Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Пилипенко Е.В., Туктамышевой О.В.
при секретаре Моисеенко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пожарского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пожарского муниципального района, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 20" с.Нагорное о возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации Пожарского муниципального района Приморского края на решение Пожарского районного суда Приморского края от 13 декабря 2016 года, которым административное исковое заявление прокурора Пожарского района удовлетворено: на администрацию Пожарского муниципального района возложена обязанность обеспечить финансирование расходов на оборудование здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 20" с.Нагорное кнопкой экстренного вызова в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 20" с.Нагорное возложена обязанность установить в здании образовательного учреждения кнопку экстренного вызова в течение 3 месяцев со дня выделения финансовых средств на эти цели администрацией Пожарского муниципального района.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения прокурора Нишоновой Ф.А., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Пожарского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки соблюдения МБДОУ "Детский сад N 20" с.Нагорное требований действующего законодательства по противодействию терроризму установлено, что в МБДОУ "Детский сад N 20" с.Нагорное отсутствует кнопка экстренного вызова полиции ("тревожная кнопка") с выводом на пульт дежурной части ОМВД России по Пожарскому району. Вместе с тем, согласно п.6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения" для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112". Полагает, что несоблюдение МБДОУ "Детский сад N 20" с.Нагорное требований закона является недопустимым, поскольку создает угрозу антитеррористической безопасности воспитанников и работников МБДОУ "Детский сад N 20" с.Нагорное. Просит обязать администрацию Пожарского муниципального района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов на оборудование здания МБДОУ "Детский сад N 20" с.Нагорное кнопкой экстренного вызова полиции с выводом на пульт дежурного ОМВД России по Пожарскому району, обязать МБДОУ "Детский сад N 20" с.Нагорное в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств на эти цели администрацией Пожарского муниципального района установить в здании образовательного учреждения кнопку экстренного вызова полиции с выводом на пульт дежурного ОМВД России по Пожарскому району.
В судебном заседании помощник прокурора уточнил требования, просил обязать администрацию Пожарского муниципального района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов на оборудование здания МБДОУ "Детский сад N 20" с.Нагорное кнопкой экстренного вызова, обязать МБДОУ "Детский сад N 20" с.Нагорное в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств на эти цели администрацией Пожарского муниципального района установить в здании образовательного учреждения кнопку экстренного вызова.
Представитель администрации Пожарского муниципального района не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на нецелесообразность установки кнопки экстренного вызова, поскольку образовательное учреждение находится на значительной удаленности от пгт.Лучегорск, где базируются группы задержания, в связи с чем оперативная группа на сигнал тревоги будет реагировать очень долго.
Представитель МБДОУ "Детский сад N 20" с.Нагорное возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что использование бюджетных средств на указанные цели нецелесообразно. В образовательном учреждении имеется ограждение, камера видеонаблюдения, система радиомониторинга. Рациональным было бы установить камеры видеонаблюдения по периметру и домофон.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе администрации Пожарского муниципального района ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу п.п.2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно пункту 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Приказом Рособразования N 2013 от 11 ноября 2009 года "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что действующим федеральным законодательством на администрацию муниципального образования и на образовательные учреждения не возлагается обязанность организовать определенные технические средства сигнализации, а предлагается выбрать формы обеспечения антитеррористической защищенности детей.
Конкретная форма мер безопасности учреждения определяется в паспорте безопасности объекта массового пребывания людей, утвержденном по правилам пункта 14 Постановления Правительства РФ от 25 марта 2015 г7ода N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)". Паспорт содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей (п. 16).
По делу установлено, что прокуратурой Пожарского района проведена проверка соблюдения МБДОУ "Детский сад N 20" с.Нагорное требований действующего законодательства Российской Федерации по противодействию терроризму.
В ходе проверки установлено, что в МБДОУ "Детский сад N 20" с.Нагорное отсутствует кнопка экстренного вызова полиции ("тревожная кнопка") с выводом на пульт в дежурной части ОМВД России по Пожарскому району.
Удовлетворяя требования прокурора Пожарского района, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что осуществление образовательным учреждением деятельности в отсутствие тревожной кнопки вызова экстренных служб не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей.
Однако такие выводы суда не подтверждены доказательствами, поскольку при рассмотрении дела вопрос о достаточности выполненных мероприятий для обеспечения антитеррористической защищенности здания детского сада не обсуждался.
Обращаясь в суд с требованием оборудовать здание детского сада кнопкой экстренного вызова, прокурор не обосновал эффективность применения такой меры, возможность ее технической реализации и не представил доказательств, подтверждающих недостаточность мер, предусмотренных в паспорте антитеррористической защищенности МБДОУ "Детский сад N 20" с.Нагорное, согласованном с и.о. начальника отдела УФСБ РФ по Приморскому краю, начальником ОМВД РФ по Пожарскому муниципальному району, врио начальника ОНД Пожарского муниципального района УНД МЧС России по Приморскому краю.
Из материалов дела следует, что здание детского сада огорожено, оснащено системой видеонаблюдения и входным звонком, разработаны мероприятия по безопасному функционированию объекта с возложением обязанностей по контролю на работников детского учреждения, оформлен паспорт антитеррористической защищенности объекта, что свидетельствует об исполнении администрацией Пожарского муниципального района и руководством детского сада N 20 с.Нагорное требований законодательства об антитеррористической защищенности.
Суд не согласился с доводами ответчиков о нецелесообразности применения названой прокурором меры защиты, сославшись на то, что отсутствие кнопки экстренного вызова не обеспечит в полной мере антитеррористическую защищенность объекта.
Вместе с тем, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие отсутствие технической возможности обеспечить эффективное функционирование системы для передачи тревожных сообщений.
По сообщению Управления образования администрации Пожарского муниципального района Приморского края от 14 октября 2016 года, направленному в адрес прокурора Пожарского района, на территории Пожарского района обслуживание кнопок экстренного вызова полиции в общеобразовательных и дошкольных учреждениях обеспечивает отдел по Пожарскому району филиала федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны УМВД России по Приморскому краю".
Согласно письму ОМВД России по Пожарскому району от 22 марта 2017 года подключение тревожной кнопки из образовательных учреждений Пожарского муниципального района для передачи тревожных сообщений к пульту ОМВД России по Пожарскому району невозможно в связи с отсутствием технической и финансовой возможности.
Письмом начальника ОВО по Пожарскому району также подтверждается невозможность подключения на пульт охраны образовательных учреждений Пожарского муниципального района, находящихся вне зоны административной ответственности ОВО по Пожарскому району - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Приморскому краю" (Приказ ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю" N 18 от 20.10.2016 г. "Об утверждении Положения об ОВО по Пожарскому району - филиале ФГКУ "УВО ВНГ России по Приморскому краю", в части I "Общие положения" пункт 13 "Зона обслуживания филиала административные границы пгт.Лучегорск Пожарского района Приморского края").
По делу установлено, что село Нагорное находится на расстоянии 25 км от пгт. Лучегорска.
Согласно информационному письму ЧОП " ... " время реагирования на тревожный сигнал в с.Нагорное составляет 20 минут, что также не отвечает целям оперативного реагирования на несанкционированные вторжения и защиты от угроз террористического характера.
Установленные судебной коллегией обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях администрации Пожарского муниципального района и МБДОУ "Детский сад N 20" с.Нагорное незаконного бездействия, связанного с непринятием мер по предупреждению террористической опасности, что в силу ч.9 ст.226, п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ влечет отмену постановленного судом первой инстанции решения с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пожарского районного суда Приморского края от 13 декабря 2016 года отменить, принять новое решение.
Прокурору Пожарского района отказать в удовлетворении иска к администрации Пожарского муниципального района, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 20" с.Нагорное о возложении обязанности.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.