Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РБ в составе: председательствующего судьи Кирилловой А.А.
судей Булгытовой С.В., Назимовой П.С.
при секретаре Черепановой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 3 Федеральной службы исполнения наказаний" к Территориальному органу Росздравнадзора по РБ об оспаривании предписания
по апелляционной жалобе административного истца на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 23 января 2017 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения представителя административного истца Цыбыктаровой В.В., должностного лица, вынесшего предписание Гармаевой М.Л., представителя Территориального органа Росздравнадзора по РБ Белоусовой Н.Ю., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
1. ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 3 Федеральной службы исполнения наказаний" предъявило к ТО Росздравнадзора по РБ административный иск об оспаривании предписания N 127, вынесенного 07 октября 2016 года заместителем начальника отдела организации контроля и надзора ТО Росздравнадзора Гармаевой М.Л.
В предписании указано на нарушение права осужденного А ... на получение качественной и доступной медицинской помощи. Нарушение выразилось в том, что при оказании А. экстренной медицинской помощи не были использованы Клинические рекомендации (протокол) по оказанию скорой медицинской помощи при судорожном синдроме, эпилептическом статусе, утвержденные общероссийской общественной организацией "Российское общество скорой медицинской помощи" в 2014 году. В целях устранения нарушений предписано в срок до 07 января 2017 года провести организационно-методические мероприятия - семинары и зачеты со средним и врачебным персоналом по применению указанных клинических рекомендаций.
Медико-санитарная часть N 3 не согласна с предписанием, ссылаясь на то, что не оказывает скорую медицинскую помощь.
ТО Росздравнадзора по РБ административный иск не признало.
Районный суд отказал в удовлетворении административного иска.
Административный истец в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца поддержала доводы жалобы, должностное лицо и представитель административного ответчика возражали против отмены решения.
2. Судебная коллегия находит, что решение районного суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.
Из материалов дела видно следующее.
В сентябре-октябре 2016 года ТО Росздравнадзора по РБ провел внеплановую проверку в медико-санитарной части N 3. Поводом к проверке послужил факт смерти осужденного А., отбывавшего наказание в ФКУ "Исправительная колония ... ". 23 августа 2016 года А. обнаружен сотрудниками колонии в бессознательном состоянии. Меры, принятые дежурной медицинской сестрой медико-санитарной части N 3, не дали результата, в связи с чем вызвана бригада скорой медицинской помощи. Прибывшая бригада приняла решение о вызове реанимационного автомобиля. При доставлении в больницу А. умер. Посмертный диагноз: впервые возникший судорожный синдром. Эпистатус. Кома 2-3 ст.
По мнению ТО Росздравнадзора, медицинская сестра допустила нарушение закона, не применив при оказания медицинской помощи А. клинические рекомендации (протокол) по оказанию скорой медицинской помощи при судорожном синдроме, эпилептическом статусе, утвержденные общероссийской общественной организацией "Российское общество скорой медицинской помощи" в 2014 году.
Районный суд согласился с таким мнением и посчитал, что оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства.
При этом суд не учел следующее.
Из предписания следует, что оно выдано на основании статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Пункт 1 части 1 данной статьи предусматривает, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Из указанной нормы следует, что основанием к выдаче предписания является нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ под обязательными требованиями понимаются требования, установленные данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Согласно части 2 статьи 76 данного Федерального закона профессиональные некоммерческие организации могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, в решении вопросов, связанных с нарушением этих норм и правил, в разработке порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников и фармацевтических работников, принимать участие в аттестации медицинских работников и фармацевтических работников для получения ими квалификационных категорий и в проведении аккредитации специалистов. Медицинские профессиональные некоммерческие организации разрабатывают, в том числе с учетом результатов клинической апробации, и утверждают клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.
Клинические рекомендации (протоколы лечения) не относятся к нормативным правовым актам, не являются порядком оказания медицинской помощи или стандартом медицинской помощи. Указания на то, что клинические рекомендации (протоколы лечения) являются обязательными при оказании медицинской помощи, действующее законодательство не содержит.
Следовательно, неприменение клинических рекомендаций при оказании медицинской помощи не может считаться нарушением обязательных требований, при котором выдается предписание.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене.
Ссылки ТО Росздравнадзора по РБ на иные нарушения, допущенные при оказании медицинской помощи осужденному А., нельзя принять во внимание, поскольку в предписании указано только одно нарушение, подлежащее устранению, - неиспользование клинических рекомендаций.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 23 января 2017 года по административному иску ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 3 Федеральной службы исполнения наказаний" к Территориальному органу Росздравнадзора по РБ об оспаривании предписания отменить.
Принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Признать предписание ТО Росздравнадзора по РБ N 127 от 07 октября 2016 года, вынесенное в адрес ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 3 Федеральной службы исполнения наказаний", незаконным и отменить.
Председательствующий судья А.А. Кириллова
Судьи П.С. Назимова
С.В. Булгытова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.