Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Попов Г.В.,
при секретаре Пайгельдиной В.С.,
рассмотрев жалобу акционерного общества "Порт Козьмодемьянск", " ... ",
на решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2017 года, вынесенное по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением от 25 ноября 2016 г. N 189 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл - главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл акционерному обществу "Порт Козьмодемьянск" (далее - АО "Порт Козьмодемьянск", общество) назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100000 руб.
На данное постановление АО "Порт Козьмодемьянск" подало в суд жалобу. В обоснование жалобы было указано на малозначительность административного правонарушения, принадлежность общества к субъектам среднего предпринимательства, сезонный характер работы и вследствие этого тяжелое финансовое положение организации.
Решением судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2017 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба АО "Порт Козьмодемьянск" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, АО "Порт Козьмодемьянск" в лице генерального директора Траскунова Ю.Г. просит решение судьи отменить, указывая, что представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства носит уведомительный характер. При этом в письме Росприроднадзора от 7 декабря 2011 года N 0Д-06-01-32/15903 указано на возможность применения нормы ст. 8.2 КоАП РФ к субъектам малого и среднего предпринимательства, а не на обязательность её применения. При этом АО "Порт Козьмодемьянск" не включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, соответственно, может не предоставлять отчеты по отходам.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.
Заслушав объяснения защитника АО "Порт Козьмодемьянск" Цуркан Н.Н., поддержавшей жалобу и пояснившей, что по всем критериям общество относится к субъектам среднего предпринимательства, с отходами обращались в пределах лимитов, просит рассмотреть возможность применения малозначительности; объяснения представителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Бирюковой Е.И., пояснившей, что организация не является субъектом малого и среднего предпринимательства и оставившей вопрос о применении малозначительности на усмотрение суда; объяснения представителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Модина В.Е., пояснившего, что юридическое лицо не предоставляло технический отчет; исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Деятельность АО "Порт Козьмодемьянск" по обращению с отходами включает накопление образующихся в результате осуществления производственной деятельности отходов I-V класса опасности - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды отходов, в целях их утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования, что подтверждается материалами дела, административным материалом N 05-234/2016, в частности, протоколами осмотра от 6 и 13 сентября 2016 года.
Данное обстоятельство признавалось обществом при рассмотрении дела должностным лицом, в суде первой инстанции, не оспаривается в жалобе и при рассмотрении дела в суде второй инстанции.
По результатам инвентаризации отходов, проведенной в 2013 году, и разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение АО "Порт Козьмодемьянск" Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл выдан документ от 27 мая 2013 года N 183-п об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение со сроком действия по 28 мая 2018 года.
Пунктом 5 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 50, пунктом 12 которого установлено, что технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Как следует из материалов дела, с 9 по 30 сентября 2016 г. в ходе проведения плановой выездной проверки по контролю за соблюдением законодательства в сфере охраны окружающей природной среды в АО "Порт Козьмодемьянск", выполненного на основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл от 29 августа 2016 г. N 232-р (гк), установлено, что АО "Порт Козьмодемьянск" не представило в Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл по состоянию на 14 июня 2016 года (в течение 10 рабочих дней с даты истечения очередного года - 27 мая 2016 года) технический отчет по обращению с отходами за предшествующий период.
Данный документ был представлен в административный орган лишь 26 октября 2016 года, что подтверждается письмом АО "Порт Козьмодемьянск" от 26 октября 2016 года N 1189.
Исходя из обстоятельств дела, установленных судьей и подтвержденных совокупностью представленных доказательств, вина АО "Порт Козьмодемьянск" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, нашла своё полное подтверждение.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества заключается в невыполнении норм природоохранного законодательства при наличии такой возможности.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом характера совершенного правонарушения, его направленности, роли правонарушителя и тяжести наступивших последствий основания для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным отсутствуют. При разрешении данного вопроса не имеют правового значения такие обстоятельства, как сезонный характер работы и тяжелое финансовое положение организации.
Наказание назначено должностным лицом в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.8, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения.
Сведений о том, что АО "Порт Козьмодемьянск" относится к субъектам среднего предпринимательства, заявителем не представлено.
Исходя из обстоятельств совершения административного правонарушения и его последствий, представленных документов (бухгалтерский баланс на 31 декабря 2015 года, отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 2015 года), отсутствовали основания для применения ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ и снижения размера административного штрафа в связи с имущественным и финансовым положением общества.
Так, из вышеуказанных бухгалтерских документов следует, что общество имеет на балансе основные и оборотные средства, получает прибыль от продаж, доходы от участия в других организациях.
Ссылка в жалобе на письмо Росприроднадзора от 7 декабря 2011 года N 0Д-06-01-32/15903 является ошибочной, поскольку указанный документ не содержит разъяснений о том, что в случае нарушения субъектом среднего предпринимательства либо юридическим лицом, не относящимся к данной категории, требований природоохранного законодательства в отношении сроков представления технического отчета по обращению с отходами за предшествующий период, к нему не может быть применена административная ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Дело рассмотрено с соблюдением правил подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях. При производстве по делу порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности, принцип презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушены.
С учетом изложенного оснований для отмены решения судьи, постановления должностного лица не имеется, жалоба оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2017 года, которым оставлено в силе постановление от 25 ноября 2016 года N 189 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл - главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл, оставить без изменения, жалобу АО "Порт Козьмодемьянск" - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Попов Г.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.