Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "***" ФИО на постановление судьи *** районного суда г. Москвы от 7 ноября 2016 года, которым
постановление N *** главного государственного санитарного врача Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в ЗАО ФИО от 15 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "***" (далее - ООО "***", Общество), оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения,
установил:
Постановлением N *** главного государственного санитарного врача Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в ЗАО от 15 июля 2016 года ООО "***" привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановление защитник ООО "***" ФИО обратился с жалобой в суд. Судьёй Никулинского районного суда г.Москвы вынесено указанное выше решение об отмене которого просит защитник.
В обосновании доводов жалобы, заявитель указывает на то, что решение судьи районного суда незаконно и необоснованно, поскольку не был учтен факт хранения люминесцентных ламп в подвальном помещении с бетонным полом. Данное помещение закрывается, к нему нет свободного доступа третьих лиц и оно удалено от объектов бытового назначения и рабочих мест, имеет приточно-вытяжную вентиляцию, обладающую хорошей эффективностью. Данные лампы хранились в футлярах, предназначенных для их хранения. Был заключен договор на утилизацию этих лам.
В судебное заседание защитник ООО "***" ФИО явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав защитника, заключение старшего прокурора отдела прокуратуры города Москвы ФИО, полагавшей обжалуемые постановление и решение законными и обоснованными, не усматриваю оснований для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица административного органа.
В соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица обязаны, в том числе, выполнить требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. В соответствии со ст. 22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проведенного старшим помощником *** межрайонного прокурора г. Москвы ФИО, совместно со старшим инспектором 1 РОНПР Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве ФИО, инспектором ОППН ОУФМС России по г. Москве в ЗАО ФИО, главным специалистом Мосжилинспекции ФИО, главным специалистом ТО Роспотребнадзора по г. Москве в ЗАО ФИО, специалистом-экспертом ТО Роспотребнадзора по г. Москве в ЗАО ФИО, установлено, что 14 апреля 2016 года по адресу: ***, ООО "***" нарушены требования санитарного законодательства, а именно: сбор и временное хранение отходов I класса опасности (отработанных люминесцентных ламп) осуществляется в помещении электрощитовой, совместно с другим электрооборудованием, без специально выделенного для этой цели помещения. Электрощитовая расположена в подвальном помещении общежития, оборудована шкафами, стеллажами, 1 рабочим местом. Хранение коротких отработанных люминесцентных ламп осуществляется в негерметично закрывающемся спец контейнере (не оборудованном крышкой или чехлом), навалом, в защитных футлярах и без футляров. Хранение длинных ламп рядом с указанным спец контейнером, в вертикальном положении на металлическом напольном покрытии. Приказ на ответственное лицо за обращение с указанными отходами не представлен. Инструкция по организации сбора, накопления, размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не представлена.
Таким образом, должностным лицом административного органа и судьёй районного суда установлено, что ООО "***" нарушил ст. 11, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 80; пункты 3, 5 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде".
Указанные действия (бездействие) ООО "***" квалифицированы по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "***" подтверждена: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 11 мая 2016 года по ст. 8.2 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "***"; актом проверки от 14 апреля 2016 года, проведенной в присутствии менеджера ООО "***" ФИО; фото-таблицей, иными письменными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, совершенное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
То обстоятельство, что ООО "***" был заключен договор на утилизацию люминесцентных ламп, не свидетельствует о том, что Обществом не были нарушены требования п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 80; пункты 3, 5 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", согласно которым накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.
Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.
При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов.
Как усматривается из акта и фото-таблицы, ООО "***" на дату проверки 14 апреля 2016 года осуществляло хранение люминесцентных ламп в помещении электрощитовой, совместно с другим электрооборудованием, без специально выделенного для этой цели помещения. Электрощитовая расположена в подвальном помещении общежития, оборудована шкафами, стеллажами, 1 рабочим местом. Хранение коротких отработанных люминесцентных ламп осуществляется в негерметично закрывающемся спец контейнере (не оборудованном крышкой или чехлом), навалом, в защитных футлярах и без футляров. Хранение длинных ламп рядом с указанным спец контейнером, в вертикальном положении на металлическом напольном покрытии.
В этой связи ссылка на то, что люминесцентные лампы хранились в специально отведенном для этой цели помещении с бетонным полом на достаточном удалении от объекта бытового назначения и рабочих мест и мело приточно-вытяжную вентиляцию, не состоятельна.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, ООО "***" в нарушение требований ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не было принято всех зависящих мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.
Доводы жалобы не опровергают выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о виновности ООО "***" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов и не могут служить основанием к их отмене.
Постановление о привлечении ООО "***" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО "***" в пределах, установленных санкцией ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, а также принцип презумпции невиновности, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление N *** главного государственного санитарного врача Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г.Москве в ЗАО от 15 июля 2016 года, решение судьи *** районного суда г. Москвы от 7 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "***" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "***" ФИО - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.