Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Бады-Сагаана А.В., Сат Л.Б.,
при секретаре Оюн С-С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бады-Сагаана А.В. гражданское дело по иску Хандываа Е.К. к ГБУЗ РТ " Улуг-Хемский ММЦ" о взыскании невыплаченной стимулирующей части заработной платы, выплат за совмещение ставки **, компенсации за задержку выплат за совмещение, компенсации морального вреда по апелляционной жалобе ГБУЗ РТ "Улуг-Хемский ММЦ" на решение Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 10 мая 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Хандываа Е.К. обратилась в суд с иском к ГБУЗ РТ "Улуг-Хемский ММЦ" (далее - ГБУЗ РТ "Улуг-Хемский ММЦ") о взыскании стимулирующих выплат за период с января по декабрь 2013 года и за январь-февраль 2014 года, выплат за совмещение 0,5 ставки ** с января по август 2014 года в сумме ** руб., компенсации за задержку выплат за совмещение 0,5 ставки в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ, указывая на то, что работает в должности ** МБОУ СОШ N с 22 августа 2004 года, в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком. Стимулирующие выплаты за 2013 год и за январь-февраль 2014 года ей не выплачены, также с января по август 2014 года не выплачено за совмещение 0,5 ставки ** в размере ** руб. в месяц, в общей сумме ** руб.
В ходе производства по делу Хандываа Е.К. предъявила дополнительное исковое требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере ** руб. (заявление от 29 мая 2015 года, т. 1, л.д. 57).
Хандываа Е.К. неоднократно увеличивала размер исковых требований. В уточненном исковом заявлении от 09 марта 2016 года она просила взыскать с ответчика невыплаченную стимулирующую часть заработной платы за период с января по декабрь 2013 года в размере ** руб., за период с января по февраль и с августа по декабрь 2014 года - в размере ** руб., за период с октября по декабрь 2015 года - в размере ** руб. ** коп. (т. 2, л.д. 139-141).
Решением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 10 мая 2016 года исковые требования Хандываа Е.К. к ГБУЗ РТ "Улуг-Хемский межкожуунный медицинский центр" удовлетворены. С ГБУЗ РТ "Улуг-Хемский ММЦ" в пользу Хандываа Е.К. взыскана невыплаченная стимулирующая часть заработной платы за период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2013 года в размере ** руб., за период с января по февраль, с августа по декабрь 2014 года в размере ** руб., за период с октября по декабрь 2015 года в размере ** руб. ** коп. С ГБУЗ РТ "Улуг-Хемский ММЦ" в доход государства взыскана государственная пошлина в сумме ** руб.
Определением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 07 декабря 2016 года с учетом изменений, внесенных определением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 14 февраля 2017 года, исковые требования Хандываа Е.К. к ГБУЗ РТ "Улуг-Хемский ММЦ" о взыскании выплат за совмещение ставки ** с января по август 2014 года, компенсации за задержку выплат за совмещение, компенсации морального вреда выделены в отдельное производство.
В апелляционной жалобе представитель ГБУЗ РТ "Улуг-Хемский ММЦ" Монгуш В.Х. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая на то, что истцом пропущен срок обращения в суд, доказательств уважительности причин пропуска указанного срока суду не представлено. Расчетные листки предоставляются бухгалтерией учреждения ежемесячно. О нарушении своего права на получение стимулирующих выплат истец знал в 2014 году, обращался по этому поводу к руководству учреждения. В уточненном исковом заявлении истец указывает, что она с марта 2014 года получает стимулирующие выплаты, соответственно, она знала, что не получала стимулирующие выплаты до марта 2014 года.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, из сертификата N от 22.06.2009 г. со сроком действия 5 лет следует, что решением экзаменационной квалификационной комиссии ** Хандываа Е.К. присвоена специальность- **.
Согласно сертификату от 18.08.2014 г. со сроком действия в течение 5 лет, решением экзаменационной комиссии ** Хандываа Е.К. допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности **.
Из трудовой книжки следует, что 01.04.1982 г. приказом N истица принята ** в ** райбольницы. 22.08.2004 г. переведена на должность ** МОУ СОШ N и работает по настоящее время.
Приказом N ДД.ММ.ГГГГ истица, временно работающая **, переведена на должность ** МОУ СОШ N с 09.02.2011 г.
Согласно штатным расписаниям за 2013 г. в ГБУЗ РТ " **" имеются должности ** и за 2014 г. в ГБУЗ РТ "Улуг-Хемская ММЦ" - **.
Из приказа N от 27.12.2013 г. МБОУ СОШ с ** следует, что на основании распоряжения председателя администрации муниципального района "Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва" о передаче 0,5 ставки медицинского работника в ГБУЗ РТ "Улуг-Хемская ММЦ" Хандываа Е.К. **, работающая по совместительству на 0,5 ставки **, уволена 30.12.2013 г.
Согласно справке Управления образования ** N от 30.04.2015 г., истице Управление образования ** производило оплату 0,5 ставки ** МБОУ СОШ N с октября 2005 г. по январь 2014 г. в сумме ** руб.
Из письма Управления образования ** N от 12.10.2015 г. следует, что истице с января по декабрь 2013 г. начислена заработная плата на сумму ** руб., за январь 2014 г. - ** руб., за июль 2014 г. - ** руб. В штатном расписании МБОУ СОШ N имелась должность ** до января 2014 г., с февраля 2014 г. данная должность переведена в ГБУЗ РТ "Улуг-Хемский ММЦ".
Согласно письму Управления образования ** N от 26.10.2015 г., штатная единица 0,5 ставки ** до 01.02.2014 г. числилась в МБОУ СОШ N. Согласно постановлению администрации Улуг-Хемского кожууна N от 19.12.2013 г. штатная единица 0,5 ставки ** передана в подведомственное учреждение Министерства здравоохранения Республики Тыва ГБУЗ РТ "Улуг-Хемскому ММЦ". За 2013 г. и январь 2014 г. ** стимулирующие выплаты по результатам работы не начислялись.
Из заключения врача терапевта от 25.05.2015 г. М. следует, что истица состоит на учете у ** с 27.02.2014 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно ч. 1 ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как следует из письма Министра здравоохранения РФ от 25.12.2012 за N 11-9/10/2-5718 руководителям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, и директорам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, в разделе "Формирование территориальной программы обязательного медицинского страхования", средний подушевой норматив финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования, установленный Программой, включает, в том числе, расходы на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи. Данные расходы на финансовое обеспечение осуществляются в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, относятся к выплатам стимулирующего характера и осуществляются по результатам их деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Порядок осуществления в 2013 и 2014 г. денежных выплат стимулирующего характера утверждены постановлениями Правительства Республики Тыва от 20.03.2013 г. N 160 и от 10.04.2014 г. N143, где указано, что денежные выплаты медицинским работникам носят стимулирующий характер и предоставляются ежемесячно за обеспечение доступности и качества первичной медикосанитарной помощи, оказываемой гражданам, в следующих размерах, фельдшеру (акушерке) фельдшерско-акушерских пунктов, учреждений и подразделений скорой медицинской помощи - 3500 рублей.
В соответствии пунктами 6, 7 стимулирующие денежные выплаты медицинским работникам предоставляются при условии заключения дополнительного соглашения к трудовому договору между медицинскими работниками и медицинской организацией. Заключению дополнительного соглашения предшествует доведение работодателем до сведения медицинского работника нормативных правовых актов, касающихся выполнения обязанностей по повышению качества оказания медицинской помощи. В дополнительном соглашении на срок действия соглашения на работника возлагаются обязанности по выполнению дополнительного объема работы в пределах установленной ему законодательством продолжительности рабочего времени в зависимости от занимаемой им должности. Денежные выплаты медицинским работникам предоставляются при наличии сертификата по специальности, по истечении срока действия сертификата оплата денежных выплат не производится.
В приложении 4 к Тарифному соглашению на оплату медпомощи в системе ОМС на территории РТ на 2013 г. в "Положении об оплате медицинских услуг на 2013 год", в п. 3.2.2. указано, что выплаты стимулирующего характера из средств ОМС (премии, выплаты за высокие результаты работы, выплаты за высокое качество выполняемых работ) по итогам полугодия, года осуществляются при выполнения плановых показателей и критериев эффективности работы. Размер стимулирующей части заработной платы для среднего медицинского персонала в межкожуунных центрах установлен в размере 8000 руб.
05.02.2014 г. заключено Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи в системе ОМС на территории Республики Тыва на 2014 год.
01.07.2014 г., 06.10.2014 г., 05.12.2014 г. заключены дополнительные соглашения N2, N3, N4 на оплату медицинской помощи в системе ОМС на территории РТ на 2014 год
В главе 6 "Положения о порядке оплаты медицинской помощи и медицинских услуг в сфере ОМС на территории Республики Тыва на 2014 год", в п.6.3, 6.4, 6.8, 6.9, содержатся сведения об основаниях и размерах выплат фельдшерам образовательных учреждений за 2014 г., согласно которым: основной целью введения критериев оценки эффективности деятельности специалистов является оперативный анализ проводимой внутри медицинской организации работы, направленной на оптимальное использование потенциала медицинских работников в целях повышения доступности и качества медицинской помощи и возможность стимулирования их труда для повышения качества оказываемой медицинской помощи. Методические рекомендации по оценке деятельности и порядки расчетов по выплатам стимулирующего характера утверждаются приказами Министерства здравоохранения Республики Тыва. Выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским работникам, занимающим должности, предусмотренные штатным расписанием медицинской организации (не менее одной ставки) с учетом численности обслуживаемого ими прикрепленного населения. В случае если действующими штатными нормативами предусмотрено менее одной ставки и медицинский работник работает по основной должности на неполную ставку (не является совместителем), денежная выплата осуществляется пропорционально выполняемому объему работ. Списки специалистов, имеющих право на получение стимулирующих выплат за дополнительный объем работ, формируется из числа специалистов с высшим, средним медицинским образованием по специальностям, при наличии сертификата по специальности (по истечении срока действия сертификата оплата денежных выплат не производится), при ведении специалиста в регистр медицинских работников Республики Тыва. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются специалистам за фактически отработанное время по основной должности на основании дополнительного соглашения к трудовому договору. Выплаты вновь принятому работнику на должности медицинских работников начисляется с момента трудоустройства, за фактически отработанное время. Специалистам, находящимся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, в отпуске без содержания стимулирующие выплаты не производятся, и начисляются специалисту, который замещает его и данная должность является его основным местом работы. Выплаты стимулирующего характера предоставляются ежемесячно с учетом выполнения месячной нормативной нагрузки и достижения показателей первичной медико-санитарной помощи, оказываемой гражданам, в следующих размерах: фельдшеры - 3500 руб.
В приложении N1 к "Положению о порядке оплаты медицинской помощи и медицинских услуг в сфере ОМС на территории Республики Тыва на 2014 год", в перечне медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы ОМС в 2014 году указан ГБУЗ РТ "Улуг-Хемский ММЦ".
Главным врачом ГБУЗ " **" 17.01.2014 г. утвержден Положение о премировании и материальном стимулировании работников ГБУЗ РТ ГБУЗ РТ " **", также Положение об оплате труда работников ГБУЗ РТ "Улуг-Хемский ММЦ", из которых следует, что система оплаты труда работников учреждения здравоохранения устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Тыва и настоящим Положением. В разделе 4 Положения о премировании и материальном стимулировании работников указан порядок утверждения начисления и выплаты премий.
05.03.2014 г. главным врачом ГБУЗ РТ "Улуг-Хемский ММЦ" утверждено Положение об оплате труда, в том числе о стимулирующих выплатах.
Согласно приложению к коллективному договору Положения о выплатах стимулирующего характера, средний (младший) медицинский персонал имеют право на получение стимулирующей части заработной платы.
В соответствии с п. 3.6 и 4 вышеуказанного Положения обязательным условием получения выплат стимулирующего характера является наличие у работников действующего сертификата, также выплаты производятся только штатным работникам.
Приказом министра здравоохранения Республики Тыва N 1010 от 31.08.2015 г. утверждены "Методические указания по осуществлению выплат стимулирующего характера с использованием показателей эффективности деятельности отдельных категорий медицинских работников", из которого следует, что денежные выплаты не являются гарантированной заработной платой, а носят стимулирующий характер, рассматриваются единожды в месяц, в соответствии показателями и критериями оценки эффективности деятельности каждого медицинского работника за прошедший месяц.
Приказом министра здравоохранения Республики Тыва N 1040 от 10.09.2015 г. внесены изменения в "Методические указания по осуществлению выплат стимулирующего характера с использованием показателей эффективности деятельности отдельных категорий медицинских работников", согласно п. 25 которому денежные выплаты фельдшерам и акушерам фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерам скорой медицинской помощи стимулирующего характера начисляются в соответствии с показателями и критериями оценки эффективности деятельности каждого специалиста, в пределах средств, предусмотренных на стимулирующие выплаты, от средств полученных медицинской организацией за оказанные медицинские услуги по счетам реестрам за отчетный период и имеют следующие предельные размеры - 8 658,3 руб.
Выплаты, которые осуществлялись за счет федеральных средств с 2013 года, включены в расходные обязательства Территориального фонда обязательного медицинского страхования - ОМС на территории РТ.
Из приведенного Порядка формирования и распределения стимулирующих и премиальных выплат сотрудникам учреждения - ГБУЗ "Улуг-Хемский ММЦ" следует, что стимулирующие выплаты не являются частью должностного оклада, а выплачиваются из фонда экономии оплаты труда, в соответствии с оценкой качества и эффективности труда каждого сотрудника подразделения; фонд стимулирующих выплат распределяется комиссией из числа работников учреждения, оформляется протоколом заседания трудового коллектива, который передается в бухгалтерию медицинского учреждения, для начисления оплаты.
Решением суда в пользу истца взыскана невыплаченная стимулирующая часть заработной платы за периоды с 01 января 2013 года по 31 декабря 2013 года, с января по февраль, с августа по декабрь 2014 года и с октября по декабрь 2015 года.
Между тем, судебная коллегия не соглашается с решением суда в части.
Ответчиком в возражении на исковое заявление и в апелляционной жалобе заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд.
В силу п. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам срока, установленного частью первой настоящей статьи, он может быть восстановлен судом (ч. 3 ст. 392 ТК РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Заработная плата за спорный период выплачивалась истцу регулярно путем перечисления на банковский счет.
Ежемесячно получая заработную плату за период с января 2013 года по февраль 2014 года, с августа по декабрь 2014 года, истец Хандываа Е.К. не была лишена возможности в порядке ст. 136 ТК РФ обратиться к работодателю для получения расчетных листков, а также всей интересующей его информации о размере заработной платы и ее составных частях.
Кроме того, истец в первоначальном исковом заявлении указывала на то, что стимулирующие выплаты ей начали выплачивать с марта 2014 года.
Однако, в суд истец обратилась 01 апреля 2015 года с пропуском установленного срока, то есть по истечении трехмесячного срока, установленного ч. 1 ст. 392 ТК РФ для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, объективно исключающих возможность подачи искового заявления в суд в установленный ч. 1 ст. 392 ТК РФ срок, стороной истца не представлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Хандываа Е.К. к ГБУЗ РТ "Улуг-Хемский ММЦ" о взыскании стимулирующей части заработной платы за период с января 2013 года по февраль 2014 года, с августа по декабрь 2014 года не имеется в связи с пропуском срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. В связи с изложенным судебная коллегия считает, что принятое судом первой инстанции решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в части на основании ст. 330 ГПК, с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении искового заявления.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Улуг-Хемский ММЦ" подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального района "Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва" в размере ** рублей ** копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 10 мая 2016 года в части взыскания с ГБУЗ РТ "Улуг-Хемский ММЦ" в пользу Хандываа Е.К. невыплаченной стимулирующей части заработной платы за период октября по декабрь 2015 года в размере ** рублей ** копеек оставить без изменения.
В остальной части решение суда отменить, отказать в удовлетворении иска Хандываа Е.К. о взыскании стимулирующей части заработной платы за период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2013 года и за период с января по февраль, с августа по декабрь 2014 года.
Взыскать с ГБУЗ РТ "Улуг-Хемский ММЦ" государственную пошлину в доход муниципального района "Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва" в размере ** рублей ** копеек.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 марта 2017 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.