Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Александровой Ю.К.
судей
Зарочинцевой Е.В., Грибиненко Н.Н.
при секретаре
Сидорове Д.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Малеевой О. В. на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2016 года по гражданскому делу N2-4515/16 по иску Малеевой О. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) по Кировскому району Санкт-Петербурга о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Александровой Ю.К., объяснения представителей истца - К. и Т., действующих на основании доверенности от "дата" сроком на один год, представителя ответчика - Б., действующей на основании доверенности от "дата" сроком на три года, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Малеева О.В. обратилась в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с исковыми требованиями к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - УПФ Российской Федерации по Кировскому району СПб) о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований истец указала, что решением ответчика N N ... от 17 февраля 2016 года ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения; к зачёту в специальный стаж было принято 14 лет 4 месяца 28 дней.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, настаивая на удовлетворении заявленных требований, Малеева О.В. просила обязать УПФ Российской Федерации по Кировскому району СПб включить в её специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья, периоды: с 1 ноября 1994 года по 31 декабря 1994 года, с 2 марта 1995 года по 30 апреля 1995 года - обучение на курсах повышения квалификации, с 2 октября 2000 года по 4 октября 2002 года - работа в должности медицинской сестры здравпункта АОЗТ " " ... Э"", с 7 октября 2002 года по 9 января 2016 года - работа в должности " ... " в АО " " ... П"", а также обязать ответчика назначить ей пенсию с 9 января 2016 года.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2016 года в удовлетворении заявленных Малеевой О.В. требований отказано.
В апелляционной жалобе Малеева О.В. ставит вопрос об отмене постановленного судом решения, считая его незаконным и необоснованным, просит принять по делу новое решение, указывая в жалобе на нарушение судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения норм материального права.
Представители истца - К ... и Т.., действующие на основании доверенности, в заседание судебной коллегии явились, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали, настаивали на её удовлетворении.
Представитель ответчика - Б.., действующая на основании доверенности, в заседание судебной коллегии явилась, против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, а сторонами не оспаривается, что с 7 октября 2002 года по настоящее время Малеева О.В. работает в АО " " ... П"" в должности " ... ".
Решением ответчика от 17 февраля 2016 года N N ... Малеевой О.В. отказано в досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, так как не выработан необходимый стаж.
Как указывалось ранее, обращаясь с настоящим иском, Малеева О.В., в том числе просила обязать ответчика включить в её специальный стаж период работы с 7 октября 2002 года по 9 января 2016 года в АО " " ... П"" в должности " ... ".
Между тем, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных Малеевой О.В. требований в указанной части.
Так, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В пункте 18 вышеуказанного Постановления разъяснено, что, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Таким образом, лицу, обратившемуся за оформлением трудовой пенсии по старости по указанным основаниям, надлежало представить суду доказательства наличия необходимого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной деятельности, в учреждении либо в структурном подразделении организации, не поименованной в Списке, но перечисленной в пункте 6 вышеназванных Правил.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 декабря 2013 года N 2064-О, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, что не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства при реализации права на пенсионное обеспечение.
Периоды работы, подлежащие включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, определяются в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном этим же Постановлением.
При изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие на основании лицензий медицинскую деятельность, в указанных Списках и Правилах не указаны.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года N11-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации положение подпункта 10 пункта 1 статьи 28 (в настоящее время подпункта 20 п. 1 ст. 27) Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающее для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными.
Таким образом, в указанном Постановлении речь идёт не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения. Указанная правовая позиция вытекает из положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой учреждения могут быть созданы гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N84-О, от 29 января 2009 года N67-О-О, от 23 июня 2009 года N906-О-О оспаривались подпункт 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в той мере, в какой указанными нормами не предусмотрено включение в стаж периодов осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в качестве индивидуального предпринимателя, а также в товариществе с ограниченной ответственностью, то есть не в учреждениях здравоохранения.
Отказывая в принятии к рассмотрению указанных жалоб, Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года за N781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.
Аналогично реализовывалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которое также не предполагало включение в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066).
Такая же правовая позиция в последующем была изложена и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 года N520-О-О.
Учитывая, что по своей организационно-правовой форме АО " " ... П"" не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, то спорный период работы Малеевой О.В. с 7 октября 2002 года по 9 января 2016 года не может быть включен в стаж работы, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из изложенного, выводы суда в указанной части соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта в указанной части по доводам апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, а сторонами не оспаривается, что в периоды с 1 ноября 1994 года по 31 декабря 1994 года и с 2 марта 1995 года по 30 апреля 1995 года Малеева О.В., работая в должности " ... " в ТМО N N ... , направлялась работодателем на курсы повышения квалификации.
Материалами дела подтверждается, а сторонами не оспаривается также, что в период с 2 октября 2000 года по 4 октября 2002 года Малеева О.В. работала в должности " ... " здравпункта АОЗТ " " ... Э"".
Как указывалось ранее, решением ответчика от 17 февраля 2016 года N N ... Малеевой О.В. отказано в досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, так как не выработан необходимый стаж.
Разрешая по существу заявленные Малеевой О.В. требования в части обязания Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) по Кировскому району Санкт-Петербурга включить периоды обучения истца на курсах повышения квалификации с 1 ноября 1994 года по 31 декабря 1994 года, с 2 марта 1995 года по 30 апреля 1995 года и работы истца с 2 октября 2000 года по 4 октября 2000 года в должности " ... " здравпункта АОЗТ " " ... Э"" в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", статей Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принимая во внимание Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 "О страховых пенсиях", утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации N516 от 11 июля 2002 года, Правила N781 от 29 октября 2002 года, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", утверждаемые Правительством Российской Федерации, а также разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", пришёл к правильному выводу о том, что указанные период обучения Малеевой О.В. на курсах повышения квалификации и работы в должности " ... " здравпункта АОЗТ " " ... Э"" подлежали зачёту в её специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.
Данный вывод Кировского районного суда Санкт-Петербурга судебная коллегия считает законным и обоснованным, основанном на полном и всестороннем исследовании представленных доказательств при точном соблюдении норм материального права.
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2016 года ответчиком не обжалуется.
Вместе с тем, исходя из того, что с учётом данных периодов ни на момент обращения к ответчику, ни в настоящее время истец не имеет требуемого 30-летнего стража по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, суд первой инстанции пришёл к выводу об отказе в удовлетворении требований Малеевой О.В. о включении данных периодов обучения и работы истца в специальный стаж.
Судебная коллегия не может согласиться с приведённым выводом Кировского районного суда Санкт-Петербурга об отказе в удовлетворении заявленных Малеевой О.В. требований в указанной части, поскольку факт обучения истца на курсах повышения квалификации с 1 ноября 1994 года по 31 декабря 1994 года, с 2 марта 1995 года по 30 апреля 1995 года и работы истца с 2 октября 2000 года по 4 октября 2000 года в должности " ... " здравпункта АОЗТ " " ... Э"", установлен судом, подтверждён материалами дела и не оспаривается ответчиком, в связи с чем указанные периоды обучения и работы истца подлежат включению в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.
Принимая во внимание, что даже с учётом включения в стаж периодов обучения Малеевой О.В. на курсах повышения квалификации и её работы в должности " ... " здравпункта в ОАЗТ " " ... Э"", истец не имеет необходимый для назначения льготной пенсии 30-летний стаж, судебная коллегия считает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Малеевой О.В. об обязании ответчика назначить ей пенсию с 9 января 2016 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2016 года в части отказа в удовлетворении требований Малеевой О. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) по Кировскому району Санкт-Петербурга о включении периодов обучения на курсах повышения квалификации с 1 ноября 1994 года по 31 декабря 1994 года, с 2 марта 1995 года по 30 апреля 1995 года и работы с 2 октября 2000 года по 4 октября 2000 года в должности " ... " здравпункта АОЗТ " " ... Э"" в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, отменить.
Принять по делу в указанной части новое решение.
Исковые требования Малеевой О. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) по Кировскому району Санкт-Петербурга о включении периодов обучения на курсах повышения квалификации с 1 ноября 1994 года по 31 декабря 1994 года, с 2 марта 1995 года по 30 апреля 1995 года и работы с 2 октября 2000 года по 4 октября 2000 года в должности " ... " здравпункта АОЗТ " " ... Э"" в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) по Кировскому району Санкт-Петербурга включить период обучения Малеевой О. В. с 1 ноября 1994 года по 31 декабря 1994 года и с 2 марта 1995 года по 30 апреля 1995 года на курсах повышения квалификации и период работы Малеевой О. В. с 2 октября 2000 года по 4 октября 2000 года в должности " ... " здравпункта АОЗТ " Э" в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.
В остальной части решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Малеевой О. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.