Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.
судей Глушенко Н.О., Гудковой Г.В.
при секретаре Сосновской О.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора г. Костомукша на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 01 декабря 2016 года по иску прокурора г. Костомукша в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Березка", администрации Костомукшского городского округа о возложении обязанности по совершению определенных действий.
Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Костомукша обратился в суд по тем основаниям, что прокуратурой г. Костомукша в ходе проверки исполнения МБДОУ "Детский сад "Березка" законодательства о противодействии терроризму было выявлено, что дошкольное учреждение не оборудовано системой видеонаблюдения. В связи с чем просил суд обязать ответчиков в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание дошкольного учреждения системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории учреждения, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С решением не согласен прокурор г. Костомукша. В апелляционном представлении просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование представления указывает, что из приложения "В" к Своду правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения" следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты). Указывает также, что суд не дал оценку доводам прокурора, касающимся необходимости применения требований законодательства о противодействии терроризму, об образовании и Приказа Рособразования от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений". Кроме того, принятые учреждением меры являются недостаточными, поскольку они не позволяют обеспечить надлежащий контроль на территории дошкольного учреждения. В связи с этим полагает неверным вывод суда, что учреждением осуществлен комплекс мероприятий, направленных на защиту обучающихся и работников образовательного учреждения от противоправных посягательств.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Миронов С.Ю. доводы апелляционного представления поддержал по изложенным в нем основаниям, просил заявленные требования удовлетворить, обязав администрацию Костомукщского городского округа профинансировать работы по установке системы видеонаблюдения, а детское объединение - установить данную систему в течение месяца.
Ответчики администрация Костомукшского городского округа, МБДОУ "Березка" надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, своих представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили.
Третьи лица Совет Костомукшского городского округа, финансовый орган муниципального образования "Костомукшский городской округ" своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела. От Совета Костомукшского городского округа поступило ходатайство о рассмотрении апелляционного представления прокурора г. Костомукша без их участия.
Заслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, коллегия полагает решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки прокуратурой г. Костомукша МБДОУ "Детский сад "Березка" было установлено, что ни здание, расположенное по адресу: Республика Карелия, ( ... ), ни прилегающая к нему территория в виде земельного участка с кадастровым номером ( ... ) не оборудованы системой видеонаблюдения и системой фиксации данных, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательной организации, а также иных лиц, посещающих учреждение.
Здание детского сада введено в эксплуатацию в 1982 году. В целях создания безопасных условий обучения и воспитания обучающихся, присмотра и ухода за ними в МБДОУ "Березка" предприняты следующие меры: установлено периметральное ограждение в виде металлического забора, имеется система охраны (договор об оказании услуг технической охраны имущества с использованием охранной сигнализации и (или) системы экстренного вызова полиции от 01.01.2016 N1141 GSM), в вечернее время и выходные дни охрана осуществляется силами сторожей. Актом обследования (технического осмотра) состояния ТСО и инженерно-технической укрепленности объекта от 26.02.2016 техническая укрепленность здания и территории МБДОУ "Детский сад "Березка" признана соответствующей предъявляемым требованиям, а технические средства охраны - пригодными для дальнейшей эксплуатации.
Дав оценку установленным обстоятельствам и проанализировав подлежащие применению к спорным правоотношениям нормы права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующим федеральным законодательством на администрацию муниципального образования и на образовательное дошкольное учреждение не возложено прямой обязанности по установке систем видеонаблюдения. Таким образом, поскольку установка в дошкольных образовательных учреждениях систем видеонаблюдения является одной из форм обеспечения антитеррористической защищенности детей, но конкретную форму определяет само учреждение, суд признал утверждение прокурора об обязательной оснащенности детских садов системами видеонаблюдения не основанным на законе, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Между тем, приведенные выводы суда первой инстанции нельзя признать правильными в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Приказом Рособразования от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности (пункт 4.1), а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений (пункт 5.1), разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников) (пункт 5.2).
Исходя из содержания вышеуказанных нормативных правовых актов, на ответчиков возложена обязанность принятия мер по обеспечению безопасности обучающихся и работников образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе, террористических актов.
Положения п. 6.48 свода правил "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N635/10) предписывают для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112". Из приложения "В" к Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения.
Выводы суда о том, что здание дошкольного образовательного учреждения введено в эксплуатацию до вступления в силу требований Технического регламента безопасности зданий и сооружений и Свода правил "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", в связи с чем эти требования не могут быть применены до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения, не могут быть признаны состоятельными.
Пунктом 2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо, чтобы в них были устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Положения п. 1 ч. 1 ст. 42 Федерального закона "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" предусматривают, что требования к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения. Аналогичную норму содержит СП 118.13330.2012.
Однако установленные Федеральным законом и Сводом правил ограничения в применении их требований к зданиям и сооружениям, в данном случае применены быть не могут, поскольку выполнение работ по установке системы видеонаблюдения не связано с реконструкцией или капитальным ремонтом зданий и учреждений.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения, то есть повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Разрешая настоящий спор, судебная коллегия также принимает во внимание и то обстоятельство, что актом обследования (технического осмотра) состояния ТСО и инженерно-технической укрепленности объекта от 26.02.2016, на который ответчик МБДОУ "Детский сад "Березка" ссылается в качестве обоснования своей позиции, в рамках предложений комиссии по усилению оснащенности объекта техническими средствами охраны рекомендуется смонтировать системы ОС и видеонаблюдения в срок до 01.06.2016.
На основании изложенного, решение суда об отказе в удовлетворении иска подлежит отмене в силу пп. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных прокурором г. Костомукша требований. Учитывая положения ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции возлагает на администрацию Костомукшского городского округа в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу выделить МБДОУ "Детский сад "Березка", расположенному по адресу: Республика Карелия, ( ... ), денежные средства в размере, необходимом для установки системы видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Березка", а на МБДОУ "Детский сад "Березка" - обязанность в течение 1 месяца с момента выделения администрацией Костомукшского городского округа денежных средств установить систему видеонаблюдения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории дошкольного учреждения. Указанный срок судебная коллегия с учетом представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств дела находит адекватным и достаточным для совершения всех необходимых действий, связанных с приведением территории детского сада в соответствие с требованиями законодательства о противодействии терроризму.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 01 декабря 2016 года по настоящему делу отменить. Принять по делу новое решение.
Иск прокурора г. Костомукша в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Березка", администрации Костомукшского городского округа о возложении обязанности по совершению определенных действий удовлетворить.
Обязать администрацию Костомукшского городского округа в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу выделить муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Березка", расположенному по адресу: Республика Карелия, ( ... ), денежные средства в размере, необходимом для установки системы видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Березка".
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Березка" в течение 1 месяца с момента выделения администрацией Костомукшского городского округа денежных средств установить систему видеонаблюдения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Березка".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.