Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Медведева И.А.,
при секретаре Демаковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Корневой А.В. - Рыжкова А.Л. на постановление ведущего специалиста-эксперта территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республике Марий Эл Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 15 декабря 2016 года "N" и решение судьи Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 21 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
индивидуального предпринимателя Корневой А. В., " ... "
УСТАНОВИЛ:
постановлением ведущего специалиста-эксперта территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республике Марий Эл Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Территориальный отдел автодорожного надзора по Республике Марий Эл) от 15 декабря 2016 года "N" индивидуальный предприниматель Корнева А.В. (далее - ИП Корнева А.В.) привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 21 марта 2017 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Корневой А.В. - без удовлетворения.
В жалобе в Верховный Суд Республики Марий Эл защитник Корневой А.В. Рыжков А.Л. просит постановление и решение по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку обязанность ежедневного проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства при многодневном рейсе законодательством не установлена, а также приводит доводы о нарушении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении производства по делу об административном правонарушении.
ИП Корнева А.В. на рассмотрение жалобы не явилась, извещена о ее рассмотрении.
Начальник Территориального отдела автодорожного надзора по Республике Марий Эл на рассмотрение жалобы не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Учитывая, что неявка названных лиц не является препятствием для рассмотрения дела по жалобе, судья считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав защитника Корневой А.В. Рыжкова А.Л., поддержавшего доводы жалобы, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья приходит к выводу, что предусмотренных законом оснований для отмены решения судьи и постановления должностного лица не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Согласно примечанию к указанной статье за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) установлены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, к которым относятся приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно части 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии с пунктами 28, 29 Правил обеспечения безопасности перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15 января 2014 года N 7 (далее - Правила), субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния. Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.
Тем же приказом Минтранса России утвержден Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации (далее - Перечень), являющийся Приложением N 2 к указанным Правилам.
Согласно пункту 2.5 Перечня к мероприятиям по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации относится проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой о технической исправности (неисправности) транспортных средств в путевом листе.
Таким образом, требование ежедневного осуществления предрейсового контроля технического состояния транспортного средства является необходимым условием его эксплуатации для осуществления перевозок пассажиров, багажа или грузов, невыполнение которого образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела на основании обращения прокурора Моркинского района Республики Марий Эл в период с 14 ноября по 6 декабря 2016 года сотрудниками Территориального отдела автодорожного надзора по Республике Марий Эл проведена внеплановая документарная проверка в отношении ИП Корневой А.В., осуществляющей перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований о проведении предрейсового контроля, а именно: не обеспечено проведение 25 октября 2016 года предрейсового контроля технического состояния автобуса марки CITROEN, государственный регистрационный знак "N" под управлением водителя К. (путевой лист "N") и автобуса марки CITROEN, государственный регистрационный знак "N" под управлением водителя Г. (путевой лист "N"), осуществлявших 24 и 25 октября 2016 года перевозку пассажиров по заказу в междугороднем сообщении "Йошкар-Ола - Морки" и "Морки - Йошкар-Ола" соответственно.
В путевых листах "N" и "N" сведения о проведенном 25 октября 2016 года контроле технического состояния транспортных средств и месте его проведения отсутствуют.
13 декабря 2016 года в отношении ИП Корневой А.В., допустившей осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом без проведения обязательного предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, составлен протокол об административном правонарушении "N", постановлением от 15 декабря 2016 года "N" она привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются имеющимся в деле доказательствами: обращением прокурора от 31 октября 2016 года, информацией о проверке автобусов от 25 октября 2016 года, заказами-нарядами на предоставление транспортного средства от 1 октября 2016 года к путевым листам "N" и "N", путевыми листами "N" и "N", приказом о проведении внеплановой документарной проверки от 8 ноября 2016 года, уведомлением о проверке от 10 ноября 2016 года, актом проверки от 6 декабря 2016 года "N", предписанием по устранению нарушений транспортного законодательства "N", выпиской из ЕГРИП, лицензиями, договорами аренды транспортного средства без экипажа от 1 октября 2016 года, актами приема-передачи транспортного средства от 1 октября 2016 года, договором на техническое обслуживание и ремонт "N" от 1 января 2016 года, трудовыми договорами с водителем от 1 октября 2015 года, приказами о приеме работника на работу от 1 октября 2015 года "N" и "N", протоколом об административном правонарушении "N", которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела должностное лицо и судья районного суда установили все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую правовую оценку действиям ИП Корневой А.В. и пришли к обоснованному выводу о ее виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы действующим законодательством, нормы которого приведены выше, предусмотрено ежедневное проведение обязательного предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров, без которого невозможен выпуск транспортного средства на линию.
При этом срок действия путевых листов не освобождает от обязанности проходить предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства каждый день перед его эксплуатацией.
Ссылка заявителя на несоблюдение должностным лицом Территориального отдела автодорожного надзора по Республике Марий Эл срока составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отклоняется, поскольку согласно правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", указанный срок пресекательным не является, нарушение срока составления протокола не является основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении, и судебных актов, принятых по делу об оспаривании постановления об административном правонарушении.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, только в случае если они извещены в установленном порядке о дате, времени и месте составления протокола и не явились для его составления.
В силу части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Уведомление о завершении проверки, акт проверки и предписание об устранении нарушений были направлены административным органом ИП Корневой А.В. по месту ее жительства по почте заказным письмом 7 декабря 2016 года (л.д. 41 - 44).
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении Корнева А.В. извещалась путем направления 7 декабря 2016 года телеграмм (л.д. 45 - 47).
Однако ни материал проверки, ни извещение о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении адресат не получил.
Протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено должностном лицом при наличии надлежащих полномочий, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Запрет на составление протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении одним и тем же должностным лицом административного органа законодательство не содержит.
Постановление вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел; наказание назначено в соответствии с санкцией статьи.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Корневой А.В. допущено не было.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении и решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление по делу об административном правонарушении от 15 декабря 2016 года "N" и решение судьи Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 21 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Корневой А. В. оставить без изменения, жалобу защитника Корневой А.В. Рыжкова А.Л. - без удовлетворения.
Судья И.А. Медведева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.