Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Мирошниковой Е.Н.
судей
Вологдиной Т.И., Рогачева И.А.
при секретаре
Сергеевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 марта 2017 года апелляционную жалобу истца Савичева С. С. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 ноября 2016 года по делу N 2-2180 /16 по иску Савичева С. С. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга об обязании засчитать в специальный трудовой стаж исполнение обязанностей военной службы, обязании назначить пенсию.
Заслушав доклад судьи Мирошниковой Е.Н., выслушав доводы Савичева С.С., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя ОПФР по Санкт-Петербургу и ЛО - Дьяченко Е.Н., действующей на основании доверенности N ... сроком по "дата", представителя УПФР в Центральном районе Санкт-Петербурга - Седовой С.В., действующей на основании доверенности от "дата" N ... без указания срока действия доверенности, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Савичев С.С. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга (далее УПФ РФ в Центральном районе СПб) с требованиями, уточнив их в порядке ст. 39 ГПК РФ, о признании незаконным решения пенсионного органа N 938284/15 от 28.01.2016, его отмене; обязании ответчика принять в расчет выслуги лет для назначения досрочной страховой пенсии по достижении возраста 50 лет согласно п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ, специальный трудовой стаж в период с 26.07.1982 по 17.02.1993 на воинских должностях по ВУС (военно-учетным специальностям) летного состава: курсант Борисоглебского ВВАУЛ ИМ. В. п. Чкалова, старший летчик (ВУС 0610013), командир авиационного звена (ВУС 0610013), слушатель командного факультета Военно-Воздушной академии им. Ю. А. Гагарина (ВУС 061001/ВУС-61000), исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья с льготной выслугой лет 19 лет 6 месяцев 23 дня; обязании назначить страховую пенсию по старости с 25.11.2015 года.
В обоснование требований истец указал, что 25.11.2015 он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", предоставил необходимый пакет документов, подтверждающий право на получение досрочной пенсии. Решением пенсионного органа от 09.02.2016 ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Истец находит решение в части отказа необоснованным, полагает, что применены неверные нормы материального права, рассматривать заявление и выносить решение, основываясь на п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" по мнению истца неправомерно, поскольку он является военным летчиком, а не пилотом гражданской авиации, в связи с чем, по его мнению, не подлежит применению Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей", с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости со Списком N 1 для вредных работ гражданских специальностей, к условиям труда истца за период с 26.07.1982 по 17.02.1993.
Представитель ответчика, представитель 3 лица - Военного комиссариата Центрального района Санкт-Петербурга, возражали против иска, полагали отсутствующими основания для назначения истцу пенсии в связи с отсутствием у него необходимого для назначения пенсии стажа 25 лет в соответствии с п.п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона ""О страховых пенсиях" и, необоснованного применения им п. 1 ч. 1 ст. 30 указанного закона.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 10.11.2016 исковые требования удовлетворены частично. Суд обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга включить Савичеву С.С. в специальный стаж период прохождения военной службы из расчета один месяц службы за 2 месяца с 01.01.1983 по 31.12.1990, с 01.01.1992 по 31.12.1992.
С постановленным судом в части отказа в удовлетворении требований решением не согласился истец, подал апелляционную жалобу, указывая в качестве ее доводов свою правовую позицию, представленную в суд первой инстанции. Полагает, что судом не применены нормы, подлежащие применению в данном случае - п.1.ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Ответчик решение суда не обжалует.
Представитель третьего лица - Военного комиссариата Центрального района Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, ходатайство об отложении слушания по делу не представил, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников судебного заседания, определиларассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав мнение лиц, явившихся в судебное заседание судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы.
Решением УПФ (ГУ) в Центральном районе Санкт-Петербурга от 28.01.2016 N 938284/15 истцу на его заявление от 25.11.2015 отказано в назначении страховой пенсии в соответствии с п.13 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа работы в летном составе гражданской авиации 25 лет. В решении указано, что заявитель имеет право обратиться за назначением пенсии по старости в соответствии со ст.8 вышеуказанного закона по достижении возраста 60 лет.
Отказывая в досрочном назначении страховой пенсии пенсионный орган указал, что период прохождения военной службы с 26.07.1982 по 17.02.1993 в соответствии с Правилами исчисления периодов работы от 18.07.2002 N 537, в специальный стаж включается работа в летном составе гражданской авиации, а заявитель в указанный период не работал, а проходил военную службу и не был занят на воздушных судах гражданской авиации. В случае применения правил от 04.09.1991 N 459, в специальный стаж может быть учтено время службы в армии в должностях летного состава вооруженных сил по документам, выданным военкоматом. Из справки N оф/15 от 12.01.2016 Военного комиссариата Санкт-Петербурга не усматривается продолжительность службы в должностях летного состава.
Разрешая заявленные требования, проанализировав действующее законодательство, суд пришел к выводу, что системное толкование как ранее действующих, так и действующих после 01.01.2002 года норм пенсионного законодательства предусматривает возможность включения в стаж, дающий работникам летного состава гражданской авиации право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов службы в должностях летного состава в государственной (военной) авиации.
При таком положении, установив факт прохождения Савичевым С.С. военной службы на должностях летного состава в Вооруженных Силах РФ и наличие необходимого налета часов в период с 01.01.1983 по 31.12.1990 и с 01.01.1992 по 31.12.1992, что подтверждается летной книжкой истца (л. д. 18-21), послужным списком истца (л. д. 22-23), военным билетом (л. д. 14-17), суд пришел к выводу о наличии оснований для обязания ответчика включить истцу в специальный стаж указанные периоды военной службы из расчета один месяц службы за 2 месяца. Иные периоды службы, в отсутствие подтверждения налета необходимого количества часов - 20 часов в год, судом не учтены.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, соответствующими обстоятельствам дела и применяемым в данном случае нормам права.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии, как закреплено в статье 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, устанавливаются законом, поэтому определение правовых оснований назначения пенсий, их размеров, порядка исчисления и выплаты - компетенция федерального законодателя, который вправе предусматривать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию для некоторых категорий граждан, в том числе исходя из характера выполняемой профессиональной деятельности, включая льготные условия назначения пенсии.
Так, в соответствии с пп.13 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "з" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459, в соответствии с пунктом 1 которого к таким должностям относятся члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.
При этом по смыслу действующего законодательства период военной службы может быть засчитан в специальный трудовой стаж в случаях, когда это прямо предусмотрено пенсионным законодательством.
Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537, определено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации засчитываются периоды работы в гражданской авиации в должностях, предусмотренных Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459, а также периоды работы в указанных должностях в государственной и экспериментальной авиации.
В силу п.1 ст.22, п.1 ст.25 Воздушного кодекса Российской Федерации к государственной авиации относится авиация, находящаяся в ведении Минобороны России.
В соответствии с пп.3 п.1 Постановления от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется соответственно - Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
Пунктом "в" ч.3 Постановления Совета Министров -Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсации и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрен зачет одного месяца службы за два месяца летной работы в реактивной и турбовинтовой авиации на условиях, определяемых Министерством обороны РФ.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.05.2008 N 290 "О зачете на льготных условиях службы на летной работе летному составу государственной авиации в выслугу лет для назначения пенсии", изданным в развитие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941, утвержден Перечень должностей летного состава государственной авиации, служба на которых подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях.
Названным Приказом также утверждены годовые нормы налета часов, при выполнении которых летному составу государственной авиации засчитывается на льготных условиях служба на летной работе для назначения пенсии (Приложение N 2). В соответствии с пунктом 1 данных норм для зачета выслуги лет из расчета один месяц службы за два месяца на истребителях, истребителях-перехватчиках, истребителях-бомбардировщиках, фронтовых бомбардировщиках, разведчиках, штурмовиках - годовая норма налета составляет 20 часов.
Дав оценку представленным в дело доказательствам по правилам ст.67 ГПК РФ, суд пришел к обоснованному и правильному выводу о том, что в специальный стаж следует включить периоды прохождения истцом военной службы из расчета один месяц службы за два месяца с 01.01.1983 по 31.12.1990 и с 01.01.1992 по 31.12.1992, поскольку в указанные периоды подтверждается наличие годовой нормы налета часов - 20 часов. Периоды же военной службы с 26.07.1982 по 31.12.1982 и с 01.01.1991 по 31.12.1991, с 01.01.1993 по 17.02.1993 судом правомерно не включены в специальный стаж, поскольку отсутствует необходимое количество головой нормы налета часов - менее 20 часов. Таким образом, с учетом налета часов в спорный период специальный стаж истца составил 18 лет при требуемом 25 лет.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, основаны на ошибочном толковании порядка применения норм пенсионного законодательства, ущемление либо нарушение пенсионных прав и законных интересов истца не допущено.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.