому району филиала федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны УМВД России по Приморскому краю".
Согласно Положению об отделе вневедомственной охраны по Пожарскому району, утвержденному приказом ФГКУ "УВО ВНГ России по Приморскому краю" от 20 октября 2016 года (л.д. 27-40) учреждение обеспечивает оперативное реагирование на сообщения о срабатывании пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны (п. 18.6 Положения), зоной обслуживания филиала является пгт. Лучегорск Пожарского района (п. 13 Положения).
Согласно письму отдела вневедомственной охраны по Пожарскому району - филиала ФГКУ УВО ВНГ России по Приморскому краю от 31 октября 2016 года, направленному в адрес начальника управления образования администрации Пожарского муниципального района, подключение школ на пульт вневедомственной охраны возможно только для мониторинга, так как школы располагаются за пределами пгт. Лучегорск, в связи с чем выезд группы задержания будет невозможен.
Село Федосьевка находится на расстоянии 14 км от пгт. Лучегорска, то есть за пределами зоны обслуживания вневедомственной охраны, следовательно, для дошкольного учреждения, находящегося в с. Федосьевка отсутствует техническая возможность оборудования средствами тревожной сигнализации, которые должны обслуживаться уполномоченными органами.
Согласно информационному письму ЧОП "Защита бизнеса" время реагирования на тревожный сигнал в с. Федосьевка составляет 14 минут, что также не отвечает целям оперативного реагирования на несанкционированные вторжения и защиты от угроз террористического характера.
Установленные судебной коллегией обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях администрации Пожарского муниципального района и муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 12" с. Федосьевка незаконного бездействия, связанного с непринятием мер по предупреждению террористической опасности, что в силу части 9 статьи 226, пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
Судебная коллегия, отменяя решение, принимает новое решение об отказе прокурору Пожарского района в удовлетворении иска к администрации Пожарского муниципального района и муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 12" с. Федосьевка о возложении обязанности установить кнопку передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пожарского районного суда Приморского края от 26 декабря 2016 года отменить, принять новое решение.
Прокурору Пожарского района отказать в удовлетворении иска к администрации Пожарского муниципального района, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 12" с. Федосьевка о возложении обязанности.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.