Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Аликовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики Ефремова А.Н. на решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 28 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Аликовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике от 25 октября 2016 года N администрация Аликовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики (далее - администрация, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица о назначении административного наказания, глава Аликовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики Ефремов А.Н. обжаловал его в суд.
Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 28 декабря 2016 года постановление начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республики от 25 октября 2016 года N оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, глава Аликовского сельского поселения Ефремов А.Н. просит решение судьи отменить, ссылаясь на недоказанность вины администрации в совершении административного правонарушения и существенные нарушения процессуального закона, допущенные при привлечении юридического лица к административной ответственности.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав заявителя Ефремова А.Н. и защитника Алексеева С.И., поддержавших доводы жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Ответственность по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с частью 2 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Аликовского районного суда Чувашской Республики от 1 июля 2010 года на администрацию Аликовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики возложена обязанность предоставить ФИО благоустроенное жилое помещение.
На основании исполнительного листа N от 13 июля 2010 года, выданного Аликовским районным судом Чувашской Республики, 12 февраля 2013 года судебным приставом-исполнителем Аликовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Чувашской Республики в отношении администрации Аликовского сельского поселения пользу взыскателя ФИО возбуждено исполнительное производство, должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного листа.
В связи с неисполнением требований вышеуказанного исполнительного документа 10 июня 2013 года судебным приставом-исполнителем Аликовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Чувашской Республики вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, копия которого вручена должнику 11 июня 2013 года, а 23 сентября 2016 года судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производствУФССП по Чувашской Республике администрации Аликовского района направлено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 7 октября 2016 года с предупреждением о наступлении административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, требование вручено 5 октября 2016 года.
Данные требования исполнены не были, в связи с чем 10 октября 2016 года судебным приставом - исполнителем составлен акт об обнаружении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, а 25 октября 2016 года заместителем начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республики вынесено обжалуемое постановление.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 10 октября 2016 года N, актом об обнаружении правонарушения от 10 октября 2016 года, копией исполнительного листа N от 13 июля 2010 года, письменными объяснениями взыскателя ФИО, материалами исполнительного производства, а также иными доказательствами.
Приведенные доказательства свидетельствуют, что администрацией Аликовского сельского поселения, являющейся должником по исполнительному производству от 12 февраля 2013 года N ИП, не исполнены содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
На основании имеющихся в деле доказательств в их совокупности в постановлении должностного лица и решении судьи сделан обоснованный вывод о виновности Аликовского сельского поселения в нарушении требований Федерального закона "Об исполнительном производстве", и действия администрации правильно квалифицированы по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается, что у должника имелась реальная возможность для выполнения в установленный срок все содержащихся в исполнительном документе требований, но администрацией Аликовского сельского поселения не были приняты все зависящие от нее меры.
Доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых и иных непреодолимых обстоятельств, находящихся вне контроля должника, администрацией не представлено.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом и судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется.
Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что администрацией приняты все зависящие от нее меры по выполнению требований судебного пристава - исполнителя путем неоднократного предложения взыскателю ФИО жилых помещений являются несостоятельными.
Имеющиеся в деле письма администрации на имя взыскателя ФИО с предложением занять жилые помещения, расположенные в "адрес", направленные взыскателю после возбуждения исполнительного производства, не являются доказательством надлежащего исполнения требований исполнительного документа в рамках настоящего дела и не освобождают виновное лицо от административной ответственности.
Сами по себе указанные письма не являются свидетельством того, что администрацией принимались реальные и исчерпывающие меры по предоставлению ФИО жилого благоустроенного помещения, отвечающего требованиям исполнительного документа.
Так, из письменных пояснений ФИО следует, что он отказался от предложенных жилых помещений, расположенных в "адрес", по причине несоответствия их решению суда, так как они являются неблагоустроенными и представляют собой комнаты в общежитии, где не имеется водопровода и канализации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Так как наличие объективной невозможности исполнения требования исполнительного документа в установленные судебным приставом-исполнителем сроки и отсутствие вины должника в совершении вменяемого административного правонарушения не установлено, постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется, при этом при производстве по делу об административном правонарушении существенных процессуальных нарушений не допущено.
Вопреки доводам жалобы, непривлечение ФИО к участию в деле в качестве потерпевшего не является существенным процессуальным нарушением, поскольку совершенное административное правонарушение посягает на институты государственной власти.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республики от 25 октября 2016 года N и решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 28 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Аликовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики оставить без изменения, жалобу Ефремова А.Н. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В.Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.