Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Ковелина Д.Е.,
судей
Кучеровой Р.В.,
Волошковой И.А.
при секретаре судебного заседания Емшановой А.И., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора ( / / )1 ... в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию ( / / )1 "Шамарская жилищно-коммунальная организация", Администрации ( / / )1 ... о возложении обязанности совершить действия, направленные на соблюдении требований законодательства о водоснабжении населения,
поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации ( / / )1 на решение ( / / )1 ... суда ... от ( / / ).
Заслушав доклад судьи ( / / )3, пояснения прокурора ( / / )5, судебная коллегия
установила:
Прокурор ( / / )1 ... обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию ( / / )1 "Шамарская жилищно-коммунальная организация" (далее по тексту - МУП ШГО "Шамарская ЖКО") и Администрации ( / / )1 об обязании в срок до ( / / ) разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения; получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения санитарным правилам; организовать зоны санитарной охраны подземных водных источников, в отношении водозаборных скважин. Обязать Администрацию ( / / )1 обеспечить условия, необходимые для организации подачи Муниципальным унитарным предприятием ( / / )1 "Шамарская жилищно-коммунальная организация" питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, путем финансирования мероприятий по организации зон санитарной охраны подземных водных источников и разработки проектов зон санитарной охраны, получения санитарно-эпидемиологических заключений.
Определением суда от ( / / ) к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации ( / / )1 и в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Территориальный отдел управления Федеральной службы на надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Первоуральску, ( / / )1, ... м и городе Ревде.
В ходе разбирательства дела истец - прокурор ( / / )1 ... уточнил исковые требования и просил обязать Муниципальное унитарное предприятие ( / / )1 "Шамарская жилищно-коммунальная организация" в срок до ( / / ) разработать проекты зон санитарной охраны вышеназванных источников питьевого водоснабжения, получить санитарно- эпидемиологические заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения санитарным правилам, организовать зоны санитарной охраны в отношении всех вышеуказанных водозаборных скважин. В случае невозможности исполнения МУП ШГО Шамарская ЖКО", осуществляющим холодное водоснабжение своих обязательств по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения санитарным правилам, организации зон санитарной охраны, обеспечивающих население качественным водоснабжением, соответствующим санитарным нормам и правилам, либо в случае отказа МУП О "Шамарская ЖКО" от исполнения своих обязательств, в срок до ( / / ) возложить обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения в соответствии с санитарными нормами и правилами на Администрацию ( / / )1.
В обоснование исковых требований прокурор ( / / )1 ... указал, что в ноябре 2016 года прокуратурой ( / / )1 ... проведена проверка исполнения законодательства в области охраны водных объектов, источников питьевого водоснабжения в деятельности МУП ШГО "Шамарская ЖКО". В ходе проверки установлено, что это предприятие осуществляет свою деятельность на основании его Устава, утвержденного постановлением Комитета по управлению муниципальным имуществом ( / / )1 от ( / / ) N. Предметом деятельности предприятия является оказание жилищно-коммунальных и иных услуг населению ( / / )1, в том числе производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); сбор очистка и распределение воды. Согласно договору N от ( / / ) для осуществления данной деятельности за указанным предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено расположенное на территории ( / / )1 муниципальное имущество, в том числе вышеуказанные источники водоснабжения. Постановлением Главы ( / / )1 N от ( / / ) установлено, что МУП ШГО "Шамарская ЖКО" является гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории ( / / )1. В нарушении Федерального закона от ( / / ) N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от ( / / ) N-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от ( / / ) N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", соответчиками по состоянию на ( / / ) на названные объекты хозяйственно-питьевого водоснабжения, расположенные в ... , д. Гора, ... ( / / )1 ... по вышеуказанным адресам, не разработаны проекты организации зоны санитарной охраны указанных источников питьевого водоснабжения, не получены в Управлении Роспотребнадзора по ... санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, не организованы зоны санитарной охраны в установленном законом порядке в соответствии с требованиями СанПиН 2. ( / / )-02.
Решением ( / / )1 районного суда ... от ( / / ) исковые требования удовлетворены. На Муниципальное унитарное предприятие ( / / )1 "Шамарская жилищно-коммунальная организация" возложена обязанность в срок до ( / / ) разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения санитарным правилам, организовать зоны санитарной охраны в отношении следующих водозаборных скважин и систем питьевого водоснабжения, находящихся по адресам:
1) ... а, 1964 года, глубина 80 м (Свидетельство от ( / / ) N);
2) ... , 1970 года (Постановление Главы администрации Свердловской Области N от ( / / ));
3) ... , 1962 года, счетчик холодного водоснабжения, глубина 80 м (Свидетельство от ( / / ) N);
4) ... а, 1993 года, счетчик холодного водоснабжения, глубина 80 м (Постановление Главы администрации Свердловской Области N от ( / / ));
5) ... , 1991 года, счетчик холодного водоснабжения (Постановление Главы администрации Свердловской Области N от ( / / ));
6) ... , 1991 года, счетчик холодного водоснабжения, глубина 80 м. (Свидетельство от ( / / ) N);
7) ... , 1963 года, счетчик холодного водоснабжения, глубина 80 м (Свидетельство от ( / / ) N);
8) ... а, 2011 года (Постановление главы ( / / )1 N от ( / / ));
9) ... , 1991/1993 года, глубина 80 м (Постановление главы администрации Свердловской Области N от ( / / ));
10) ... , 1940 года, окрашена, стальная, V=25 м3, погружной насос ЭЦВ6-10-80, обсадная труба d=219 (Постановление главы администрации Свердловской Области от ( / / ) N);
11) ... 1991/2013 год, глубина 90 м, (Свидетельство от ( / / ) N).
12) система питьевого водоснабжения ... , 1964 года, S -7,5 кв. м., фундамент - бетон сплошной, стены - дерево 1908 года, S-32,47 (Свидетельство от ( / / ) N) включающая: Здание павильона над скважиной и насосной, ... года, S-82,0 кв. м., фундамент - железобетон, стены - кирпич, перекрытия - дерево, кровля - железо (Свидетельство от ( / / ) N).
13) Водозаборная скважина, расположенная на земельном участке в ... кв.м. (Свидетельство от ( / / ) N);
14) Водозаборная скважина, расположенная на земельном участке ... , 4800 кв.м., (Свидетельство от ( / / ) N).
В случае невозможности исполнения Муниципальным унитарным предприятием ( / / )1 "Шамарская жилищно-коммунальная организация", осуществляющим холодное водоснабжение своих обязательств по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения санитарным правилам, организации зон санитарной охраны, обеспечивающих население качественным водоснабжением, соответствующим санитарным нормам и правилам, либо в случае отказа Муниципального унитарного предприятия ( / / )1 "Шамарская жилищно-коммунальная организация" от исполнения своих обязательств, в срок до ( / / ) возложить обязанности по организации водоснабжения населения в соответствии с санитарными нормами и правилами на Администрацию ( / / )1 ...
С Муниципального унитарного предприятия ( / / )1 "Шамарская жилищно-коммунальная организация" взыскана в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.
Не согласившись с решением, суда ответчиком Администрацией ( / / )1 подана апелляционная жалоба, в обоснование которой, указав, что все оспариваемые объекты водоснабжения закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП "Шамарская ЖКО". Полагают, что незаконно и необоснованно возлагается обязанность на администрацию организация финансирования деятельности по организации зон санитарной очистки объектов, которые переданы коммерческой организации на основании договора.
Прокурор ( / / )5 в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала относительно доводов апелляционной жалобы, полагая решение законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явилась, своевременно извещены о времени и месте судебного заседания в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не представили доказательств уважительности причин неявки. Информация о рассмотрении дела размещена также на сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения прокурора ( / / )5, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном решении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч.1 ст.65 Водного кодекса).
В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.
В соответствии с Концепцией водной безопасности ... на период до 2020 года, утв. Постановлением ... N-ПП ( / / ) в рамках второго этапа (2014 - 2016 годы) приоритетными направлениями реализации настоящей Концепции являются: установление зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения населения ... ; определение дополнительных источников водоснабжения для населенных пунктов, имеющих дефицит водных ресурсов в условиях маловодья, а также резервных источников на случай чрезвычайной ситуации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Пункты 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ указывают, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В силу статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.
Исходя из указанных норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, лежит на органе местного самоуправления. Именно ответчик как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.
При этом суд первой инстанции, возлагая обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабженияна МУП "Шамарская ЖКО" обоснованно отметил, что в случае отказа от исполнения данной обязанности гарантирующей организацией данную обязанность должна исполнить Администрация ( / / )1, так как к вопросам местного значения городских ( / / )1 относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах ( / / )1, а также организация в границах ( / / )1 водоснабжения населения и водоотведения, осуществление в пределах установленных законодательством полномочий собственника водных объектов, установления правил использования водных объектов, а равно и утверждение генеральных планов ( / / )1, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов ( / / )1 документации по планировке территории.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что ответчиками допускается бездействие в области соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при реализации полномочий собственника подземных источников водоснабжения.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при разрешении спора правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал им правовую оценку, правомерно и обоснованно признал доводы ответчиков неубедительными и удовлетворил иск.
Непосредственное осуществление МУП "Шамарская ЖКО" деятельности по водоснабжению и водоотведению не освобождает администрацию ( / / )1 своей деятельности, в том числе, обязательств по финансированию.
Как указывалось выше, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает субъектом несения расходов на мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей, граждан. Администрация ( / / )1 как орган местного самоуправления попадает под указанный перечень.
Иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств и отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение ( / / )1 районного суда ... от ( / / ) - оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации ( / / )1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Д.Е. Ковелин
Судьи
Р.В. Кучерова
И.А. Волошкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.