Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Сайдашевой Э.Р., Сибгатуллиной Л.И.,
при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сайдашевой Э.Р. административное дело по апелляционной жалобе Нуруллиной ФИО11 на решение Приволжского районного суда города Казани от 31 января 2017 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Нуруллиной ФИО12 к Управлению Росреестра по РТ об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации и обязании осуществить государственную регистрацию оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Нуруллина Л.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Республики Татарстан о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером ... , общей площадью 1040 кв. м, расположенный по адресу: "адрес"; обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на вышеуказанный земельный участок.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании решения Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района Республики Татарстан от 25 июля 1998 года Нуруллиной Л.И. предоставлен земельный участок с кадастровым номером ... , общей площадью 1040 кв. м, расположенный по адресу: город "адрес", выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ...
13 октября 2016 года административный истец обратилась в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок.
Письмом от 25 ноября 2016 года N 16/047/005/2016-4106 административному истцу было отказано в государственной регистрации права со ссылкой на абзацы 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Данный отказ административный истец считает незаконным, так как она вправе оформить право собственности на земельный участок, предоставленный ей до введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации (до 30 октября 2001 года) в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Предоставление Нуруллиной Л.И. земельного участка подтверждается вышеуказанным государственным актом. Подлинность данного государственного акта и факт выдачи его уполномоченным лицом в установленном законом порядке оспорены не были, какие-либо сведения о притязании иных лиц на данный земельный участок отсутствуют. Государственный акт соответствует требованиям закона и является основанием для осуществления государственной регистрации.
В сообщении об отказе в государственной регистрации указано, что для получения дополнительной информации направлены запросы в Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, КЗИО ИКМО города Казани, Национальный архив Республики Татарстан.
Полагает, что отсутствие в Администрации Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан сведений о передаче в собственность Нуруллиной Л.И. земельного участка не свидетельствует об отсутствии у административного истца права на земельный участок.
В соответствии с Порядком выдачи и регистрации государственных актов они выдавались на основании решений исполнительных органов Советов народных депутатов, государственный акт составлялся в двух экземплярах, оба экземпляра подписывались главой администрации, в соответствии с решением которой был выделен земельный участок, каждый из экземпляров скреплялся гербовой печатью. Один экземпляр государственного акта выдавался правообладателю, другой экземпляр хранился в органе, выдавшем государственный акт. Выданные государственные акты регистрировались в Книге записей государственных актов, которая велась администрацией.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Нуруллина Л.М. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Указывает о том, что Управлением Росреестра по Республике Татарстан не представлено доказательств законности своего решения. Ссылается на то, что является правообладателем земельного участка на основании государственного акта. По ее мнению, отсутствие в представленном на государственную регистрацию государственном акте даты вынесения решения Салмачинского совета местного самоуправления Пестречинского района Республики Татарстан не было указано в оспариваемом решении об отказе в государственной регистрации в качестве причины, являющейся достаточной для признания указанного акта несоответствующим требованиям закона и не может служить доказательством обоснованности ранее принятого оспариваемого решения. Обращает внимание на то, что в представленных документах на регистрацию имелось решение Салмачинского совета местного самоуправления Пестречинского района Республики Татарстан. Также отмечает, что истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок не допускается.
В судебном заседании суда апелляционной представитель административного истца Нуруллиной Л.И. - Рахимова Ю.В. апелляционную жалобу поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены, не явились, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
13 октября 2016 года административный истец обратилась в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью 1035 кв. м., кадастровый номер ... , расположенный по адресу: "адрес"
В качестве правоустанавливающих документов ею представлены следующие документы:
-государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N "адрес"; решение Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района Республики Татарстан от 25 июля 1998 года.
Также на государственную регистрацию представлен ответ Управления Росреестра по Республике Татарстан на обращение от 6 октября 2016 года N20-42/24839-з.
Согласно решению Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района Республики Татарстан от 25 июля 1998 года, Нуруллиной Л.И. на основании справки АО фирма "Салмачи" о закреплении земельного участка для строительства жилого дома и выращивания сельскохозяйственной продукции выделен земельный участок в размере 0,10 га на территории Салмачинского Совета местного самоуправления.
В соответствии с государственным актом N ... на основании решения Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района Республики Татарстан Нуруллиной Л.И. в собственность выделен земельный участок, площадью 0,1040 га, в поселке "адрес" для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ответу Управления Росреестра по Республике Татарстан на обращение административного истца от 6 октября 2016 года N 20-42/24839-з, в архиве Управления имеется государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ... , выданный на основании решения Салмачинского Совета местного самоуправления от 10 февраля 1999 года на имя Нуруллиной Л.И. на земельный участок, общей площадью 0,1040 га, расположенный по адресу: "адрес"
Как видно из материалов дела правоустанавливающих документов, ранее при обращении Нуруллиной Л.И. в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права на вышеуказанный земельный участок государственным регистратором для получения дополнительной информации были направлены запросы в Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, КЗИО ИКМО города Казани, Национальный архив Республики Татарстан.
Как усматривается из ответа Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан N 277 от 20 июля 2016 года, сведения о выделении земельных участков гражданам, в том числе Нуруллиной Л.И., на основании решения Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района Республикии Татарстан от 25 июля 1998 года в документах фонда Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района Республики Татарстан за 1998 год отсутствуют. Государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей на хранение в архив не поступали.
Согласно ответу Национального архива Республики Татарстан N 4215-и.п. от 8 июля 2016 года, документы Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района Республики Татарстан в архив на хранение не поступали, в связи с чем выдача решения от 25 июля 1998 года о выделении земельного участка в поселке Вишневка на имя Нуруллиной Л.И. не представляется возможной.
Из ответа КЗИО ИКМО города Казани N 10317/КЗИО-ИСХ от 13 июля 2016 года следует, что по сведениям материалов инвентаризации земельный участок с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: "адрес", числится за Нуруллиной Л.И. на основании решения Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района Республики Татарстан от 25 июля 1998 года и государственного акта на право собственности на землю N ... Копия данного документа в Комитете отсутствует.
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Республике Татарстан от 26 октября 2016 года, с учетом имеющихся в материалах дела правоустанавливающих документов ответов, государственная регистрация приостановлена на срок до 24 ноября 2016 для представления дополнительных доказательств наличия оснований для осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Решением Управления Росреестра по Республике Татарстан от 25 ноября 2016 года административному истцу отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером ... расположенный по адресу: "адрес". Отказ мотивирован тем, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, Нуруллиной Л.И. не устранены.
Главы I - IV, статья 31 и глава VI Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" утратили силу с 1 января 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
В силу части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122 -ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) (далее Закон) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
На основании части 1 статьи 17 Закона правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Разрешая спор по существу и принимая обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что представленный административным истцом на государственную регистрацию государственный акт N ... не позволяет однозначно идентифицировать предоставленный земельный участок, кроме того, в государственном акте N ... не указана дата вынесения решения Салмачинского Совета местного самоуправления, на основании которого Нуруллиной Л.И. в собственность выделен земельный участок.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что государственный регистратор правомерно, в рамках предоставленных ему законом полномочий, провел правовую экспертизу представленных на регистрацию документов и отказал в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: город Казань, поселок Вишневка, поскольку у государственного регистратора возникли сомнения в подлинности представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, достоверности указанных в них сведений, и обстоятельства, вызвавшие приостановление государственной регистрации, не устранены.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
- не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
- ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
На основании частей 1, 2 и 6 статьи 25.2 Закона государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.
В силу части 1 статьи 19 Закона государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
Согласно статье 31 Земельного кодекса РСФСР право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов.
Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР.
Право аренды и временного пользования земельными участками удостоверяется договорами, формы которых утверждаются Советом Министров РСФСР, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - в соответствии с законодательством этих республик.
К договору прилагается план земель, предоставленных во временное пользование, аренду.
Согласно статье 23 Земельного кодекса Республики Татарстан от 9апреля1991года N836-XII, право владения и право постоянного пользования землей удостоверяется государственным актом на право пользования и владения землей, который выдается и регистрируется исполкомами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.
В соответствии с Инструкцией Роскомзема от 9 марта 1992 года "О порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" лицо, которому выдается государственный акт, расписывается в его получении в Книге записей актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования и на третьей странице второго экземпляра государственного акта, который остается в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или сельской, поселковой, городской администрации.
Пунктом 9 статьи 3 Федерального Закона от 25 октября 2001 года N137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривается, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Наряду с ними, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним также выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-03 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", но до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года K493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Анализируя вышеприведенные положения закона суд первой инстанции пришел правильному мнению о том, что основанием для регистрации прав на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (29 октября 2001 года) является акт уполномоченного органа, который содержит индивидуальные признаки земельного участка и данные о расположении его границ на местности, по которым можно идентифицировать объект недвижимости.
Объектом землепользования всегда является индивидуально определенный земельный участок, поскольку именно установленность границ участка позволяет однозначно идентифицировать его в качестве предмета имущественных прав.
С учетом вышеизложенного обстоятельства, ответ Управления Росреестра по Республике Татарстан от 6 октября 2016 года о наличии в архиве государственного акта N ... в данном случае правового значения не имеет.
Кроме того, сведения о выделении земельного участка административному истцу в документах фонда Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района Республики Татарстан за 1998 год, в Национальном архиве Республики Татарстан отсутствуют.
Также, судом первой инстанции верно отмечено, что в данном случае административным истцом избран ненадлежащий способ защиты своих прав, и она не лишена возможности обратиться в суд с соответствующими требованиями в порядке гражданского судопроизводства, в рамках которого и может быть разрешен вопрос о правах Нуруллиной Л.И. на спорный земельный участок.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности действий государственного регистратора, отказавшего в государственной регистрации права собственности административного истца на спорный объект в связи с отсутствием документов, необходимых для государственной регистрации прав.
При таких обстоятельствах судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований, а потому обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы вышеизложенных обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и в связи с этим отмену обжалуемого судебного акта повлечь не могут, поскольку основаны на неправильном толковании заявителем апелляционной жалобы норм материального права.
Рассматривая данное дело, суд правильно определилзначимые по делу обстоятельства, с достаточной полнотой их исследовал и на основании оценки добытых по делу доказательств в их совокупности со всеми материалами дела пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установиланарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене решения суда.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани от 31 января 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Нуруллиной ФИО13 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.