Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 10 марта 2017 г. по делу N 33а-98/2017
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего Корякина В.Г., судей Сивова В.В. и Двойцева Ю.В. при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Бараги В.И. на решение Красноярского гарнизонного военного суда от 14 декабря 2016 года по административному иску военнослужащего войсковой части ... Андриишина Ю.Б. об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Красноярск) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальное отделение) о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Двойцева Ю.В., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Как видно из материалов дела, 25 февраля 2013 года Андриишин Ю.Б., проходящий военную службу по контракту, заключенному до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, и имеющий на тот период общую продолжительность военной службы более 10 лет, был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в избранном постоянном месте жительства городе С ... с 13 июля 2011 года.
После истечения срока контракта с административным истцом 18 февраля 2016 года заключен новый контракт сроком на пять лет, поскольку предельный возраст пребывания на военной службе в связи с изменениями законодательства у Андриишина наступал 17 февраля 2021 года.
Решением начальника территориального отделения от 6 июля 2016 года N ... Андриишин снят с учета нуждающихся в жилом помещении на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Жилищный орган исходил из того, что административный истец проходит военную службу по контракту, заключенному до февраля 2021 года, и по месту военной службы обеспечен жилым помещением.
Не согласившись с указанными действиями должностного лица, Андриишин обратился в гарнизонный военный суд с требованиями признать их незаконными, возложить на административного ответчика обязанность отменить названное решение и восстановить его на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Гарнизонный военный суд административный иск Андриишина удовлетворил и обязал начальника территориального отделения отменить решение от 6 июля 2016 года о снятии административного истца с учета в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Барага В.И., утверждая о неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии им выводов суда, изложенных в решении, и нарушении норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы представитель начальника территориального отделения, ссылаясь на пункт 9 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, указывает, что после заключения нового контракта о прохождении военной службы до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, истец перестал относиться к категории военнослужащих, увольняемых с военной службы. Кроме того, отсрочка наступления у Андриишина предельного возраста пребывания на военной службе в связи с изменением законодательства до феврале 2021 года, свидетельствует об отсутствии оснований для постановки его на жилищный учет в настоящее время.
В своих возражениях, административный истец Андриишин, анализируя материалы дела и законодательство, регулирующее спорные правоотношения, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Андриишин, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, в феврале 2016 года заключил контракт о прохождении военной службы до наступления предельного возраста пребывания на ней, то есть до 17 февраля 2021 года. По месту военной службы административный истец обеспечен жилым помещением.
Согласно решению начальника территориального отделения от 6 июля 2016 года N ... Андриишин снят с учета нуждающихся в жилом помещении на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Удовлетворяя административное исковое заявлении, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель принят на жилищный учет при прохождении военной службы в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и другими нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации и продолжает ее проходить в настоящее время, и с учетом этого жилищным органом Министерства обороны Российской Федерации не выполнены обязательства перед Андриишиным по решению жилищного вопроса. Кроме того, ни в Жилищном кодексе Российской Федерации, ни в других нормативных актах по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих не содержится такого основания для снятия с жилищного учета как продолжение прохождения военной службы по контракту до достижения предельного возраста пребывания на военной службе.
Однако такие выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставлялись служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении военной службы свыше этих сроков - жилые помещения на общих основаниях.
Названный Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон).
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 15 Закона военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.Содержание названных норм в их взаимосвязи указывает на то, что военнослужащие, заключившие контракт и назначенные после окончания военно-учебного заведения на воинские должности до 1 января 1998 года, подлежат обеспечению жилыми помещениями на общих основаниях по месту военной службы (в старой редакции Закона - после пяти лет военной службы после окончания военно-учебного заведения).
Каких-либо оснований для обеспечения таких военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания не по месту военной службы в период ее прохождения не имеется. Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 15 Закона право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства у них возникает только при увольнении с военной службы и только при наличии определенных условий, а именно при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Согласно федеральному закону от 2 апреля 2014 года N 64-ФЗ внесены изменения в пункт 1 статьи 49 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно которым предельный возраст пребывания на военной службе для военнослужащих в воинском звании ... установлен 50 лет вместо 45 лет.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 2 апреля 2014 года N 64-ФЗ данный закон вступил в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, то есть 30 сентября 2014 года, а военнослужащие, заключившие новый контракт о прохождении военной службы до наступления предельного возраста пребывания на военной службе до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе уволиться с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что она установилаисключение для военнослужащих, которые при наличии возможности продолжить военную службу до 50 лет сохранили право на увольнение по достижении предельного возраста пребывания на военной службе по ранее действовавшему законодательству в 45 лет.
Вместе с тем порядок и сроки принятия решения об увольнении либо продолжении военной службы для такой категории военнослужащих исключений не содержат и осуществляются по ранее установленным правилам.
Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы в силу пункта 13 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Согласно статьи 28 Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2015 года N 660, уточнение у военнослужащего вопроса заключения им нового контракта производится за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта.
Названные предписания правовых норм во взаимосвязи с положениями статьей 49 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и статьи 2 Федерального закона от 2 апреля 2014 года N 64-ФЗ "О внесении изменений в статьи 49 и 53 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" указывают на то, что решение определенной категорией военнослужащих, к которой относится заявитель, вопроса об увольнении по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо о заключении нового контракта производится за шесть месяцев до истечения срока действия ранее заключенного контракта.
Следовательно, принятие такими военнослужащими в указанный период решения о заключении нового контракта указывает на отсутствие обязанности у федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, по обеспечению их жилым помещением не по месту военной службы.
В свою очередь, если военнослужащий, несмотря на возможность продолжения военной службы, за шесть месяцев до истечения срока контракта примет решение об увольнении на основании пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 2 апреля 2014 года N 64-ФЗ "О внесении изменений в статьи 49 и 53 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" он вправе одновременно поставить вопрос об обеспечении его жилым помещением по избранному месту жительства.
Принятие решения об увольнении на более ранней стадии для данной категории военнослужащих, вопреки утверждению суда первой инстанции, не может влечь правовых последствий, и, как следствие, возникновения у федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанности по признанию их нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства после увольнения военной службы.
Таким образом, решение начальника территориального отделения от 6 июля 2016 года N ... о снятии административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях основано на законе и прав заявителя не нарушает.
При указанных данных решение гарнизонного военного суда подлежит отмене в связи с существенным нарушением норм материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований Андриишина.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Красноярского гарнизонного военного суда от 14 декабря 2016 года по административному иску Андриишина Ю.Б. отменить.
Принять по делу новое решение, которым Андриишину Ю.Б. в удовлетворении настоящего административного иска отказать.
Председательствующий по делу В.Г. Корякин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.