Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа С.И. Мосиявич, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу Б. на решение судьи Пуровского районного суда ЯНАО от 14 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица АО "РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ" М.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении от 24 ноября 2016 года N 512/2016, вынесенным начальником отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по ЯНАО, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Б., должностное лицо АО "РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ" М. (далее - Общество) привлечен к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Пуровского районного суда от 14 февраля 2017 года указанное постановление по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
С решением суда несогласно должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении Б ... В своей жалобе, поданной в суд Ямало-Ненецкого автономного округа, просит его отменить, постановление о назначении административного наказания оставить без изменения. Полагает, что выводы суда об отсутствии в действиях должностного лица Общества состава административного правонарушения не основаны на нормах закона и противоречат материалам административного дела. Указывает, что при осуществлении своей деятельности Обществом превышены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение в результате строительства дополнительных скважин, чем определено в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - НООЛР), утвержденного 18 июля 2012 года N 162.
О дате и времени рассмотрения дела судом Ямало-Ненецкого автономного округа лица, участвующие в деле, извещены своевременно и надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
В силу статьи 1 Закона об отходах производства и потребления под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 11 Закона об отходах производства и потребления установлено, что юридические лица обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 1 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления установлено, что нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 части 4 и части 5 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 50 утвержден Порядок "О разработке и утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - Порядок).
Как следует из материалов дела, в период с 1 сентября 2016 года по 15 ноября 2016 года должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу на основании распоряжений от 5 августа 2016 года N 367-р, 25 августа 2016 года N 386-р, 23 сентября 2016 года N 419-р, 17 октября 2016 года N 443-р, проведена плановая выездная проверка соблюдения АО "РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ" требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Проверкой установлено, что в процессе осуществления своей деятельности Обществом в период 2015 года превышено количество пробуренных скважин, установленных проектом НООЛР, в связи с чем осуществлена деятельность в результате которой образовались отходы в отсутствие документа об утверждении НООЛР на их размещение, что привело к превышению годового норматива образования отходов бурения.
Согласно пункту 4 Порядка, проекты нормативов образования отходов разрабатываются юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 5 Порядка).
Так, проектом НООЛР ЗАО "РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ", утвержденного Управлением Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу 18 июля 2011 года, Обществом запланированы буровые работы в период 2011-2016 годы и в 2015 год включено строительство 11 скважин на Ново-Уренгойском лицензионном участке.
Согласно сведениям об объемах образования и способах утилизации отходов бурения, образовавшихся при строительстве скважин, Обществом в 2015 году начато и окончено бурением тринадцать скважин на Ново-Уренгойском лицензионном участке, три скважины начаты бурением в 2015 году, окончены в 2016 году, что не согласуется с утвержденным проектом НООЛР и подтверждается актами о начале и окончании бурения скважин.
Кроме того в виду строительства двух дополнительных скважин на Ново-Уренгойском лицензионном участке Обществом допущено превышение установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на данном лицензионном участке.
Таким образом, должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округа, верно, установлено, что Общество превысило установленные нормативы образования и лимиты размещения отходов бурения за период осуществления своей деятельности в 2015 году, а также осуществило на Ново-Уренгойском лицензионном участке бурение двух скважин в отсутствие, утвержденных НООЛР на 2015 год.
Приказом генерального директора ЗАО "РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ" М. осуществляет свою трудовую деятельность в Департаменте охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды Общества в должности начальника отдела охраны окружающей среды с 21 июля 2014 года (л.д. 107).
Согласно должностной инструкции от 2 ноября 2015 года М. является ответственным должностным лицом в области охраны окружающей среды АО "РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ" (л.д. 103-106).
Прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, суд указал, что для Общества проект НООЛР согласован вне зависимости от лицензионного участка и от количества пробуренных скважин.
Однако с указанным выводом согласиться нельзя в силу следующего.
При рассмотрении данного дела судом требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, не дана оценка фактическим обстоятельствам дела и фактам, имеющим существенное значение для дела и подлежащих обязательному установлению.
Целью статьи 8.2 КоАП РФ выступает обеспечение административно-правовыми средствами установленного нормативно-правового порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду.
Правонарушение, совершенное должностным лицом АО "РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ", посягает на установленный порядок в сфере охраны окружающей среды, соблюдение, которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении М. к исполнению своих должностных обязанностей, а также публично-правовой обязанности, необходимость надлежащего исполнения которой обусловлена важностью охраняемых при этом отношений.
Вместе с тем, как видно из представленных материалов дела, в данном случае судьей районного суда при вынесении решения о прекращении производства по делу в отношении должностного лица не были всесторонне, полно и объективно выяснены все обстоятельства дела, проигнорированы требования вышеотмеченных норм законодательства.
Выводы, сделанные судьей о том, что в действиях М. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ с учетом исследованных материалов дела, не мотивированы, противоречат действующему законодательству, а также установленным по делу обстоятельствам, вследствие чего, постановление судьи подлежит отмене, а материалы направлению на новое рассмотрение с целью всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
При новом рассмотрении дела, судье Пуровского районного суда следует учесть, что санкция статьи 8.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, тогда как, постановлением по делу об административном правонарушении на М. наложен административный штраф в размере 100 000 рублей, что является существенным нарушением.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу Б. удовлетворить.
Решение судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2017 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица АО "РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ" М., отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья /подпись/ С.И. Мосиявич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.