Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
Председательствующего
Сафронова М.В.,
судей
Яковенко М.В.,
Рябчикова А.Н.,
при секретаре Жигаревой А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску ООО "СК Согласие" к Зудову С.А. о возмещении ущерба в порядке суброгации,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Североуральского городского суда Свердловской области от 23.12.2016.
Заслушав доклад судьи Сафронова М.В., судебная коллегия
установила:
Истец ООО "СК Согласие" обратился с иском к Зудову С.А. о возмещении ущерба в порядке суброгации. В обоснование исковых требований указал, что 23.11.2015 по вине ответчика произошло ДТП, в ходе которого был поврежден автомобиль Фольксваген Amarok", г.н. N принадлежащий ООО " ... ". На момент дорожно-транспортного происшествия указанный автомобиль застрахован в ООО "СК Согласие" по договору добровольного страхования по рискам "ущерб и угон". В результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль Фольксваген получил механические повреждения.
Истец выплатил страховое возмещение в виде стоимости восстановительного ремонта 618148, 35 рублей. С учетом лимита страховой суммы 400000 рублей по договору ОСАГО истец просил взыскать с ответчика сумму ущерба в размере 218148 рублей 35 копеек и расходы по оплате государственной пошлины 5381 рубль.
Решением суда от 23.12.2016 исковые требования ООО "СК Согласие" удовлетворены частично, взыскано в счет возмещения ущерба 161388 рублей 75 копеек, расходы по госпошлине 4427 рублей78 копеек.
С таким решением ответчик не согласился, в апелляционной жалобе просил его отменить. Указывает, что расчет должен был производиться с учетом износа запасных частей и деталей.
Стороны в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции почтой. Сведения о месте и времени судебного заседания были заблаговременно размещены на сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определилао рассмотрении дела в отсутствие истца.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку в силу ч.6 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по существу решение является правильным.
Как следует из материалов дела, 23.11.2015 по вине ответчика произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля "Фольксваген Амарок", застрахованного у истца по договору добровольного страхования. В результате указанного ДТП застрахованный автомобиль получил механические повреждения.
ООО "СК Согласие" признало данное ДТП страховым случаем и выплатило страховое возмещение страхователю в счет оплаты ремонта в сумме 618148 рублей 35 копеек на основании заказ-наряда.
Судом взыскан ущерб, исходя из калькуляции истца, за вычетом стоимости повреждений задней левой двери и левой фары, лобового стекла, как не относящихся к данному ДТП. Указанный расчет сторонами не оспаривался, и жалоба в части размера установления повреждений не подавалась.
При этом суд указал, что стоимость деталей уже указана в заказ-наряде с учетом износа, с чем не согласен ответчик и просил рассчитать ущерб с учетом износа деталей и запасных частей.
Действительно, как следует из заказ-наряда, стоимость запасных частей взята не с учетом износа, рассчитанного в соответствии с имеющимися методиками, а исходя из стоимости скидки исполнителя на запасные части 10%.
Между тем, размер износа не может быть учтен по иным основаниям.
Согласно п.1 ст.965 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
При этом в силу п.2 ст. 965 Гражданского кодекса Российской Федерации перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки, которые в данном случае определяются
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 года N 2 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права, включая права, связанные с основным требованием. Эти же правила применяются к случаям перехода к страховщику, выплатившему страховое возмещение, прав требования в порядке суброгации, поскольку такой переход является частным случаем перемены лиц в обязательстве на основании закона.
К основным положениям гражданского законодательства относится и статья 15 Гражданского кодекса, позволяющая лицу, право которого нарушено, требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1).
Обязательства, возникающие из причинения вреда (деликтные обязательства), включая вред, причиненный имуществу гражданина при эксплуатации транспортных средств другими лицами, регламентируются главой 59 данного Кодекса, закрепляющей в статье 1064 общее правило, согласно которому в этих случаях вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1).
В развитие приведенных положений Гражданского кодекса его статья 1072 предусматривает необходимость возмещения потерпевшему разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба в случае, когда гражданская ответственность владельца транспортного средства была застрахована и страхового возмещения недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред.
Собственник автомобиля ООО " ... " на момент ДТП был вправе требовать от причинителя вреда возмещения реально понесенного ущерба в порядке ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не ущерба в размере определенной договором добровольного страхования страховой суммы.
Истец вправе требовать возмещения ущерба в виде стоимости восстановительного ремонта в порядке суброгации в рамках объема и на тех условиях, которые имел был собственник автомобиля к причинителю вреда. Условия договора добровольного страхования на ответчика, как причинителя вреда, не распространяются.
Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 N 6-П "По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.С. Аринушенко, Г.С. Бересневой и других", Закон об ОСАГО, как специальный нормативный правовой акт, не исключает распространение на отношения между потерпевшим и лицом, причинившим вред, общих норм Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах из причинения вреда. Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования. В противном случае - вопреки направленности правового регулирования деликтных обязательств - ограничивалось бы право граждан на возмещение вреда, причиненного им при использовании иными лицами транспортных средств.
Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения; размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества (пункт 13).
В контексте конституционно-правового предназначения статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 ГК Российской Федерации Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", как регулирующий иные - страховые - отношения, и основанная на нем Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства не могут рассматриваться в качестве нормативно установленного исключения из общего правила об определении размера убытков в рамках деликтных обязательств и, таким образом, не препятствуют учету полной стоимости новых деталей, узлов и агрегатов при определении размера убытков, подлежащих возмещению лицом, причинившим вред.
В силу закрепленного в статье 15 ГК Российской Федерации принципа полного возмещения причиненных убытков лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения расходов, которые оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, компенсации утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также возмещения неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Приведенное гражданско-правовое регулирование основано на предписаниях Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 35 (часть 1) и 52, и направлено на защиту прав и законных интересов граждан, право собственности которых оказалось нарушенным иными лицами при осуществлении деятельности, связанной с использованием источника повышенной опасности. Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, т.е. ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.
Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).
Ответчиком по данному делу не доказано, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления повреждений автомобиля, и в результате взыскания стоимости ремонта без учета износа произойдет значительное улучшение транспортного средства, влекущее существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет лица, причинившего вред.
Ответчиком не представлено и доказательств, что при ремонте имелась возможность приобрести свободно обращаемые на рынке бывшие в употреблении детали для устранения повреждений. Само по себе заключение представленное ответчиком, рассчитывает только размер износа, и вышеуказанные обстоятельства подтвердить не может.
С учетом изложенного, следует исходить из положений ст.ст.56,67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и доказанности сторонами имеющих значение для дела обстоятельств.
Соответственно, взыскание суммы ущерба без учета износа и за вычетом повреждений, не относящихся к данному ДТП, по существу является верным, а потому решение отмене или изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Североуральского городского суда Свердловской области от 23.12.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Зудова С.А. без удовлетворения.
Председательствующий: М.В. Сафронов
Судьи: М.В. Яковенко
А.Н. Рябчиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.