Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Осининой Н.А.
судей
Луковицкой Т.А., Цыганковой В.А.
При секретаре
Васильеве А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1019/2016 по апелляционной жалобе Степаняна Р. М. на решение Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 20 сентября 2016 года по иску Степаняна Р. М. к Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга о признании членами семьи, обязании выдать государственный жилищный сертификат.
Заслушав доклад судьи Осининой Н.А., объяснения истца Степаняна Р.М. и его представителя Чернышева А.А., 3-их лиц Степаняна Г.Р., Гаспарян Г.Г., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Степанян P.M. обратился в суд с иском и после изменения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просил признать членами семьи совместно проживающих с истцом несовершеннолетних внуков С.Н., "дата" года рождения и С.Р., "дата" года рождения, а также супругу сына истца - Г.Г., и обязать Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга выдать государственный жилищный сертификат в соответствии с п.п. "е" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы с учетом названных членов семьи.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 2004 года постоянно проживает на территории Санкт-Петербурга совместно с сыном С.Г., невесткой Г.Г. и несовершеннолетними внуками С.Н. и С.Р., ведут общее хозяйство и имеют общий бюджет. С 2015 года истец принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Решением Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 20 сентября 2016 года Степаняну Р.М. в удовлетворении исковых требований отказано.
Степанян Р.М. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
Исходя из положений ст.167 ГПК РФ, с учетом того, что представитель ответчика - Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга, третьего лица - Администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом факсимильными сообщениями, представитель третьего лица - Администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Степанян P.M. является ликвидатором последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, подвергшимся воздействию радиации, и относится к категории лиц, которые в соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы, в том числе имеют право на обеспечение жильем при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ст. 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п.3 ч.1 ст.13 названного Закона, гарантируется обеспечение в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище на 2015 -2020 годы", которой установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на 2015 - 2020 годы" осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на 2015 - 2020 годы", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N153.
Согласно подп. "е" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют в том числе, граждане РФ, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Из материалов дела следует, что истец с супругой С.Н., сыном С.Г., супругой сына Г.Г., несовершеннолетними внуками С.Н., "дата" рождения, и Степанян Р., "дата" рождения, зарегистрированы постоянно проживающими совместно со своими знакомыми В.А., Г.А., Д.А., Д.М. в отдельной квартире, общей площадью 40,4 кв.м, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", принадлежащей на праве общей долевой собственности В.А., Г.А., Д.А. (л.д. 34).
Из пояснений истца и участвующих в деле в качестве третьих лиц С.Г. и Г.Г. следует, что фактически они проживают в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" на основании договора аренды жилого помещения.
Судом установлено, что 21.01.2015 истец обратился с заявлением в администрацию Кронштадтского района Санкт-Петербурга о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (л.д. 18-19).
На основании распоряжения главы администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга от 18.02.2015 N 521-р истец в составе семьи 1 человек принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ (л.д.103, 105-106).
19.02.2015 истец обратился с заявлением в администрацию Кронштадтского района Санкт-Петербурга о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (л.д. 20-21).
04.05.2015 истец обратился в администрацию Кронштадтского
района Санкт-Петербурга с заявлением о выделении ему и членам его семьи государственного жилищного сертификата в 2016 году (л.д. 41).
Распоряжением главы администрации Кронштадтского района Санкт-
Петербурга от 29.07.2015 N2562-р истец признан участником
подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению
жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" в составе семьи 1 человек, как относящийся к категории "граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварий на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица" (л.д. 42).
11.05.2016 истец обратился в администрацию Кронштадтского
района Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче ему государственного
жилищного сертификата в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы (л.д.43-45).
23.05.2016 с целью реализации жилищных прав участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" истцу был выдан государственный жилищный сертификат серии МЧ N ... , размер социальной выплаты по которому составляет 1 425 917 руб. (л.д. 123)
После получения указанного государственного жилищного сертификата истец обратился в Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга с заявлением об отказе от его получения в связи с увеличением состава семьи (супруга сына, внук и внучка).
Из ответа жилищного отдела администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга от 03.08.2016 года N08-24/442 усматривается, что Степанян P.M. состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений с 18.02.2015 с составом семьи 1 человек. Невестка Г.Г., внуки С.Н. "дата" рождения и С.Р. "дата" рождения, на жилищном учете не состоят, заявления об их включение в учетное дело истца в качестве членов семьи в администрацию Кронштадтского района не поступали.
Таким образом, как следует из материалов дела, с заявлением о признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений, наряду с истцом, а также заявления о включение в учетное дело истца в качестве членов его семьи Г.Г. с несовершеннолетними детьми С.Н. "дата" рождения и С.Р. "дата" рождения, не обращались и, соответственно, решения по этому вопросу администрацией Кронштадтского района Санкт-Петербурга не принималось.
Вместе с тем, по смыслу нормативных положений, определяющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Порядок принятия на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений определен в статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
При разрешении заявленных истцом требований суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований о признании членами семьи истца его несовершеннолетних внуков и невестки и обязании Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга выдать государственный жилищный сертификат, поскольку ответчик не является уполномоченным органом по признанию граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий ни в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, ни в целях последующего обеспечения государственными жилищными сертификатами. При этом несовершеннолетние внуки и невестка истца нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке не признаны, в учетное дело истца не включены а Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга правом и функциями по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий не наделено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 20 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Степаняна Р. М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.