Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.
судей Капустиной Т.М., Морозовой В.Н.
при секретаре Гузик И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 06 апреля 2017 года
апелляционную жалобу истца Пронина В.В. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия в г. Абакане от 17 января 2017 года, которым отказано в удовлетворении его искового заявления к Министерству внутренних дел по Республике Хакасия о включении периодов службы в стаж службы, перерасчете единовременного пособия при увольнении.
Заслушав доклад судьи Морозовой В.Н., объяснения истца Пронина В.В., его представителя Рогожина А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Старцевой Е.М., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пронин В.В. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Хакасия (далее - МВД по РХ) о включении в стаж для определения размера единовременного пособия при увольнении из органов внутренних дел периода государственной службы в Государственной налоговой инспекции с 15.12.1992 по 21.08.2001 (8 лет 8 месяцев 6 дней), перерасчете единовременного пособия при увольнении и выплате единовременного пособия в размере 7 окладов денежного довольствия, требования мотивировал тем, что 31 октября 2016 г. был уволен со службы в органах внутренних дел. Выслуга лет в календарном исчислении составила 24 года 6 месяцев 2 дня, в льготном исчислении - 25 лет 8 месяцев 1 день. Стаж для выплаты единовременного пособия исчислен продолжительностью 15 лет 10 месяцев 2 дня, при этом период службы в Государственной налоговой инспекции продолжительностью 8 лет 8 месяцев 6 дней в стаж для выплаты единовременного пособия при увольнении не включен. Поскольку с учетом спорного периода стаж для выплаты единовременного пособия составил бы более 20 лет, то размер единовременной выплаты составил бы 7 окладов денежного довольствия, в то время как ему при увольнении было выплачено единовременное пособие в размере 2 окладов денежного содержания. Ссылаясь на положения п. 6 ч. 2 ст. 38 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации", полагал, что ответчик неправомерно не включил в стаж службы в органах внутренних дел для выплаты единовременного пособия период замещения государственной должности Российской Федерации с 15.12.1992г. по 21.08.2001г.
В судебном заседании истец Пронин В.В. и его представитель Рогожин А.В. настаивали на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Жданова И.П. иск не признала, пояснила, что порядок исчисления продолжительности службы для назначения пенсии и для выплаты единовременного пособия при увольнении различен, и не все периоды, включаемые в выслугу лет для назначения пенсии, подлежат включению в выслугу лет для выплаты единовременного пособия.
Суд постановилвышеприведенное решение, которым в удовлетворении иска Пронина В.В. отказал.
С решением не согласен истец Пронин В.В.
В апелляционной жалобе он просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Выражает несогласие с выводом суда о том, что ответчик при исчислении выслуги лет истцу в целях начисления ему единовременного пособия в связи с увольнением со службы в органах внутренних дел правомерно не учел период его службы в органах налоговой инспекции. Считает, что придя к такому выводу, суд не принял во внимание, что он (истец) был уволен из органов наркоконтроля и принят в органы внутренних дел в порядке перевода, в связи с упразднением ФСКН, а потому не применил закон, подлежащий применению в том числе, Указ Президента РФ от 05.04.2016 г. N156, и Федеральный закон от 03.07.2016 г. N305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", Федеральный закон от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления".
При исчислении выслуги лет, по мнению заявителя апелляционной жалобы, ответчик не учел, что согласно Закону РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 года N5238-1, действовавшей в период прохождения им службы в Государственной налоговой инспекции и перевода в Управление Федеральной службы налоговой полиции, выслуга лет по прежнему месту службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, а также работников правоохранительных органов и государственных налоговых инспекций, имеющих классные чины, засчитывается указанным лицам в выслугу лет в федеральных органах налоговой полиции.
Выслуга лет в органах налоговой полиции засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ полном объеме и пересчету не подлежит в силу абзаца 5 статьи 54 Федерального закона от 30 06.2003 г. N 86-ФЗ.
Просит учесть, что в силу п. 10 ст. 33 Федерального закона от 03.07.2016 N305-ФЗ стаж службы (выслуга лет) сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом в другой государственный орган засчитывается в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел и в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Кроме того, в силу абз. 3 подпункта "в" пункта 4 Указа Президента РФ N156 от 05.04.2016 выслуга лет в органах наркоконтроля засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии, выплаты денежного содержания и предоставления иных мер социальной поддержки.
С учетом приведенных правовых норм полагает, что периоды его службы в органах налоговой инспекции подлежали включению в стаж службы в органах налоговой полиции, который, в свою очередь, подлежал включению в выслугу лет в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и весь этот стаж подлежал включению в выслугу лет в органах внутренних дел, что не было учтено судом.
Поскольку стаж службы в органах налоговой инспекции подлежал включению в выслугу лет в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, считает, что суду следовало руководствоваться положениями закона, регламентирующими перевод сотрудников из органов наркоконтроля в органы внутренних дел.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ответчика Конгарова И.З. выражает согласие с решением суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Гарантии при увольнении сотрудников органов внутренних дел, в том числе условия выплаты и размер единовременного пособия определены Федеральным законом РФ от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу ч. 7 ст. 3 данного Федерального закона сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания.
Как установлено судом, Пронин В.В. проходил службу в органах внутренних дел в должности "данные изъяты" управления по контролю за оборотом наркотиков МВД с 7 июля 2016 г. Приказом N 1164л/с от 28.10.2016 он уволен со службы из органов внутренних дел по собственному желанию с 31.10.2016. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 24 года 06 месяцев 02 дня, в льготном исчислении - 25 лет 08 месяцев 01 день. Стаж для выплаты единовременного пособия при увольнении исчислен продолжительностью 15 лет 10 месяцев 02 дня.
Согласно представленному расчету в выслугу лет для назначения пенсии Пронину В.В. включены следующие периоды:
01 год 11 месяцев 11 дней (с 29.06.1986 по 10.06.1988) - служба в вооруженных силах,
00 лет 10 месяцев 27 дней (с 01.09.1989 по 25.06.1991) - учеба в гражданской организации,
08 лет 08 месяцев 06 дней (с 15.12.1992 по 21.08.2001) - служба в государственной налоговой инспекции,
01 год 10 месяцев 08 дней (с 22.08.2001 по 30.06.2003) - служба в УФСНП РФ по РХ,
10 лет 10 месяцев 00 дней (с 01.08.2005 по 31.05.2016) - служба в УФСКН РФ по РХ,
00 лет 03 месяца 24 дня (с 07.07.2016 по 31.10.2016) - служба в органах внутренних дел.
Продолжительность службы в органах внутренних дел для выплаты единовременного пособия при увольнении исчислена без учета периода службы в Государственной налоговой инспекции продолжительностью 08 лет 08 месяцев 06 дней (с 15.12.1992 по 21.08.2001) и определена в размере 15 лет 10 месяцев 02 дня.
Обращаясь с настоящим иском, истец ссылался на то, что период службы в государственной налоговой инспекции включен в выслугу лет в органах внутренних дел, указанная выслуга перерасчету не подлежала, а потому единовременное пособие при увольнении следовало назначить в размере 7 окладов.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что должности истца в Государственной налоговой инспекции не предусмотрены частью 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающей периоды работы, подлежащие включению в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел для выплаты единовременного пособия.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, основан на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Периоды, подлежащие зачету в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел для выплаты единовременного пособия при увольнении, определены Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 38 названного Федерального закона в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел включаются периоды, указанные в ч. 2 настоящей статьи (в календарном исчислении).
В силу ч. 2 ст. 38 Федерального закона N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются: период замещения сотрудником органов внутренних дел должностей в органах внутренних дел; период нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; период прикомандирования сотрудника органов внутренних дел в соответствии со ст. 32 настоящего Федерального закона; период приостановления сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел в соответствии с ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального закона; период прохождения гражданином военной службы, службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; период замещения гражданином должностей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; период работы судьей; время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел.
Проанализировав приведенную правовую норму, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчиком обоснованно в выслугу лет в органах внутренних дел для выплаты единовременного пособия при увольнении не включен период службы в государственной налоговой инспекции, поскольку таковая в указанной норме не поименована, кроме того, должности, замещаемые истцом в государственной налоговой инспекции, не относятся к государственным должностям Российской Федерации, а потому правомерно отказал в иске.
Доводы апелляционной жалобы о том, что период службы в налоговой инспекции зачтен в выслугу лет в органах налоговой полиции, который перерасчету не подлежал, и в полном объеме был зачтен в выслугу лет в органах наркоконтроля, а в последующем в органах внутренних дел, не заслуживает внимания, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, правовых основании для отмены постановленного решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия в г. Абакане от 17 января 2017г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Пронина В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи Т.М.Капустина
В.Н. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.