Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Пилипенко Е.В., Туктамышевой О.В.
при секретаре Моисеенко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Пожарского муниципального района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Пожарского муниципального района, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N16" с.Новостройка о возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации Пожарского муниципального района на решение Пожарского районного суда Приморского края от 13 декабря 2016 года, которым требования удовлетворены. На администрацию Пожарского муниципального района возложена обязанность обеспечить финансирование расходов на оборудование здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N16" с.Новостройка кнопкой экстренного вызова в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N16" с.Новостройка возложена обязанность установить в здании образовательного учреждения кнопку экстренного вызова в течение 3 месяцев со дня выделения финансовых средств на эти цели администрацией Пожарского муниципального района.
Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., выслушав объяснения прокурора Нишоновой Ф.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Пожарского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с названным административным иском, указав, что в ходе проверки исполнения законодательства Российской Федерации по противодействию терроризму установлено, что в МБДОУ "Детский сад N16" с.Новостройка отсутствует кнопка экстренного вызова полиции ("тревожная кнопка") с выводом на пульт в дежурной части ОМВД России по Пожарскому району. Ссылаясь на то, что нормативными актами, направленными на обеспечение антитеррористической безопасности, предусмотрена установка канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112", прокурор с учетом уточнений требований просит суд обязать администрацию Пожарского муниципального района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов на оборудование здания МБДОУ "Детский сад N16" с.Новостройка кнопкой экстренного вызова полиции; обязать МБДОУ "Детский сад N16" с.Новостройка в течение 3 месяцев со дня выделения финансовых средств на эти цели администрацией Пожарского муниципального района установить в здании образовательного учреждения кнопку экстренного вызова.
В судебном заседании старший помощник прокурора поддержал уточненные исковые требования по доводам, указанным в иске.
Представитель администрации Пожарского муниципального района в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что установление "тревожной кнопки" нецелесообразно по причине удаленности с.Новостройка от пгт. Лучегорск, где базируется оперативная группа.
Представитель МБДОУ "Детский сад N16" с.Новостройка в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать по причине нецелесообразности использования бюджетных средств на данные цели. Пояснил, что в образовательном учреждении имеется ограждение, камера видеонаблюдения, система радиомониторинга, которая выведена на пульт пожарной сигнализации.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласилась администрация Пожарского муниципального района, в апелляционной жалобе представитель администрации просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения, редакция СНиП 31-06-2009, утв. Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Приказом Рособразования N 2013 от 11 ноября 2009 года "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что действующим федеральным законодательством на администрацию муниципального образования и на образовательные учреждения не возлагается обязанность по оснащению образовательного учреждения конкретными техническими средствами обеспечения антитеррористической защиты либо комплексом мер, а предполагается выбор из перечня таких средств.
Обращаясь в суд с требованием оборудовать здание дошкольного образовательного учреждения кнопкой экстренного вызова, прокурор указал, что отсутствие в МБДОУ "Детский сад N16" с.Новостройка такой кнопки свидетельствует о несоблюдении требований закона по противодействию терроризму, создает угрозу антитеррористической безопасности воспитанников и работников образовательного учреждения, подрывает правовые и организационные основы противодействия, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования об установке в учреждении кнопки экстренного вызова, суд не согласился с доводами ответчиков о нецелесообразности применения названой прокурором меры защиты, сославшись на то, что отсутствие кнопки экстренного вызова не обеспечит в полной мере антитеррористическую защищенность объекта.
Однако такие выводы суда не подтверждены доказательствами, поскольку при рассмотрении дела вопрос о достаточности выполненных образовательного учреждения не обсуждался.
Из материалов дела следует, что здание детского дошкольного образовательного учреждения огорожено по периметру, на первом этаже здания установлена система видеонаблюдения, осуществляется охрана объекта в дневное время суток, организован пропускной режим, составлен план мероприятий МБОУ N16 по антитеррористической и антикриминальной защищенности на 2016-2017 учебный год, что свидетельствует об исполнении администрацией Пожарского муниципального района и руководством МБДОУ "Детский сад N16" с.Новостройка требований законодательства об антитеррористической защищенности.
Кроме того, судом не дана оценка имеющимся в материалах дела доказательствам, подтверждающим отсутствие технической возможности обеспечить эффективное функционирование системы для передачи тревожных сообщений.
По сообщению Управления образованием администрации Пожарского муниципального района Приморского края от 14 октября 2016 года обслуживание кнопок экстренного вызова в общеобразовательных и дошкольных учреждениях района обеспечивает отдел вневедомственной охраны по Пожарскому району - филиал федерального государственного казенного учреждения Управление вневедомственной охраны УМВД России по Приморскому краю. В МБДОУ "Детский сад N16" с.Новостройка кнопка экстренного вызова не установлена по причине удаленности от пункта приема сигнала (л.д. 7-9).
В связи с вступлением в действие Федерального закона Российской Федерации от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ, принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", Порядка организации взаимодействий войск национальной гвардии Российской Федерации с МВД РФ, его территориальными органами (подразделениями) ... , утвержденного приказом Росгвардии и МВД России от 7 октября 2016 года N 292дсп/633дсп, на основании положения об отделе вневедомственной охраны по Пожарскому району, утвержденного приказом ФГКУ УВО ВНГ России по Приморскому краю от 20 октября 2016 года, отдел вневедомственной охраны по Пожарскому району - филиал ФГКУ УВО ВНГ России по Приморскому краю обеспечивает оперативное реагирование на сообщения о срабатывании пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны (п. 18.6 Положения), зоной обслуживания филиала является пгт. Лучегорск Пожарского района (п. 13 Положения).
Село Новостройка находится на расстоянии 52 км от пгт. Лучегорска.
Из письма отдела вневедомственной охраны по Пожарскому району -филиала ФГКУ УВО ВНГ России по Приморскому краю от 21 марта 2017 года, представленного прокурором в заседание судебной коллегии, следует, что оборудовать кнопкой тревожной сигнализации возможно любое образовательное учреждение Пожарского района, однако подключение на пульт охраны образовательных учреждений, находящихся вне зоны административной ответственности филиала охраны по Пожарскому району - пгт Лучегорск, невозможно.
Таким образом, возложение на административных ответчиков обязанности по финансированию и оборудованию кнопкой тревожной сигнализации без вывода на пульт в органы внутренних дел не влечет за собой обеспечение передачи тревожных сообщений и не обеспечит антитеррористическую защищенность объекта и, как следствие, не повлечет минимизацию и (или) ликвидацию последствий в случае проявления терроризма.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии со стороны администрации Пожарского муниципального района и образовательного учреждения незаконного бездействия, связанного с непринятием мер по предупреждению террористической опасности, что в силу части 9 статьи 226, пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении административного иска.
Принимая во внимание, что по делу установлены все имеющие значение для правильного разрешения административного спора обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе прокурору в иске.
Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пожарского районного суда Приморского края от 13 декабря 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
Прокурору Пожарского муниципального района в удовлетворении административного иска в интересах неопределённого круга лиц к администрации Пожарского муниципального района, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N16" с.Новостройка о возложении обязанности - отказать
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.