Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Москаленко Ю. П.,
судей
Деменевой Л. С.,
Ильиной О. В.
при секретаре Гукасян Е. В. рассмотрела в помещении Свердловского областного суда в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело
по иску Варенко В.Н. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жильем,
по апелляционной жалобе истца на решение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 17.01.2017.
Заслушав доклад судьи Ильиной О. В., судебная коллегия
установила:
Варенко В.Н. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "Центррегионжилье"), просил признать за ним право на обеспечение жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации с составом семьи из пяти человек: Варенко В.Н., его супруга ( / / ), сын ( / / ), внук ( / / ), внук ( / / )
В обоснование иска указано, что истец проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, выслуга лет истца составила 20 календарных лет. Во время службы истец выразил желание обеспечиться жильем путем предоставления квартиры, просил поставить в очередь с целью обеспечения жильем. На момент подачи рапорта истец проходил военную службу, городок, где он проживал, был закрытым, и жилье, предоставленное семье истца, являлось непостоянным, предоставлялось на время военной службы. В рапорте истец выразил желание включить его с супругой и сыном в списки очередников на предоставление жилья. На момент увольнения в 1998 году истцу предлагали жилье в ( / / ), но по причине того, что дом не был достроен, истец отказался и стал ждать нового предложения. Вплоть до 2004 года предложений не поступало, но все это время истец состоял в списках на получение жилья по линии Министерства обороны Российской Федерации. В 2004 году истец принял решение о получении государственного жилищного сертификата на приобретение жилья в ( / / ). Первый сертификат от 11.03.2006 был направлен истцу в 2006 году, однако истцу вручен не был в связи с имеющейся в нем ошибкой. Потом, как истец узнал впоследствии, был оформлен сертификат от 07.08.2006, однако его истец также не получил. Последний сертификат истцу вручили лично 25.04.2007, при этом дата его выдачи была указана как 26.02.2007, а дата предъявления в банк - 26.04.2007. Истец сразу же отдал сертификат в банк. Государственный жилищный сертификат, исходя из того, что был выдан Министерством обороны Российской Федерации, а также исходя из порядка расчета субсидии, удостоверяемой сертификатом, был вручен истцу по категории "военнослужащий, уволенный из Вооруженных Сил Российской Федерации с оставлением в списках очередников", и, следовательно, выдача сертификата подтверждает, что истец на момент увольнения с военной службы состоял в списках на обеспечение жильем по избранному месту жительства.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 17.01.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
С таким решением не согласился истец, им подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В апелляционной жалобе настаивает на удовлетворении исковых требований, полагает, решение суда первой инстанции нарушает его законные права на получение жилья по линии Министерства обороны Российской Федерации, так как им представлены все доказательства, подтверждающие признание его нуждающимся в получении жилья как военнослужащего. Государственный жилищный сертификат (ГЖС) подтверждает, что ему предоставлялась субсидия, как военнослужащему, однако, он не смог реализовать ГЖС. Данное право осталось нереализованным, в настоящее время он не обеспечен жильем.
В судебное заседание апелляционной инстанции истец, представители ответчиков не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом: путем направления 06.04.2017 судебных извещений по адресам, имеющимся в материалах дела. Информация о времени и месте судебного заседания была размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Заявлений и ходатайств об отложении судебного разбирательства от участников процесса не поступило. Судебная коллегия не находит оснований для отложения судебного разбирательства и полагает возможным рассмотреть дело согласно части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участников процесса.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что истец Варенко В.Н. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, исключен из списков личного состава войсковой части 12128 с 29.04.1998. На момент увольнения продолжительность военной службы истца составила 20 лет в календарном исчислении.
Истец и члены его семьи на основании ордера от 28.02.1989 N165, выданного Тоцкой КЭЧ района Министерства обороны Российской Федерации, проживают в квартире, расположенной по адресу: ( / / ).
Письмом от 21.10.2016 N 14/4/3530 ФГКУ "Центррегионжилье" сообщило истцу, что на момент его увольнения с военной службы обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих возлагалась на органы местного самоуправления. В настоящее время на Министерство обороны Российской Федерации возлагается обязанность обеспечивать жилыми помещениями военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, признанных на момент увольнения нуждающимися в жилых помещениях, в установленном законом порядке. Истец не значится в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, поэтому не вправе претендовать на обеспечение жилищной субсидией для приобретения жилья.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, проанализировав положения Жилищного кодекса РСФСР, Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте (утверждено Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте"), Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей (утверждено Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 N 193), а также Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N 80, утвердившего Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280, утвердившего Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, указал, что право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено истцом только в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принят на соответствующий учет.
Однако, в ходе судебного разбирательства истцом не были представлены доказательства того, что он до исключения его из списков личного состава войсковой части был признан нуждающимся в получении жилого помещения жилищной комиссией войсковой части, либо обращался с рапортом, иным заявлением к командиру войсковой части или в жилищную комиссию, в котором просил бы признать его нуждающимся в получении жилого помещения, включить в списки очередников на получение жилья.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований Варенко В.Н. отказал.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, находит их законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, аналогичны процессуальной позиции истца в суде первой инстанции и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Как верно указано в обжалуемом решении имеющиеся в материалах дела документы (заявление Варенко В.Н. от 26.11.2003 к командиру войсковой части о включении в состав кандидатов на участие в президентской программе "Государственные жилищные сертификаты" и выдачи государственный жилищный сертификат для приобретение жилья в городе Белгороде; копия списка получателей ГЖС по войсковой части 12128 в октябре 2004 года, утвержденного в 2004 году, где в разделе военнослужащие, подлежащие отселению из закрытых военных городков, значится Варенко В. Н.; выписка из протокола заседания жилищной комиссией Тоцкого гарнизона от 19.12.2005 N 34 с решением жилищной комиссии о включении Варенко В. Н. в список участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты"; ГЖС, оформленный 26.02.2007 на имя Варенко В.Н., как участнику подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы) не могут подтверждать факта признания Варенко В.Н. нуждающимся в получении жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации как военнослужащего, поскольку и заявление Варенко В.Н. о включении его в состав кандидатов на участие в президентской программе "Государственные жилищные сертификаты", и решение жилищной комиссии о признании истца участником указанной программы, а также список получателей государственных жилищных сертификатов, где значится истец, были составлены после исключения истца из списков личного состава войсковой части, на момент оформления этих документов истец уже не имел статуса военнослужащего и не мог претендовать на получение жилья от Министерства обороны Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Жилищная комиссия войсковой части после 29.04.1998 не была полномочна разрешать вопрос о признании истца нуждающимся в жилом помещении и о постановке его на соответствующий учет.
Вместе с тем, жилищная комиссия войсковой части даже после увольнения истца с военной службы вправе была принять решение о признании права истца на получение государственного жилищного сертификата в целях его отселения с территории закрытого военного городка, поскольку населенный пункт, где истец проживает с 1989 года - ( / / ) - был включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 N1779-р подраздел "Оренбургская область" был исключен из Перечня.
При этом, начиная с 1998 года до настоящего времени, законодательство предусматривает предоставление государственных жилищных сертификатов гражданам, проживающим на территории закрытых военных городков (при условии соблюдения всех установленных законом требований), причем независимо от прохождения этими гражданами военной службы.
Таким образом, представленные истцом документы могут подтверждать только признание за ним права на получение ГЖС для переселения из закрытого военного городка, но не право на получение жилого помещения или жилищной субсидии в порядке Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Правомерно судом первой инстанции отклонен довод истца о том, что субсидия, удостоверенная выданным ему ГЖС, рассчитана в порядке, установленном для военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилых помещений в порядке Федерального закона "О статусе военнослужащих", со ссылкой на то, что в силу пункта 15 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153), действовавших на день оформления истцу ГЖС (26.02.2007), и для военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилья, и для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков и граждан, уволенных с военной службы и принятых на учет в органах местного самоуправления, предусмотрен одинаковый порядок расчета размера субсидии.
Судебная коллегия соглашается с указанием суда первой инстанции о том, что довод истца о выдачи ему ГЖС, как гражданину, уволенному с военной службы, по категории, установленной подпунктом "г" пункта 5 указанных Правил, является бездоказательным.
Принимая во внимание, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, которые подробно мотивированы в обжалуемом решении с учетом правильного применения норм материального права, судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы истца не усматривает.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 17.01.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ю. П. Москаленко
Судьи Л. С. Деменева
О. В. Ильина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.