Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Топорковой С.А., Холмогорова И.К., при секретаре судебного заседания Поповой Д.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца на решение Алданского районного суда РС (Я) от 17 февраля 2017 года по делу по иску Зинского А.А. к акционерному обществу "Акционерная компания Железные дороги Якутии" об отмене приказов о наложении дисциплинарного взыскания, о взыскании среднемесячной заработной платы и взыскании денежных средств, которым
постановлено:
В удовлетворении исковых требований Зинского А.А. к акционерному обществу "Акционерная компания Железные дороги Якутии" об отмене приказа АО "Акционерная компания Железные дороги Якутии" от 29 сентября 2016 года N ... "О применении дисциплинарного взыскания и принятию мер по недопущению соответствующих нарушений" в части объявления Зинскому А.А. выговора, об отмене приказа АО "Акционерная компания Железные дороги Якутии" от 18 октября 2016 года N ... "О привлечении работников к материальной ответственности за причиненный ущерб" в части взыскания с Зинского А.А. среднего месячного заработка, о взыскании с АО "Акционерная компания Железные дороги Якутии" в пользу Зинского А.А. ... рублей отказать.
Заслушав доклад судьи Холмогорова И.К., судебная коллегия
установила:
Зинской А.А. обратился в суд с указанным иском к АО "АК Железные дороги Якутии" мотивируя тем, что работает машинистом тепловоза в "АК ЖДЯ". 19 сентября 2016 года участвовал в маневровых работах по станции Алдан как машинист локомотива ******** N ... , с помощником машиниста Н ... Маневрами руководил составитель поездов *** разряда Ш ... По команде составителя поездов начал движение маневрового состава с 34 пути. В результате выполнения этой команды произошло транспортное происшествие, в связи с чем у работодателя возник материальный ущерб.
Приказом N ... от 29 сентября 2016 года он был подвергнут дисциплинарному наказанию в виде выговора. Приказом N ... от 18 октября 2016 года - привлечен к материальной ответственности, работодатель взыскал с него среднюю месячную заработную плату в размере ... рублей с удержанием 20% при каждой выплате заработной платы.
Работодатель при издании приказов руководствовался инструкцией "О порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути N 34 ООО "Ассоциация строителей АСМ", примыкающего к станции Алдан ОАО АК "ЖДЯ", исходя из которой пришел к заключению, что Зинской А.А. в результате нарушения п.п. 2.7, 4.2 местной инструкции причастен к причинению предприятию материального ущерба. С указанными приказами истец не согласен, нарушений не допускал, поэтому не должен нести дисциплинарную и материальную ответственность.
Истец, с учетом уточнения требований, просил отменить приказ АК "Железные дороги Якутии" АО от 29 сентября 2016 года N ... "О применении дисциплинарного взыскания и принятию мер по недопущению соответствующий нарушений" в части объявления выговора, отменить приказ от 18 октября 2016 года N ... "О привлечении работников к материальной ответственности за причиненный ущерб" в части взыскания с него среднего месячного заработка в размере ... рублей, взыскать с ответчика незаконно удержанные денежные средства в размере ... рублей.
Судом постановленовышеуказанное решение.
Не согласившись с указанным решением, представитель истца Васильев В.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска, мотивируя тем, что судом обстоятельства, имеющие значение для дела, не установлены надлежащим образом, нарушены нормы материального и процессуального права. Доводы истца судом оставлены без внимания.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность судебного решения, доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Приказом Министерства транспорта России от 21 декабря 2010 года N 286 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее Правила, или ПТЭ). Согласно п. 16 указанных Правил, работники железнодорожного транспорта в соответствии с должностными обязанностями должны знать правила эксплуатации технических средств и состояние сооружений и устройств.
В Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте, которая является приложением N 8 к вышеуказанным Правилам, указано, что на железнодорожных путях не общего пользования при отсутствии технологического процесса работы железнодорожной станции маневровая работа производится в соответствии с местной инструкцией о порядке обслуживания и организации движения.
В 2012 году исполнительным директором ООО "Ассоциация строителей АЯМ" утверждена инструкция "О порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути N 34 ООО "Ассоциация строителей АЯМ", примыкающего к станции Алдан ОАО "АК "Железные дороги Якутии".
Как следует из материалов дела, стороны состоят в трудовых отношениях. С 06 апреля 2010 года Зинской А.А. работает машинистом тепловоза.
26 августа 2010 года Зинской А.А. ознакомлен с должностной инструкцией машиниста тепловоза.
19 сентября 2016 года Зинской А.А. выполнял трудовые обязанности машиниста тепловоза АО АК ЖДЯ. В 22 часа 35 минут (по московскому времени) при выполнении маневровых работ произошло транспортное происшествие - сход вагона с рельсов.
Служебным расследованием установлено, что 19 сентября 2016 года в 22 часа 35 мин по московскому времени, при выполнении маневровых работ маневровый состав, состоящий из 5-ти груженых вагонов и локомотива ******** N ... под управлением машиниста тепловоза Зинского А.А. и помощника машиниста Н. по команде составителя поездов (руководителя маневров) Ш., был подан на 34 путь ООО "Ассоциация строителей АЯМ", где объединился с группой из 6-ти порожних вагонов. После объединения вагонов составитель поездов (руководитель маневров) Ш. не изъял тормозной башмак из под вагона N ... , дал команду машинисту Зинскому А.А. на движение состава с 34 пути. Машинист локомотива Зинской А.А., не убедившись, что все тормозные башмаки изъяты из-под вагонов, приступил к выполнению движения поезда без опробования автотормозов. Во время движения маневрового состава с 34 пути локомотивом вперед тормозной башмак заклинило на крестовине стрелочного перевода N ... Согласно показаниям системы " ********", установленной на локомотиве, после заклинивания башмака в крестовине стрелочного перевода N ... , в 04:42 час произошло резкое торможение поезда и как следствие снижение скорости. Далее произошел рывок поезда, что явилось следствием упора башмака в крестовину и перепрыгивания колесных пар вагона N ... через башмак, схода вагона с рельсов на шпальную решетку. Вместо того, чтобы в по причине рывка остановить поезд, машинист локомотива Зинской А.А. продолжил движение, стал увеличивать скорость. В 04:42:55 часов произошло повторное снижение скорости поезда, машинист не остановив состав для выяснения причин, стал увеличивать скорость. В результате маневровый состав с сошедшим с рельсов вагоном продолжил движение, в ходе которого произошел отрыв колесных пар от вагона, на стрелочном переводе произошел саморасцеп между 5 и 6 вагонами.
Согласно стенограмме переговоров составителя поездов, дежурной по станции и машиниста локомотива от 19 сентября 2016 года, между машинистом локомотива и составителем поездов переговоров о снятии тормозных башмаков из-под вагонов не было. Из расшифровки скоростемерной ленты усматривается, что машинист локомотива Зинской А.А. после объединения группой вагонов по 34 пути не произвел опробование автотормозов.
По итогам проведенного расследования 29 сентября 2016 года издан приказ N ... о применении дисциплинарного взыскания и принятию мер по недопущению соответствующих нарушений. Согласно приказу, машинист Зинской А.А. приступил к выполнению маневров без опробования автотормозов, не потребовал доклада от составителя поездов Ш. об изъятии тормозных башмаков, тем самым нарушил п.п. 2.7, 4.2 Инструкции "О порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути N 34 ООО "АЯМ". За указанные нарушения требований п.п. 2.7, 4.2 Инструкции на основании п. 2 ст. 192 ТК РФ Зинскому А.А. объявлен выговор.
Приказом N ... от 18 октября 2016 года о привлечении работников к материальной ответственности за причиненный ущерб в размере ... рублей, с работников взыскана сумма ущерба в размере среднего месячного заработка, с Зинского А.А. - ... рублей.
При этом размер и расчет материального ущерба работодателем подтвержден документально, что следует из материалов дела.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами трудового законодательства, пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований Зинского А.А., поскольку у ответчика имелись основания для применения дисциплинарного взыскания и возмещении материального ущерба. Установленный законом порядок привлечения работника к дисциплинарной и материальной ответственности по указанному основанию ответчиком соблюден.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку.
Доводы апелляционной жалобы о том, что из предоставленных в материалы дела документов не усматривается виновное неисполнение истцом, возложенных на него обязанностей, несостоятельны, поскольку в силу своих должностных обязанностей истец должен надлежащим образом соблюдать инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути N34 ООО "АС АЯМ".
Служебным расследованием достоверно установлено нарушение работниками, в том числе машинистом тепловоза Зинским А.А., требований Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, инструкции о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути N34 ООО "АС АЯМ" примыкающего к станции Алдан ОАО "АК "ЖДЯ".
Согласно п. 5 Инструкции, с учетом п. 1 Приложения N 9 к Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ (далее ПТЭ) все операции по приему, отправлению и пропуску поездов, а также при производстве маневровой работы должны производиться с точным выполнением требований Правил, настоящей Инструкции, техническо-распорядительного акта железнодорожной станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях не общего пользования (разрабатывается и утверждается владельцем железнодорожных путей не общего пользования и согласовывается владельцем инфраструктуры - п. 12 Приложения N 6 ПТЭ).
В соответствии с п. 41 Приложения N 11 при выполнении операций по закреплению железнодорожного подвижного состава на станционных железнодорожных путях должны соблюдаться основные положения, обеспечивающие взаимный контроль работников при маневровой работе.
В п. 4 Приложения N 11 к Инструкции указано, что радиосвязь является основным средством передачи указаний при маневровой работе. Перед началом маневровой работы, а также в период ее проведения работники, участвующие в маневровых передвижениях, обязаны контролировать постоянное включенное состояние радиостанций.
Инструкцией утвержден Регламент переговоров при маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации (далее - Регламент), который приведен в Приложении N 20 к ней.
Регламент обязателен для исполнения всеми работниками, осуществляющими организацию и управление движением поездов и маневровой работой, локомотивными бригадами на железнодорожных путях общего и не общего пользования.
Вопросы закрепления подвижного состава на станционных железнодорожных путях содержатся в разделе 8 Регламента. Здесь устанавливается порядок переговоров при выполнении операций по закреплению железнодорожного подвижного состава на станционных железнодорожных путях. После укладки тормозных башмаков под вагоны в должны обязательно последовать переговоры об их снятии из-под вагонов при выполнении прицепки локомотива и его движении с составом вагонов.
Однако, согласно имеющейся в материалах расследования стенограммы переговоров составителя поездов, дежурной по станции и машиниста Зинского А.А. по станции Алдан в сутках 19.09.2016 переговоров о снятии башмаков из-под вагонов не было.
В соответствии с п. 52 приложения N 6 ПТЭ сокращенное опробование с проверкой тормозной магистрали по действию тормозов производится, в том числе, после всякого соединения рукавов вследствие прицепки (с проверкой действия тормоза на каждом прицепленном вагоне).
Пунктом 2.7 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути N 34 ООО "Ассоциация строителей АЯМ" примыкающего к станции Алдан ОАО "АК "ЖДЯ" маневровый состав с подъездного пути N 34 выводится локомотивом вперед по команде составителя поездов, после окончания операций и доклада ДСП станции о включении и опробовании автотормозов. Все вагоны должны быть с включенными и опробованными автотормозами.
В ходе расшифровки скоростемерной ленты выявлено, что машинист Зинской А.А. после объединения с группой вагонов по 34 пути не произвел с составителем поездов опробование автотормозов.
В соответствии с п. 4.2 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути N 34, указано, что уборка тормозных башмаков из-под вагонов производится составителем поездов после прицепки локомотива, включения и опробования автотормозов с последующим докладом машинисту тепловоза (ТЧМ).
Пунктом 24 раздела 3 приложения N 11, к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте РФ обязывает работников локомотивной бригады (машинист, помощник машиниста) при производстве маневров внимательно следить за подаваемыми сигналами, точно и своевременно выполнять сигналы и указания о передвижениях, обеспечивать безопасности производства маневров и сохранность железнодорожного подвижного состава.
Следовательно, машинисту локомотива, который в соответствии с п. 35 Приложения N 6 к ПТЭ, п. 24 Приложения N 11 к Инструкции по движению поездов и маневровой работе обязан обеспечивать безопасность производства маневров и сохранность железнодорожного подвижного состава, соблюдать регламент переговоров, не разрешается приводить в движение локомотив без получения сообщения от составителя поездов о включении и опробовании автотормозов и об уборке тормозных башмаков.
В данном случае служебной проверкой было установлено об отсутствии соответствующего доклада, что подтверждается стенограммой переговоров и расшифровкой скоростемерной ленты.
Таким образом, истцом, в рамках требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено суду доказательств, опровергающих доводы ответчика о нарушении Инструкции, и что не надлежащее исполнение истцом указанных требований не повлекло материального ущерба для работодателя.
В целом доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они по существу направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, оцененными судом в соответствии с требованиями статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Алданского районного суда РС (Я) от 17 февраля 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.Н. Бережнова
Судьи С.А. Топоркова
И.К. Холмогоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.