Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Соловьев Владимир Александрович, с участием защитника МУП "данные изъяты" Ш.А.А. представителя "данные изъяты" К.Д.П. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 17 апреля 2017 года дело по жалобе "данные изъяты" МУП "данные изъяты" К.В.В. на решение судьи Устиновского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 10 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении МУП "данные изъяты"
установил:
постановлением "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ МУП "данные изъяты" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере "данные изъяты"
Решением судьи Устиновского районного суда г. Ижевска УР от 10 января 2017 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба МУП "данные изъяты" без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, "данные изъяты" МУП "данные изъяты" просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить. Свои требования мотивирует тем, что в материалах дела нет доверенности на К.Д.П. протоколы количественного химического анализа N ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ акт проверки N и протокол об административном правонарушении являются недопустимыми доказательствами, полученными с нарушением закона; судом и государственным инспектором допущены ошибки в применении норм права, а также допущены нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, что влечет несоответствие выводов изложенных в постановлении фактическим обстоятельствам дела, а также отсутствие события административного правонарушения; не установлено превышение нормативов допустимого воздействия на водные объекты; результаты количественного химического анализа сточных вод государственным инспектором были ошибочно проанализированы по концентрациям загрязняющих веществ, что является нарушением закона; неправомерно вменена ст. 60 Водного кодекса; отсутствует объективная сторона состава правонарушения, поскольку государственным инспектором в нарушение положений п. 26 Административного регламента, приказа "данные изъяты" N-п от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой проверки не проводилась всесторонняя оценка влияния сбрасываемых сточных вод на водный объект; в нарушение ст. 4.1 КоАП РФ не оценено имущественное и финансовое положение Водоканала; при рассмотрении дела об административном правонарушении объективного расследования не проводилось, параллельные отборы проб Водоканала не были рассмотрены, им не дана надлежащая оценка.
В судебном заседании защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Должностное лицо административного органа с жалобой не согласилось, просило отказать в ее удовлетворении, считая решение судьи законным и обоснованным.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 4 ст. 8.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Правовые основы использования и охраны водных объектов регулируются Водным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах (ст. 39 ВК РФ). Аналогичное положение содержится в ст. 55 ВК РФ, согласно которой при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.44 Водного Кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.6 ст.56 Водного Кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается, в том числе, осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах) (п.1 ч.6 ст.60 Водного Кодекса РФ).
В соответствии с ч.4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения " для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Как следует из материалов дела, "данные изъяты" в ходе выездной плановой проверки установлено, что МУП "данные изъяты" осуществляет отведение сточных вод в реках "данные изъяты" Для осуществления сброса сточных вод в р "данные изъяты" получено разрешение о предоставлении водного объекта в пользование N от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированного в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ за N, получены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденные приказом "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ. и получено разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект N от ДД.ММ.ГГГГ В период ДД.ММ.ГГГГ сброс сточных вод в "данные изъяты" осуществлялся на основании Разрешения N от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ сброс загрязняющих веществ в "данные изъяты" проводится с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, что является результатом того, что МУП " "данные изъяты" не производит очистку сточных вод до установленных нормативов, используемые методы по очистке и обеззараживанию сбрасываемых в "данные изъяты" сточных вод функцию по их очистке до установленных нормативов не выполняют.
Постановлением "данные изъяты" К.Д.П. от ДД.ММ.ГГГГ МУП "данные изъяты" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
В описательно-мотивировочной части постановления указано на то, что в ходе химического анализа сточной воды, сбрасываемой МУП "данные изъяты" в период "данные изъяты" (в соответствии с Разрешением N) установлено превышение концентраций "данные изъяты" над концентрацией, установленной Разрешением N в "данные изъяты" В рамках проведенной проверки произведен контрольный отбор проб сточных вод сбрасываемых МУП "данные изъяты" в "данные изъяты" Отборы проб проводились специалистами ФГБУ "данные изъяты" имеющий аттестат аккредитации N от ДД.ММ.ГГГГ Специалистами лаборатории МУП "данные изъяты" производились параллельные отборы проб сточной воды, сбрасываемой в "адрес". Лаборатория МУП "данные изъяты" имеет аттестат аккредитации N "данные изъяты"
Всего проведено три отбора проб ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. В ходе количественного химического анализа пробы сточной воды, сбрасываемой в "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ установлено превышение "данные изъяты" над допустимой концентрацией в пределах лимита сброса установленного Разрешением N в "данные изъяты". По результатам параллельного количественного химического анализа сточной воды сбрасываемой в "данные изъяты" проведенного специалистами лаборатории МУП "данные изъяты" превышений допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах сбрасываемых в "адрес" не установлено. По результатам количественного химического анализа сточной воды сбрасываемой в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ превышений концентраций загрязняющих веществ над концентрациями установленными Разрешением N не установлено. По результатам параллельного количественного химического анализа сточной воды сбрасываемой в "адрес" проведенного специалистами лаборатории МУП "данные изъяты" превышений допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах сбрасываемых в "данные изъяты" не установлено. По результатам количественного химического анализа сточной воды сбрасываемой в "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ установлено превышение концентрации "данные изъяты". над допустимой концентрацией в пределах лимита установленного Разрешением N в "данные изъяты" По результатам параллельного количественного химического анализа сточной воды сбрасываемой в "данные изъяты" проведенного специалистами лаборатории МУП "данные изъяты" превышений допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах сбрасываемых в "данные изъяты" не установлено.
В ходе проведенной проверки установлено, что МУП "данные изъяты" осуществляет сброс сточных вод в "данные изъяты" с превышением установленных концентраций по следующим загрязняющим веществам: алюминий (установлено результатами ведомственного мониторинга проводимого МУП "данные изъяты" и "данные изъяты"
При этом нет оснований не согласиться с оценкой результатов исследований данных судьей при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица по делу.
Факт совершения МУП "данные изъяты" административного правонарушения нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в районном суде и подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица ДД.ММ.ГГГГ протоколами "данные изъяты" сточных вод N N от ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ актами отбора пробы воды N от ДД.ММ.ГГГГ., N от ДД.ММ.ГГГГ., N от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела.
Вина МУП "данные изъяты" заключается в осуществлении сброса сточных вод в "данные изъяты" с превышением установленных нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект, вызванного недостаточной очисткой отводимых сточных вод.
Довод заявителя о том, что в доверенности выданной К.Д.П ... нет права на заверение копий документов и доверенность на К.Д.П. в материалах дела отсутствует, не состоятельна. В материалах дела имеется соответствующая доверенность, выданная "данные изъяты" на участие К.Д.П. в рассмотрении дела в Устиновском районном суде г. Ижевска с целью представления в судебном заседании интересов "данные изъяты"Доводы заявителя о том, что протоколы количественного химического анализа N от ДД.ММ.ГГГГ, N ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ акт проверки N и протокол об административном правонарушении являются недопустимыми доказательствами, полученными с нарушением закона не основаны на законе.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
В соответствии с п.4 ст. 15 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений.
Согласно ч.1 ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. В акте проверки в числе иных сведений указываются, в том числе сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (п.7 ч.2 ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (ч.3 ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Вопреки доводам жалобы акты отбора проб, протоколы результатов исследований, акт проверки получены в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, регламентирующих соответствующий этап проверочных мероприятий, и которые оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Обжалуемое постановление содержит в себе сведения, требуемые в соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ.
Данных о нарушении должностным лицом административного органа процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении по материалам дела не усматривается.
Акты отбора проб, протоколы результатов исследований, представленные в материалы дела, содержат необходимую информацию. Те недостатки в оформлении акта, протоколов на которые ссылается заявитель в жалобе не могли повлиять на правильность результатов исследований. Акты отбора проб составлены с участием уполномоченных представителей в присутствии представителя МУП "данные изъяты" Каких-либо возражений относительно порядка отбора проб представитель МУП "данные изъяты" не заявил, указал лишь, что сумки-холодильника не было.
Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1513-ст введен в действие "ГОСТ 31861-2012. Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб" (далее по тексту - ГОСТ 31861-2012). Данный стандарт распространяется на любые типы вод и устанавливает общие требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств, в частности предъявляются требования к емкостям для отбора проб, и их подготовке (раздел 4, приложение Г).
В соответствии с пунктами 3.5, 3.6 ГОСТа 31861-2012 объем взятой пробы должен соответствовать установленному в нормативных документах (НД) на метод определения конкретного показателя с учетом количества определяемых показателей и возможности проведения повторного исследования. При этом для получения одной пробы, отражающей состав и свойства воды в данной точке отбора, допускается неоднократно отбирать воду в этой точке отбора за максимально короткий период времени. Метод отбора проб выбирают в зависимости от типа воды, ее напора, потока, температуры, глубины пробоотбора, цели исследований и перечня определяемых показателей с таким расчетом, чтобы исключить (свести к минимуму) возможные изменения определяемого показателя в процессе отбора.
В актах отбора указаны объемы проб, отобранных должностным лицом, соответствующие методикам измерений и являются достаточными для проведения исследований.
По результатам исследования отобранных проб составлены протоколы результатов исследований пробы воды сточной от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п.3.7 ГОСТ 31861-2012 выбранный метод подготовки отобранных проб к хранению должен быть совместим с методом определения конкретного показателя, установленного в нормативном документе (НД). При этом, если в НД на метод определения указаны условия хранения проб, то соблюдают условия хранения проб, регламентированные в этом НД.
Филиал " "данные изъяты" использовал для проведения анализа аттестованные методики "данные изъяты"
Проведение химико-аналитических контроля, а также проведение анализа находится в компетенции филиала "данные изъяты" имеющего аккредитацию на компетентность и независимость в соответствующей области.
Методикой ПНД Ф 14.1:2:3:4.123-97 "Количественный химический анализ вод. Методика выполнения измерений биохимической потребности в кислороде после п-дней инкубации (БПКполн.) в поверхностных пресных, подземных (грунтовых), питьевых, сточных и очищенных сточных водах" установлено, что необходимо анализировать пробы тотчас же после отбора. В том случае, если обработать пробу сразу после отбора невозможно, ее следует хранить не более 24 часов при температуре 4 °C. (пункт 7.3 ПНД Ф).
Из актов отборов проб следуют даты и время проведения анализа: согласно протокола N результатов исследования пробы воды сточной от ДД.ММ.ГГГГ указано - ДД.ММ.ГГГГ. (отбор проб ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты" дата и время доставки в лабораторию ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты"); согласно протокола N результатов исследования пробы воды сточной от ДД.ММ.ГГГГ указано - ДД.ММ.ГГГГ (отбор проб ДД.ММ.ГГГГ дата и время доставки пробы в лабораторию ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" согласно протокола N результатов исследования пробы воды сточной от ДД.ММ.ГГГГ указано - ДД.ММ.ГГГГ (отбор проб ДД.ММ.ГГГГ. "данные изъяты"., дата и время доставки в лабораторию ДД.ММ.ГГГГ. "данные изъяты".).
Отбор сточных вод абонента фиксируется в акте, в котором указывается время и место, перечень ингредиентов, по которым производятся лабораторные исследования сточных вод, а также фамилии лиц, уполномоченных участвовать в отборе проб. Результаты лабораторного контроля качества сточных вод направляются в адрес абонента.
Согласно п. 6.3 ГОСТ 31861-2012 результаты отбора проб заносят в акт об отборе, который должен содержать следующую информацию: расположение и наименование места отбора проб с координатами и любой другой информацией о местонахождении; дату отбора; метод отбора; время отбора; климатические условия окружающей среды при отборе проб (при необходимости); температуру воды при отборе пробы (при необходимости); метод подготовки к хранению (при необходимости); цель исследования воды; другие данные в зависимости от цели отбора проб; должность, фамилию и подпись исполнителя.
Акты отбора содержат полную и раскрытую информацию, в связи с чем соответствует требованиям ГОСТ 31861-2012.
На основании п. 23.2 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87, должностное лицо правомерно в соответствии с законом произвел перерасчет "данные изъяты" применена правильная методика расчета, нарушений не допущено.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия предприятием всех зависящих от него мер по предупреждению превышения количества вредных веществ в сточных водах, а также наличия объективных препятствий для исполнения обязанности по соблюдению законов, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в дело не представлены.
Наказание МУП "данные изъяты" назначено в пределах установленной законом санкции, с соблюдением требований ст. 3.1, ст. 4.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Существенных нарушений порядка привлечения МУП "данные изъяты" к административной ответственности, которые явились бы основанием для отмены оспариваемого постановления должностного лица и решения районного суда не установлено.
Изложенные в жалобе доводы не влекут отмену принятого по делу постановления, поскольку основаны на неверной оценке имеющихся в материалах дела доказательств, которые оценены судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе на него являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 10 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении МУП "данные изъяты" оставить без изменения, жалобу "данные изъяты" МУП "данные изъяты" - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Соловьев В.А.
копия верна судья Соловьев В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.