Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.,
судей Кавуновой В.В., Костогладовой О.Г.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца К.Д.А. на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 26 декабря 2016 года по делу
по иску К.Д.А. к Региональному управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации по Алтайскому краю в лице ликвидационной комиссии, Министерству внутренних дел Российской Федерации об изменении формулировки приказа об увольнении, взыскании денежного довольствия, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.Д.А. обратился в суд с иском к Региональному управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации по Алтайскому краю в лице ликвидационной комиссии, Министерству внутренних дел Российской Федерации об изменении формулировки приказа об увольнении, взыскании денежного довольствия, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указал, что между ним и ответчиком был заключен контракт о прохождении службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии с занимаемой должностью контракт и приказ о приеме на службу носили секретный характер.
Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена. Данным нормативным актом определен срок для проведения и завершения организационно-штатных мероприятий до 01 июня 2016г.
В соответствии с приказом начальника Регионального управления ФСКН России по Алтайскому краю ***-лс от ДД.ММ.ГГ К.Д.А. был уволен со службы в органах наркоконтроля и исключен из списков сотрудников, на основании п.п. 7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в связи с переводом в другой государственный орган).
Истец полагает, что при увольнении работодателем были допущены нарушения требований законодательства.
Так, в соответствии с п.3.4 Приказа ФСКН России N115 от 12.04.2005г. "Об утверждении инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", обязательными условиями увольнения сотрудника органа наркоконтроля по подп.7 пункта 142 Положения о службе, являются волеизъявление сотрудника в виде исходящей от него инициативы увольнения, либо его письменное согласие на увольнение по инициативе работодателя, а также подтверждение перевода сотрудника органа наркоконтроля письмом, подписанным руководителем государственного органа, куда осуществляется перевод. Данные условия при увольнении истца соблюдены не были.
Согласно Указу Президента РФ N156, сотрудники наркоконтроля продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения организационно-штатных мероприятий, предусмотренных этим указом. Истец же был принят на службу в органы МВД России лишь ДД.ММ.ГГ., несмотря на его мнимый перевод туда ДД.ММ.ГГ. Он не был своевременно уведомлен об увольнении ДД.ММ.ГГ трудовая книжка ему не выдавалась, об увольнении истицу стало известно лишь в ДД.ММ.ГГ.
Считая свои трудовые права нарушенными, истец просил изменить формулировку приказа Регионального управления ФСКН России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ ***-лс об увольнении, в части увольнения и исключения из списка сотрудников органов наркоконтроля К.Д.А., изменив дату увольнения и исключения из списков сотрудников органов наркоконтроля с ДД.ММ.ГГ на ДД.ММ.ГГг., взыскать с Регионального управления ФСКН России по Алтайскому краю в лице ликвидационной комиссии и МВД России как правопреемника ФСКН России, сумму денежного довольствия за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. в размере *** руб., проценты за нарушение сроков выплаты денежного довольствия в порядке ст. 236 ТК РФ, а также компенсацию морального вреда в размере ***.
Судом к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю.
Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 26 декабря 2016 года в удовлетворении иска К.Д.А. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить.
В обоснование жалобы указывает на то, что суд, признав его увольнение законным, не учел нарушение работодателем при увольнении истца ведомственных нормативно-правовых актов ФСКН, а именно, п. 3.4. Приказа ФСКН России N115 от 12.04.2005 "Об утверждении инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", поскольку согласие от руководителя соответствующего подразделения МВД России, готового принять на службу истца, не было. Судом не учтены положения, содержащиеся в Указе Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N156 о принятии на службу в органы внутренних дел в порядке перевода (без испытательного срока и аттестации).
Суд ссылается на ст. 33 Федерального закона N305-ФЗ от 03.07.2016. Однако на момент принятия данного закона истец уже был уволен со службы в органах наркоконтроля. При этом, применяя данную правовую норму, суд не учел, что в ДД.ММ.ГГ года истец не был ознакомлен с приказом об увольнении, выписки из приказов не выдавались. Истец с ДД.ММ.ГГ по дату фактического перевода в органы МВД России продолжал являться на службу, выполнял поручения руководства ликвидационной комиссии РУ ФСКН России по Алтайскому краю. Он мог реализовать свое право на труд, самостоятельно трудоустроиться к иному работодателю, поступить на службу в порядке перевода в органы МВД России на вакантную должность, так как для этого требовалось предоставить сведения (выписку из приказа) об увольнении из органов наркоконтроля.
Истец полагает, что в связи с допуском к выполнению служебных обязанностей, сокрытием факта увольнения со службы в РУ ФСКН России по Алтайскому краю он фактически находился в распоряжении органа наркоконтроля. Оставление в распоряжении, несмотря на отсутствие соответствующих приказов, подлежит оплате.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграций" постановленоупразднить Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральную миграционную службу (п.1). Передать Министерству внутренних дел Российской Федерации функции и полномочия, а также штатную численность упраздняемых ведомств (п.2).
Пунктом 4 Указа определено, что сотрудники органов наркоконтроля продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом. Сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается.
Проведение организационно-штатных мероприятий должно быть завершено до 01.06.2016, что определено в п.5 Указа Президента Российской Федерации N156 от 05.04.2016.
В соответствии с приказом руководителя ФСКН России N 161 от 26.05.2016, изданным во исполнение вышеназванного Указа Президента Российской Федерации N 156 от 05.04.2016, сотрудники органов наркоконтроля должны быть освобождены от занимаемых должностей с 01.06.2016.
Особенности, связанные с увольнением сотрудников органов наркоконтроля со службы в связи с упразднением ФСКН России, а также их переводом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации урегулированы Федеральным законом N 305-ФЗ от 03.07.2016 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции".
Частью 1 и 4 ст. 33 названного Федерального закона N 305-ФЗ установлено, что сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течении трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
Из приведенных положений Федерального закона во взаимосвязи с положениями Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156, следует, что увольнение сотрудников упраздняемых органов наркоконтроля (за исключением сотрудников, вошедших в состав ликвидационных комиссий) должно быть осуществлено до ДД.ММ.ГГ, а принятие на службу в орган внутренних дел в порядке перевода - в течение 3-х месяцев со дня увольнения (то есть до ДД.ММ.ГГ).
Таким образом, предельная дата увольнения сотрудников органов наркоконтроля, равно как и период их перевода, определены в законодательном порядке. Увольнение в более позднюю дату, в частности, предшествующую дате принятия на службу в орган внутренних дел, либо изменение даты увольнения законодательством, регулирующим вопросы упразднения органов наркоконтроля, не предусмотрено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между истцом К.Д.А. и РУ ФСКН России по Алтайскому краю был заключен контракт о прохождении службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, который, как и приказ о приеме на службу, носил секретный характер.
К.Д.А. был предупрежден о предстоящем возможном увольнении по подпункту 6 пункта 142 Положения (в связи с проведением организационно штатных мероприятий). После получения указанного уведомления истец обратился с рапортом, в котором просил принять его на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***
Приказом руководителя Регионального управления ФСКН России по Алтайскому краю ***-лс от ДД.ММ.ГГ он был уволен с должности на основании п.п.7 п.142 Положения о службе в органах по контролю оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с переводом в органы внутренних дел.
ДД.ММ.ГГ К.Д.А. назначен на должность оперуполномоченного отделения организации деятельности территориальных подразделений и зонального контроля отдела взаимодействия с органами государственной власти и организации деятельности территориальных подразделения управления по контролю за оборотом наркотиков Главного управления Министерства внутренних дел России по Алтайскому краю, что подтверждается приказом начальника Главного управления ***-л/с от ДД.ММ.ГГ.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, при этом исходил из того, что обстоятельств, свидетельствующих о наличии в действиях ответчика нарушений действующего законодательства, ущемляющих законные права истца, не установлено.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилрешение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении работодателем при увольнении истца положений п. 3.4 Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников службы органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом ФСКН России от ДД.ММ.ГГ ***, судебная коллегия находит несостоятельными.
Согласно п. 3.4 Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом ФСКН РФ от ДД.ММ.ГГ N 115, увольнение сотрудника в связи с переводом в другой государственный орган осуществляется на основании п.п. 7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. По инициативе сотрудника увольнение по данному основанию осуществляется в случае подтверждения перевода сотрудника письмом, подписанным руководителем соответствующего государственного органа.
Учитывая то, что порядок увольнения в связи с переводом сотрудников упраздненного ФСКН России и их приема на службу в органы внутренних дел при наличии волеизъявления, выраженного в соответствующем рапорте, определен Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 305-ФЗ, письмо руководителя органа внутренних дел, подтверждающего такой перевод, не требуется, поскольку данный вопрос урегулирован законодательно, доводы жалобы об обратном не основаны на законе.
При этом доводы апелляционной жалобы истца о том, что ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N305-ФЗ не подлежит применению к возникшим правоотношениям, отклоняются судебной коллегией ввиду следующего.
Согласно ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N305-ФЗ данный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Текст закона был опубликован в "Собрании законодательства РФ" ДД.ММ.ГГ, N27 (часть II), ст. 4238.
На службу в органы внутренних дел истец принят приказом начальника Главного управления Министерства внутренних дел России по Алтайскому краю ***-л/с от ДД.ММ.ГГ. То есть прием истца на службу в органы внутренних дел в порядке перевода осуществлен после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N305-ФЗ.
Кроме того, увольнение истца из органа наркоконтроля осуществлялось на основании специального правового регулирования - Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, согласно которому предельной датой, до которой в отношении сотрудников органов наркоконтроля должны быть проведены организационно-штатные мероприятия, в ходе которых сотрудники, изъявившие желание продолжать службу в МВД России, должны быть уволены из органов наркоконтроля в порядке перевода на службу в органы внутренних дел, являлось ДД.ММ.ГГ.
Ссылки в жалобе на то, что истец с ДД.ММ.ГГ по дату перевода в органы внутренних дел находился в распоряжении ФСКН России, поскольку продолжал являться на службу, выполнял поручения руководства ликвидационной комиссии, не принимается во внимание судебной коллегией.
Нахождение в распоряжении - особый правовой статус, придаваемый лицу на основании приказа.
Приказом ФСКН России от ДД.ММ.ГГ N 559 утвержден Порядок зачисления сотрудников в распоряжение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности (штата) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно п.3 названного Порядка сотрудник зачисляется в распоряжение органа наркоконтроля приказом органа наркоконтроля по личному составу. Основанием для издания приказа органа наркоконтроля по личному составу о зачислении сотрудника в распоряжение органа наркоконтроля является приказ органа наркоконтроля о проведении организационно-штатных мероприятий в пределах предоставленных полномочий, Указ Президента Российской Федерации об освобождении от должности сотрудников органов наркоконтроля.
При ликвидации территориального органа ФСКН России, организации ФСКН России сотрудники зачисляются приказом ФСКН по личному составу в распоряжение ФСКН России либо территориального органа ФСКН России, на которые возложено проведение мероприятий, связанных с ликвидацией (п.6 Порядка).
По смыслу вышеуказанных положений зачисление сотрудника в распоряжение органа наркоконтроля осуществляется на основании соответствующего приказа.
Поскольку такой приказ не издавался, истец в распоряжение Регионального управления ФСКН России по Алтайскому краю не зачислялся, на него не распространяются социальные гарантии, предоставленные государством сотрудникам органов наркоконтроля, зачисленным в распоряжение федерального органа исполнительной власти в указанной сфере.
В связи с изложенным, поскольку доводы апелляционной жалобы истца правильных выводов суда первой инстанции не опровергают, нарушений в применении норм материального и процессуального права судом не допущено, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 26 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца К.Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.