Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Подгорной Е.П.,
судей
Кудасовой Т.А., Шиловской Н.Ю.
при секретаре
Китаевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 07 февраля 2017 года гражданское дело N ... по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" (далее по тексту - ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга") на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по иску Вараксина, Волошенкова к ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, с учетом индексации.
Заслушав доклад судьи Подгорной Е.П., объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соистцы Вараксин, Волошенков и Калужский обратились в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, с учетом индексации.
Истец Вараксин просил суд обязать ответчика пересмотреть размер ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью и выплачивать с 01 января 2002 года в размере " ... " рублей, с 01 января 2003 года в размере " ... " рубля, с 01 января 2004 года в размере " ... " рублей, с 01 января 2005 года в размере " ... " рублей, с 01 января 2006 года в размере " ... " рублей, с 01 января 2007 года в размере " ... " рублей, с 01 января 2008 года в размере " ... " рублей, с 01 января 2009 года в размере " ... " рубля, с 01 января 2010 года в размере " ... " рубля, с 01 января 2011 года в размере " ... " рублей, с 01 января 2012 года в размере " ... " рублей, с 01 января 2013 года в размере " ... " рублей, с 01 января 2014 года в размере " ... " рубль, с 01 января 2015 года в размере " ... " рублей за вычетом ранее выплаченных сумм, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то обстоятельство, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - МО РФ) и состоит на пенсионном обеспечении в ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга", с 29 февраля 1996 года является инвалидом " ... " группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской атомной электростанции (далее по тексту - Чернобыльская АЭС), с 15 февраля 2011 года ему была назначена ежемесячная денежная компенсация возмещения вреда в размере " ... " рублей, которая в дальнейшем, ежегодно индексировалась пропорционально росту уровня инфляции в Российской Федерации. Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"" суммы ежемесячных выплат возмещения вреда подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожитого минимума в целом по Российской Федерации. С 01 января 2005 года в связи с вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"" был установлен новый механизм индексации с учетом уровня инфляции, определяемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, при этом данному механизму индексации была придана обратная сила до 19 июня 2002 года.
Истец Волошенков просил суд обязать ответчика пересмотреть размер ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью и выплачивать с 16 октября 2003 года в размере " ... " рублей, с 01 января 2004 года в размере " ... " рублей, с 01 января 2005 года в размере " ... " рублей, с 01 января 2006 года в размере " ... " рублей, с 01 января 2007 года в размере " ... " рубля, с 01 января 2008 года в размере " ... " рублей, с 01 января 2009 года в размере " ... " рублей, с 01 декабря 2009 года в размере " ... " рубля, с 01 января 2010 года в размере " ... " рублей, с 01 января 2011 года в размере " ... " рублей, с 01 января 2012 года в размере " ... " рублей, с 01 января 2013 года в размере " ... " рубля, с 01 января 2014 года в размере " ... " рублей, с 01 января 2015 года в размере " ... " рублей за вычетом ранее выплаченных сумм, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то обстоятельство, что является пенсионером МО РФ и состоит на пенсионном обеспечении в ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга", с 16 октября 2003 года является инвалидом " ... " группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, а с 11 ноября 2009 года - инвалидом " ... " группы, с 16 октября 2003 года ему была назначена ежемесячная денежная компенсация возмещения вреда в размере " ... " рублей, которая в дальнейшем, ежегодно индексировалась пропорционально росту уровня инфляции в Российской Федерации на 2003 год ( " ... " рублей х 1,12 х 1,12 = " ... " рублей). В дальнейшем ежемесячная денежная компенсация возмещения вреда ежегодно индексировалась ответчиком пропорционально росту уровня инфляции в Российской Федерации, а с 01 декабря 2009 года пересмотрена по второй группе инвалидности в фиксированном размере " ... " рублей, проиндексированная пропорционально росту инфляции в Российской Федерации на 2009 год (2500 рублей х 1,12 х 1,12 х 1,1 х 1,11 х 1,09 х 1,08 х 1,105 х 1,13 = " ... " рублей) Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"" суммы ежемесячных выплат возмещения вреда подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожитого минимума в целом по Российской Федерации. С 01 января 2005 года в связи с вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"" был установлен новый механизм индексации с учетом уровня инфляции, определяемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, при этом данному механизму индексации была придана обратная сила до 19 июня 2002 года.
Истец Калужский просил суд обязать ответчика пересмотреть размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и выплачивать с 01 января 2002 года в размере " ... " рублей, с 01 января 2003 года в размере " ... " рублей, с 01 января 2004 года в размере " ... " рубля за вычетом ранее выплаченных сумм, исходя из следующего расчета: с 01 января 2002 года - " ... " рублей х 1,208; с 01 января 2003 года - " ... " рублей х 1,414; с 01 января 2014 года - " ... " рублей х 1,153.
Определением суда от "дата" производство по гражданскому делу N ... в части требований Калужского к ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" об обязании пересмотреть размер ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью прекращено по основаниям абз. 3 ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ).
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" постановлено:
"Обязать Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" пересмотреть Вараксину размер ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью и выплачивать с 01.01.2002 в размере " ... " рублей, с 01.01.2003 в размере " ... " рубля " ... " копейка, с 01.01.2004 в размере " ... " рублей " ... " копейки, с 01.01.2005 в размере " ... " рублей " ... " копеек, с 01.01.2006 в размере " ... " рубля " ... " копеек, с 01.01.2007 в размере " ... " рублей " ... " копейки, с 01.01.2008 в размере " ... " рублей " ... " копейки, с 01.01.2009 в размере " ... " рубля " ... " копейки, с 01.01.2010 в размере " ... " рубля " ... " копеек, с 01.01.2011 в размере " ... " рублей " ... " копеек, с 01.01.2012 в размере " ... " рублей " ... " копеек, с 01.01.2013 в размере " ... " рублей " ... " копейки, с 01.01.2014 в размере " ... " рубль " ... " копеек, с 01.01.2015 в размере " ... " рублей " ... " копейки за вычетом ранее выплаченных сумм.
Обязать Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" пересмотреть Волошенкову размер ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью и выплачивать с 16.10.2003 в размере " ... " рублей " ... " копеек, с 01.01.2004 в размере " ... " рублей " ... " копеек, с 01.01.2005 в размере 2 186,09 руб., с 01.01.2006 в размере " ... " руб., с 01.01.2007 в размере " ... " руб., с 01.01.2008 в размере 2 " ... " руб., с 01.01.2009 в размере " ... " руб., с 01.12.2008 в размере " ... " руб., с 01.01.2010 в размере " ... " руб., с 01.01.2011 в размере " ... " руб., с 01.01.2012 в размере " ... " руб., с 01.01.2013 в размере " ... " руб., с 01.01.2014 в размере " ... " руб., с 01.01.2015 в размере " ... " руб. за вычетом ранее выплаченных сумм".
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить указанное решение и отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, считая решение необоснованным, настаивая на доводах, изложенных в исковом заявлении.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Истцы в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, направили в суд в порядке ст. 48 ГПК РФ своего представителя.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 195, 198 ГПК РФ решение суда должно отвечать требованиям законности и обоснованности.
Под интересами законности с учетом положений ст. 2 ГПК РФ судебная коллегия понимает необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, семейных правоотношений.
Указанным требованиям решение соответствует тогда, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права, в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их допустимости и относимости, а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно позиции Европейского суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.
Постановленное судом решение данным требованиям не соответствует.
Судом установлено, что Вараксин является пенсионером МО РФ, лицом, перенесшим лучевую болезнь или иные заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшим инвалидом, и имеющим право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" инвалидом " ... " группы в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС с 29 февраля 1996 года.
Волошенков является пенсионером МО РФ, лицом, перенесшим лучевую болезнь или иные заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшим инвалидом, и имеющим право на компенсации и льготы, установленные Федеральным законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" инвалидом " ... " группы в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС с 16 октября 2003 года, с 11 ноября 2009 года - инвалидом " ... " группы.
С 15 февраля 2001 года Вараксину ФКУ "Военный комиссариат города Ленинградской области" назначена ежемесячная денежная компенсация возмещения вреда здоровью в размере " ... " рублей, с 21 апреля 2005 года на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 326 произведена доплата компенсации сумм в возмещение вреда здоровью за период с 01 июня 2002 года по 30 июня 2005 года в сумме " ... " рублей из расчета индексации с 01 июня 2002 года по 30 июня 2002 года - " ... " рублей х 1,048 = " ... " рублей, с 01 июля 2002 года по 31 декабря 2002 года - " ... " х 1,12 = " ... " рублей, с 01 января 2003 года по 31 декабря 2003 года - " ... " рублей х 1,2544 = " ... " рубля, с 01 января 2004 года по 31 мая 2005 года - " ... " рублей х 1,38 = " ... " рублей, с 01 февраля 2016 года Вараксину выплачивается денежная компенсация в возмещение вреда здоровью как инвалиду " ... " группы в размере " ... " рублей (л.д. N ... ).
Волошенкову с 16 октября 2003 года выплачивалась ежемесячная денежная сумму в возмещение вреда, причиненного здоровью " ... " рублей, проиндексированная пропорционально росту уровня инфляции в Российской Федерации на 2003 года ( " ... " рублей х 1,12 х 1,12 = " ... " рубля). В дальнейшем ежемесячная компенсация возмещения вреда ежегодно индексировалась ответчиком пропорционально росту уровня инфляции в Российской Федерации, а с 01 декабря 2009 года пересмотрена по " ... " группе инвалидности в фиксированном размере " ... " рублей, проиндексированная пропорционально росту уровня инфляции в Российской Федерации на 2009 год, 25 января 2006 года истцу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 326 от 25.05.2005 единовременно произведена доплата компенсации сумм в возмещение вреда за период с 16 октября 2003 года по 31 мая 2004 года в сумме " ... " рубль из расчета индексации: с 16 октября 2003 года по 31 декабря 2003 года - " ... " рублей х 1,2544 = " ... " рубля, с 01 января 2004 года по 31 мая 2004 года - " ... " рублей х 1,38 = " ... " рублей. С 01 февраля 2016 года Волошенкову выплачивается денежная компенсация в возмещение вреда здоровью как инвалиду " ... " группы в размере " ... " рублей (л.д. N ... ).
В материалах пенсионных дел истцов Вараксина, Волошенкова решений судов об индексации компенсации с дат их назначения по настоящее время не имеется.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя исковые требования, суд, сославшись на статью 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, пришел к выводу об удовлетворении требований об индексации ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, с применением коэффициентов индексации по росту величины прожиточного минимума в Санкт-Петербурге по отношению к Волошенкову и с применением коэффициентов индексации по росту величины прожиточного минимума в Ленинградской области по отношению к Вараксину.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда полагает выводы суда об индексации назначенных истцам в твердом денежном размере в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, причиненного в результате участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с применением коэффициентов индексации по росту величины прожиточного минимума в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, основаны на неверном толковании и применении норм материального права.
Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируется специальным нормативным правовым актом - Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, относятся, в частности, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Впервые право граждан на получение денежных компенсаций по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, было закреплено в п. 25 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, введенного в действие с 02 марта 1996 года).
Согласно данной норме гражданам, указанным в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного закона, гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Федеральным законом Российской Федерации от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее по тексту - Федеральный закон от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ), введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми п. 25 ст. 14 данного закона был изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда гражданам, указанным в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 этого закона (в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ), исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5000 рублей, инвалидам II группы - 2500 рублей, инвалидам III группы - 1000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу данного федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Частью 3 статьи 5 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) было предусмотрено, что государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные данным законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Критерий индексации сумм возмещения вреда здоровью был установлен частью 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"", в соответствии с которой размер ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленной ежемесячной денежной суммы, определенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, а также максимальный размер ежемесячной денежной суммы, установленной данной статьей, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Федеральным законом Российской Федерации от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"" (далее по тексту - Федеральный закон от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) был введен новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Согласно статье 3 указанного выше закона размеры выплат, установленные в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 или п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I) и ч. 1и 2 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в редакции данного федерального закона, индексируются с 19 июня 2002 года, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федеральным законом Российской Федерации от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Выплата гражданам недополученных сумм за 2002 - 2004 годы производится в течение 2005 - 2006 годов. Порядок и условия возврата недополученных сумм определяются Правительством Российской Федерации.
В 2004 году также была изменена редакция ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", эта норма была изложена в новой редакции вступившим в силу с 1 января 2005 гожда Федеральным законом Российской Федерации от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 8 ст. 3).
В новой редакции ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пункт 25 отсутствует, а нормативные положения, аналогичные изложенным в приведенном выше пункте 25 статьи 14 названного закона в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, содержатся в пункте 15.
Впоследствии Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исходя из уровня инфляции, определенного федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год.
Так, на 2013 год Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 декабря 2012 года N 1255 "Об индексации в 2013 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее по тексту - Постановление от 04 декабря 2012 года N 1255) был установлен порядок индексации с 1 января 2013 года названных выше компенсаций с применением коэффициента 1,055.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 года N 1189 "Об индексации в 2014 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее по тексту - Постановление от 19 декабря 2013 года N 1189) с 1 января 2014 года установлен порядок индексации указанных выплат с применением коэффициента 1,05.
Этими Постановлениями для инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа граждан, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", получающих в твердой денежной сумме ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, предусмотренную п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (до 1 января 2005 года - п. 25 ч. 1 ст. 14), установлены размеры такой компенсации (с учетом индексации), которые для инвалида III группы составили с 01 января 2013 года - 2949,08 рублей и с 01 января 2014 года - 3097,29 рублей (абз. 2 п. 1 Постановлений от 04 декабря 2012 года N 1255 и от 19 декабря 2013 года N 1189). Для категории инвалидов, получающих ежемесячную денежную компенсацию в размерах ранее назначенных сумм возмещения вреда (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ), установлена индексация путем умножения ранее выплачиваемого размера компенсации на коэффициенты 1,055 и 1,05 (абз. 3 п. 1 Постановлений от 04 декабря 2012 года N 1255 и от 19 декабря 2013 года N 1189, соответственно).
Из приведенного правового регулирования спорных отношений следует, что ежемесячное возмещение гражданам вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется как в твердой сумме на основании п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", так и в размерах ранее назначенных сумм возмещения вреда в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ. Для категорий граждан, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", получающих ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью в твердой сумме и в размере ранее назначенных сумм возмещения вреда (из заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности), предусмотрен и различный порядок индексации указанной компенсации, то есть лицам, получающим эту компенсацию в твердой денежной сумме, при индексации устанавливается новая твердая денежная сумма, определенная в зависимости от группы инвалидности и с учетом указанных в названных выше постановлениях Правительства Российской Федерации коэффициентов, а лицам, которым ежемесячная денежная компенсация выплачивается в размерах ранее назначенных сумм возмещения вреда, эти ранее назначенные суммы индексируются путем умножения на соответствующие коэффициенты.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П взаимосвязанные нормы части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 года) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ о ежегодной индексации ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, признаны противоречащими принципам справедливости, равенства, соразмерности и умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, не соответствующими статьям 19 (часть 1), 42 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
До внесения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. были ориентированы данным постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Однако размеры выплат, определенных в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", индексируются с 19 июня 2002 г., исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ).
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, касающиеся порядка индексации размеров названных выплат, и определено их ежегодное повышение пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
С 19 июня 2002 года размеры выплат, назначаемых и выплачиваемых на основании Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", индексируются исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ).
Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 25 мая 2005 года N 326 "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 27 декабря 2004 года N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 07 мая 2005 года N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 25 апреля 2006 года N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 марта 2007 года N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 декабря 2007 года N 914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и последующими ежегодными постановлениями утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
Таким образом, Постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций (в случае их назначения в твердой денежной сумме), подлежащих выплате за соответствующий период.
Между тем, правовая норма, предусматривающая возможность перерасчета сумм возмещения вреда исходя из применения коэффициентов индексации по росту величины прожиточного минимума в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области на момент обращения истцов в июне 2016 года в суд с требованиями об индексации утратила свою силу.
Из приведенного правового регулирования спорных отношений следует, что ежемесячное возмещение гражданам вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется как в твердой сумме на основании пункта 15 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I, так и в размерах ранее назначенных сумм возмещения вреда в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ. Для категорий граждан, указанных в пункте 2 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I, получающих ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью в твердой сумме и в размере ранее назначенных сумм возмещения вреда (из заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности), предусмотрен и различный порядок индексации указанной компенсации, то есть лицам, получающим эту компенсацию в твердой денежной сумме, при индексации устанавливается новая твердая денежная сумма, определенная в зависимости от группы инвалидности и с учетом указанных в названных выше постановлениях Правительства Российской Федерации коэффициентов, а лицам, которым ежемесячная денежная компенсация выплачивается в размерах ранее назначенных сумм возмещения вреда, эти ранее назначенные суммы индексируются путем умножения на соответствующие коэффициенты.
Следовательно, при разрешении исковых требований об индексации истцам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом подлежащих применению нормативных положений обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения спора, является установление основания назначения ежемесячной денежной компенсации Вараксину, Волошенкову, а именно: назначена им такая компенсации в твердой денежной сумме на основании пункта 25 части 1 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-I в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (с 1 января 2005 г. - пункт 15 части 1 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-I) или она выплачивалась им в размере ранее назначенной суммы возмещения вреда в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ.
В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Между тем суд первой инстанции в нарушение указанной нормы процессуального права не определилназванное обстоятельство в качестве юридически значимого для правильного разрешения спора, оно не вошло в предмет доказывания и не получило правовой оценки суда.
Судом не установлено, когда и в какой сумме истцам впервые была назначена выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.
Вместе с тем, как установлено судом апелляционной инстанции (обозревались пенсионные дела истцов, истребованные судебной коллегией в соответствии с положениями п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции") и не было оспорено представителем истцов, Вараксину и Волошенкову выплата такой компенсации производилась в твердой денежной сумме: с 15.02.2001 года - Вараксину в размере " ... " рублей и с 16.10.2003 года - Волошенкову.
Таким образом, при вынесении обжалуемого решения судом не принято во внимание, что на момент принятия решения суда произошли изменения в законодательстве, регулирующем порядок индексации сумм ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, действующий порядок индексации предусматривает иной критерий индексации, определение которого является прерогативой законодателя.
Следовательно, выводы суда относительно необходимости индексации истцам Вараксину и Волошенкову в ином порядке предусмотренных законом в твердой денежной сумме ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, в частности, инвалидам " ... " и " ... " групп, являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Также из материалов дела усматривается, что ответчиком производилась индексация назначенных сумм возмещения вреда здоровью своевременно, исходя из порядка, установленного соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации, а также произведена доплата в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 326.
Оснований для повторной индексации сумм задолженности Вараксину за период с 01 января 2002 года, а Волошенкову за период с 16 октября 2003 года, исходя из применения коэффициентов индексации по росту величины прожиточного минимума, у суда не имелось, поскольку индексация ежемесячных выплат уже произведена путем применения индексов роста инфляции по состоянию на момент рассмотрения дела.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что судом первой инстанции были неправильно истолкованы разъяснения, изложенные в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которым, учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
Ввиду того, что судом не была установлена задержка выплаты ответчиком назначенных соистцам сумм возмещения вреда здоровью, как и выплата таких сумм в меньшем размере, чем предусмотрено законом, является ошибочной ссылка суда на указанные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации в обоснование своего вывода о причинении убытков истцам вследствие инфляционных процессов и в результате длительного неисполнения ответчиком обязанности по индексации размера ежемесячной компенсационной выплаты.
Учитывая изложенное, выводы суда об удовлетворении заявленных требований о взыскании выплат и задолженности в счет возмещения вреда здоровью нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а исковые требования отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" отменить.
В удовлетворении исковых требований Вараксина, Волошенкова к ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, с учетом индексации - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.