Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Провалинской Т.Б.,
судей Крятова А.Н., Гареевой Е.Б.,
при секретаре Виноградовой О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Крятова А.Н.
дело по иску Шабрыкина А.В. к администрации ЗАТО Железногорск о признании членом семьи
по апелляционной жалобе Шабрыкина А.В.
на решение Железногорского городского суда Красноярского края от 18 октября 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Шабрыкина А.В. к Администрации ЗАТО Железногорск о признании ФИО членом семьи Шабрыкина А.В. отказать".
Выслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
Шабрыкин А.В. обратился в суд с иском к администрации ЗАТО г. Железногорск о признании членом семьи внука.
Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом-ликвидатором аварии на ЧАЭС, проживает с супругой ФИО1, ее дочерью ФИО2. и внуком ФИО, "дата" года рождения, в квартире по адресу: "адрес", собственником которой является супруга истца.
В октябре 2015 года он обратился в администрацию ЗАТО г. Железногорск с заявлением о включении его в состав участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы. Согласно ответу администрации для расчета предполагаемой субсидии требуется соблюдение определенных условий - лица, претендующие на получение сертификата, и лица с ним проживающие, не должны иметь иной жилой площади. Признание членом семьи внука супруги необходимо для включения истца в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2016 году как участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством по категории "граждане, подвергшиеся радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица", федеральной целевой программы "Жилище" для участников ЧАЭС.
Просил признать ФИО, "дата" года рождения, членом его семьи.
Судом первой инстанции постановленовышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Шабрыкин А.В. просит решение отменить. Указывает на то, что факт вселения внука в качестве члена семьи нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Лица, участвующие в деле, заблаговременно извещены о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе заказными письмами с уведомлением о вручении (л.д. 91-98); в связи с чем их неявка в заседание суда апелляционной инстанции не может служить препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах, предусмотренных ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах но ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз (п. 7 ст. 17 Закона).
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы") установлены категории граждан Российской Федерации, имеющие право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы. В соответствии с п. 5 пп. "е" к ним относятся, в том числе, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
В соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане: а) в отношении граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В силу ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в Постановлении от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении. Другие родственники могут быть признаны членами семьи собственника жилого помещения независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы, как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Шабрыкин А.В. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
С "дата" года Шабрыкин А.В. и ФИО1 состоят в зарегистрированном браке.
ФИО1 приходится матерью ФИО2, отец которой - ФИО3 умер "дата" года.
Родителями ФИО, "дата" года рождения являются ФИО4 и ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении серии III "данные изъяты".
Из материалов дела следует, что Шабрыкину А.В. согласно справке МСЭ-212 N 0436253 от 14 августа 2013 года установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.
Судом установлено, что Шабрыкин А.В. в собственности жилых помещений не имеет, на учете нуждающихся в получении жилого помещения в Администрации ЗАТО г. Железногорск не состоит.
На основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 11 сентября 2012 года ФИО1 является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: "адрес"; государственная регистрация перехода к ней права собственности произведена 12 ноября 2012 года.
Из выписки из финансово лицевого счета от 13 апреля 2016 года следует, что в квартире по адресу: "адрес" на регистрационном учете состоят: собственник ФИО1 и ее дочь ФИО2 - с "дата" года, Шабрыкин А.В. (муж) - с "дата" года, ФИО (внук собственника) - с "дата" года.
Ранее истец Шабрыкин А.В. проживал с бывшей семьей и состоял на регистрационном учете в квартире по адресу: "адрес", в период с "дата" года.
При этом, из выписки из финансово лицевого счета от 06 сентября 2016 года и на договора купли-продажи от 01 июля 2014 года следует, что ФИО4 (отец малолетнего ФИО.) является собственником квартиры общей площадью 30 кв.м. по адресу: "адрес"
В данном жилом помещении состоят на регистрационном учете ФИО4 и его мать ФИО5 - с "адрес" года. Также в этом жилом помещении был зарегистрирован с момента рождения ребенок "дата" (третьих лиц) - ФИО в период с "дата" года, снят с учета в связи с последующей регистрацией по адресу: "адрес"
Разрешая при таких обстоятельствах заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно применив нормы материального права, подлежащие применению, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Шабрыкина А.В. к администрации ЗАТО г. Железногорск о признании ФИО членом семьи истца.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что малолетний ФИО которого истец указывает внуком и просит признать членом своей семьи, родственником истцу не приходится, а является внуком супруги истца.
При этом, как установлено судом, у ребенка имеются родители, которые не лишены родительских прав, проживают совместно с ребенком, одной семьей, оба трудоспособны и работают, имеют доход, воспитывают и содержат ребенка сами, без участия иных лиц.
Также, то обстоятельство, что ребенок с рождения живет только с родителями, причем отдельно от истца и его супруги, установлен не только объяснениями ФИО1 а также сведениями из поликлиники о посещениях за период с "дата" года, согласно которым ребенок ФИО прикреплен к педиатрическому отделению ФГБУЗ КБ N 51, где получает медицинское обслуживание, наблюдается с рождения, вызовы врача на дом и посещения ребенка врачом-педиатром участковым осуществлялись по адресу: "адрес", то есть не по адресу, где зарегистрирован истец.
Выводы суда первой инстанции соответствующим образом мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым с ними согласиться.
В целом доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит необоснованными, поскольку они направлены на переоценку доказательств, повторяют правовую позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, сводятся к утверждению о проживании истца с внуком супруги, и не могут быть приняты в качестве оснований к отмене решения суда, так как являлись предметом изучения в ходе рассмотрения дела, где судом первой инстанции им дана обоснованная оценка, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, в соответствии с которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Эти требования закона судом первой инстанции выполнены надлежащим образам поэтому суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что удовлетворения исковых требований суду достаточно было установить факт постановки внука на регистрационный учет в квартире, основаны на неверном толковании норм материального права; вселение же ФИО в указанную двухкомнатную квартиру площадью 44,3 кв.м. на правах члена семьи материалами дела не подтверждается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены решения в апелляционном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Железногорского городского суда Красноярского края от 18 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шабрыкина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.