Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Пилипенко Е.В., Туктамышевой О.В.
при секретаре Малявиной В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску заместителя прокурора Хасанского муниципального района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Хасанского муниципального района, МКУ "Управление образования Хасанского муниципального района", МКДОУ Центр развития ребенка - детский сад "Рыбачок" пгт Зарубино о возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации Хасанского муниципального района на решение Хасанского районного суда Приморского края от 23 января 2017 года, которым исковые требования удовлетворены. На администрацию Хасанского муниципального района возложена обязанность выделить денежные средства на закупку и установку системы видеонаблюдения в МКДОУ Центр развития ребенка - детский сад "Рыбачок" пгт Зарубино в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. На МКУ "Управление образования Хасанского муниципального района" возложена обязанность произвести необходимые мероприятия в целях закупки и установки внешнего видеонаблюдения по всему периметру здания МКДОУ Центр развития ребенка - детский сад "Рыбачок" пгт Зарубино, а также внутреннего видеонаблюдения при входах в здание и на каждом этаже образовательного учреждения в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. На МКДОУ Центр развития ребенка - детский сад "Рыбачок" пгт Зарубино возложена обязанность обеспечить обслуживание системы видеонаблюдения с момента ее установки.
Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., выслушав возражения прокурора Бобылевой О.А., судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Хасанского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с названным административным иском, указав, что в ходе проверки соблюдения законодательства Российской Федерации об антитеррористической безопасности в МКДОУ "Рыбачок" пгт Зарубино установлено, что здание образовательного учреждения не оборудовано системой внутреннего и внешнего видеонаблюдения. Ссылаясь на то, что нормативными актами, направленными на обеспечение комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждения и их воспитанников, предусмотрена установка системы видеонаблюдения, прокурор просил суд обязать администрацию Хасанского муниципального района выделить денежные средства на закупку и установку системы видеонаблюдения в МКДОУ "Рыбачок" пгт Зарубино в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать МКУ "Управление образования Хасанского муниципального района" произвести необходимые мероприятия в целях закупки и установки внешнего видеонаблюдения по всему периметру здания, а также внутреннего видеонаблюдения при входах в здание и на каждом этаже образовательного учреждения в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать МКДОУ "Рыбачок" пгт Зарубино обеспечить обслуживание системы видеонаблюдения с момента ее установки.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные требования по доводам, указанным в иске.
Представитель администрации Хасанского муниципального района против удовлетворения требований возражал, настаивал на том, что система видеонаблюдения является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, а действующее законодательство об антитеррористической защищенности учреждений и их воспитанников не устанавливает обязанности оборудовать здания образовательных учреждений системами видеонаблюдения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя МКУ "Управление образования Хасанского муниципального района", который в письменных возражениях просил отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что здание МКДОУ "Рыбачок" пгт Зарубино введено в эксплуатацию до ведения в действие СП 118.13330.2012, а его реконструкция не осуществлялась, в связи с чем, полагал, что требования об оснащенности здания системами видеонаблюдения на него не распространяются.
Представитель МКДОУ "Рыбачок" пгт Зарубино в судебное заседание не явился, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласилась администрация Хасанского муниципального района, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
По делу установлено, что прокуратурой Хасанского района проведена проверка соблюдения МКДОУ "Рыбачок" пгт Зарубино законодательства об антитеррористической безопасности и установлено, что здание МКДОУ "Рыбачок" пгт Зарубино, расположенное по адресу: пгт Зарубино, ул.Нагорная,10а, не оборудовано системой внутреннего и внешнего видеонаблюдения.
Удовлетворяя требования заместителя прокурора Хасанского района, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие системы видеонаблюдения в дошкольном образовательном учреждении не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, установление системы видеонаблюдения является обязательным, направленным на пресечение преступной террористической направленности, и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения.
Между тем выводы суда о неисполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера.
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п.п. 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Пунктом 6.48 СП 118.13330.2012 "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-09-2009", утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10 (СНиП 31-09-2009), установлено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Приказом Рособразования N 2013 от 11 ноября 2009 года "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что действующим федеральным законодательством на администрацию муниципального образования и на образовательные учреждения не возложено прямой обязанности по установке систем видеонаблюдения, установка таких систем является одной из форм обеспечения антитеррористической защищенности детей, но конкретную форму определяет само учреждение.
В дополнении к апелляционной жалобе администрацией Хасанского муниципального района указано, что территория МКДОУ "Рыбачок" пгт Зарубино огорожена забором, в здании имеется пожарная сигнализация, в рабочие дни охрану здания и прилегающей территории осуществляют сторожа (с 19 часов до 7 часов), в выходные дни охрана осуществляется круглосуточно.
Данные обстоятельства подтверждаются также актом обследования МКДОУ "Рыбачок" пгт Зарубино, проведенного УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Хасанскому району 12 апреля 2017 года, представленным прокурором в заседание судебной коллегии.
Обращаясь с настоящим административным иском в суд, заместитель прокурора указал, что отсутствие системы видеонаблюдения в помещениях детского сада не позволяет обеспечить надлежащую антитеррористическую защищенность объекта.
Вместе с тем в нарушение положений ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор не представил доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны исковые требования, в том числе подтверждающие необходимость и эффективность заявленной в иске меры в виде установки системы видеонаблюдения для обеспечения антитеррористической защищенности объекта.
Между тем закон и подзаконные нормативные правовые акты говорят о необходимости разработки единой комплексной программы обеспечения безопасности образовательных учреждений, в то время как прокурор предъявляет к ответчикам требования только по установке системы видеонаблюдения, не представляя суду доказательств того, что именно данная конкретная мера необходима и эффективна для обеспечения комплексной безопасности учреждения образования и его воспитанников.
Доказательств того, что установка внешней и внутренней системы видеонаблюдения в дошкольном образовательном учреждении в полной мере обеспечит антитеррористическую защищённость объекта и, как следствие, повлечет минимизацию и (или) ликвидацию последствий в случае проявления терроризма в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание обстоятельства дела, отсутствие в материалах дела доказательств того, что в штате дошкольного учреждения предусмотрена должность специалиста по осуществлению контроля за обстановкой в помещениях и на территории дошкольного учреждения с использованием системы видеонаблюдения, судебная коллегия приходит к выводу, что удовлетворение требований прокурора и оснащение дошкольного образовательного учреждения системой видеонаблюдения не отвечает правовой цели предъявления иска в порядке ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах вывод суда о необходимости оборудования МКДОУ "Рыбачок" пгт Зарубино системой видеонаблюдения представляется судебной коллегии недоказанным, поскольку сделан без учета обстоятельств, имеющих значения для рассмотрения дела по требованиям прокурора, предъявленным в целях обеспечения комплексной безопасности и антитеррористической защищенности дошкольного образовательного учреждения.
Установленные судебной коллегией обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях административных ответчиков незаконного бездействия, связанного с непринятием мер по предупреждению террористической опасности, что в силу ч.9 ст.226, п.2 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе прокурору в иске.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Хасанского районного суда Приморского края от 23 января 2017 года отменить, принять по делу новое решение.
Заместителю прокурора Хасанского района в удовлетворении административного иска к администрации Хасанского муниципального района, МКУ "Управление образования Хасанского муниципального района", МКДОУ "Рыбачок" пгт Зарубино о возложении обязанности - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.