Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Джарулаева А.К.,
судей - Хираева Ш.М., Гончарова И.А.,
при секретаре - Абакаровой Р.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. апелляционную жалобу начальника УГИБДД МВД по РД Нечаева В.Е. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 8 декабря 2016 года по делу по заявлению Айдемирова Р. А. к Управлению ГИБДД по Республике Дагестан о признании решения ГИБДД от "дата" о прекращении регистрации транспортного средства марки ГАЗ 322131, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак N, идентификационный номер N, незаконным и возложении обязанности восстановить регистрационный учет указанного автомобиля с сохранением прежнего государственного регистрационного знака N,
установила:
Айдемиров Р.А., обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению ГИБДД по Республике Дагестан и с учетом уточненных требований просил признать решение ГИБДД от "дата" о прекращении регистрации принадлежащего ему транспортного средства марки ГАЗ 322131, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак N, идентификационный номер N, незаконным и обязать ответчика восстановить регистрационный учет указанного транспортного средства с сохранением прежнего государственного регистрационного знака N.
Административное исковое заявление мотивированно тем, что "дата" аннулирована (прекращена) регистрация транспортного средства ГАЗ 322131, 2011 года выпуска за государственным регистрационным знаком N, идентификационный номер (VITM) N, принадлежащего ему на праве собственности.
Регистрация аннулирована по тем основаниям, что на транспортное средство установлено газобаллонное оборудование. Основанием послужило письмо за N от 29.03.2016г.
19 мая 2016 г. административный истец обратился в Управление ГИБДД по Республике Дагестан с заявлением, в котором просил восстановить регистрационный учет транспортного средства ГАЗ 322131, 2011 года выпуска за государственным регистрационным знаком N (регион), идентификационный номер N с сохранением прежнего государственного регистрационного знака N и документов.
Ответом от 20.06.2016 за N/А-151 Врио главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по РД Управления ГИБДД по Республике Дагестан Гарунов Р. со ссылкой на п. 75-80 Технического регламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств, а также на п. 3 ст. 51 Приказа МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001, отказал ему в удовлетворении заявления.
Считает, что указанный отказ должностного лица является незаконным по тем основаниям, что должностными лицами ГИБДД нарушен порядок принятия решения об аннулировании (прекращении) регистрации по следующим основаниям.
Обязательным условием для принятия решения об аннулировании регистрации транспортного средства является проведение проверки. В рамках проверки владелец транспортного средства должен быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ за управление транспортным средством при наличии условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена.
Кроме того, в случае выявления несоответствия технического состояния транспортного средства требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения, связанные с установкой газобаллонного оборудования в отношении владельца т/с на основании ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ необходимо вынести требование об устранении причин и условий, препятствующих эксплуатации транспортного средства, которым возложить обязанность по недопущению эксплуатации автомобиля в течение 10-ти дней. Данное требование необходимо вручить лицу. По истечение 10-ти дней необходимо представить транспортное средство по месту регистрации.
В случае невыполнения указанного требования, на основании ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, водитель, может быть подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере от 500 до 1000 рублей, либо административного ареста на срок до 15 суток.
Между тем, вышеназванное требование ему не было вручено, что свидетельствует о нарушении порядка аннулирования регистрации указанного транспортного средства.
Административный истец, считает, что указанными действиями административного ответчика выраженными в незаконном аннулировании регистрации транспортного средства, нарушены его Конституционные права на пользование автомобилем, который является источником дохода для семьи. Этим самым ему и его семье причиняются убытки.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 8 декабря 2016 года административное исковое заявления Айдемирова Р.А. удовлетворено, судом постановлено:"Решение ГИБДД от 15 апреля 2016 года о прекращении регистрации принадлежащего истцу Айдемирову Р. А. транспортного средства марки ГАЗ 322131, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак N, идентификационный номер N, признать незаконным.
Обязать Управление ГИБДД по Республике Дагестан восстановить регистрационный учет автомобиля Айдемирова Р. А. марки ГАЗ 322131, 2011 года выпуска, за государственным регистрационным знаком N, идентификационный номер N с сохранением прежнего государственного регистрационного знака N
В апелляционной жалобе начальник УГИБДД МВД по РД Нечаев В.Е, указывая о допущенных судом нарушениях норм материального права, просит решение Советского районного суда г. Махачкалы от 8 декабря 2016 года отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии с требованиями пункта 3 Правил регистрации утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2008г. N 13051) не подлежат регистрации в ГИБДД и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в документах, а при установлении органом внутренних дел проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих правил, регистрация транспортных средств прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства (п. 51 Правил регистрации).
Указанные нормативные правовые акты подтверждают правомерность действий сотрудников Госавтоинспекции МВД по Республике Дагестан по привлечению истца к административной ответственности по ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ и аннулированию регистрации принадлежащего ему транспортного средства марки ГАЗ 322131 на основании заключения служебной проверки, осуществленной по месту регистрации транспортного средства - МРЭО ГИБДД МВД по Республике Дагестан (дислокация г. Избербаш), который является правопреемником прекратившего функционирование МРЭО ГИБДД МВД по Республике Дагестан (дислокация г. Каспийск).
Однако суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск по признанию незаконным аннулирования регистрации принадлежащего истцу транспортного средства, ошибочно и необоснованно пришел к выводу о том, что сотрудник ГИБДД, выявивший правонарушение Айдемировым Р.А. был обязан вручить ему письменное требование о прекращении эксплуатации транспортного средства, на котором установлено газобаллонное оборудование до его снятия, установить срок устранения нарушения и предъявить транспортное средство на повторный осмотр. Действующим законодательством не предусмотрено вручение водителю письменного требования о прекращении эксплуатации транспортного средства с нарушениями законодательства.
По мнению суда, ответчиком по делу не представлены доказательства неустранимости внесенных в конструкцию автомобиля изменений и сотрудником ГИБДД не предприняты, по выявлению нарушения, меры к устранению изменений в конструкцию транспортного средства истца, носящих неустранимый характер. Между тем, установка газобаллонного оборудования действительно носит неустранимый характер, так как в местах крепления баллона с газом привариваются специальные устройства или сверлятся в кузове автомобиля дополнительные дыры для устройства крепежей (хомутов) для закрепления баллона. Аналогичные работы проводятся по всему маршруту устройства трубок для подвода газа от баллона к месту подачи газа в качестве топлива для двигателя. Кроме того, рядом с двигателем устанавливается редуктор распределения подаваемого газа, к которому крепятся трубки, по которым он поступает во все камеры сгорания. Все эти работы проводятся в небольших мастерских кустарным способом, поэтому безопасность движения таких транспортных средств, тем более перевозка пассажиров, чревато негативными последствиями.
Истцом за период со времени выявления нарушения до прекращения регистрации его транспортного средства не были приняты какие-либо меры по предъявлению транспортного средства органам Госавтоинспекции без газобаллонного оборудования, то есть им не предпринимались никакие меры по приостановлению процесса прекращения регистрации в связи с устранением нарушений норм закона.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя УГИБДД МВД по РД Мусалаева Д.Г., поддержавшего доводы жалобы, объяснения административного истца Айдемирова Р.А. и его представителя Джунайдиева А.Г., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, на Госавтоинспекцию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования, в том числе: к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования; к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно статье 16 названного Федерального закона техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения; обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
Положения данного Федерального закона конкретизируются в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения". В частности, согласно пункту 7.18 Приложения к этим Основным положениям "Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств" запрещена эксплуатация транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
Согласно Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877 (в ред. решений Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 года N 6, от 14 октября 2015 года N 78) проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, проводится в отношении каждого транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке в государстве - члене Таможенного союза, в формах технического осмотра, а также государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения (п. 72); внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения требований настоящего технического регламента осуществляются по разрешению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, установленном нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза (п. 78).
Проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию согласно пункту 75 указанного Технического регламента осуществляется в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений и последующей проверки безопасности конструкции и технического осмотра транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями. В ходе предварительной технической экспертизы удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства, сохранится его соответствие требованиям настоящего технического регламента, действовавшим на момент выпуска транспортного средства в обращение. В ходе проверки безопасности конструкции транспортного средства удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства его безопасность соответствует требованиям настоящего технического регламента.
В соответствии с пунктом 76 названного Технического регламента объектами проверки являются транспортные средства, выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию, у которых изменены конструктивные параметры или компоненты, за исключением случаев, указанных в пункте 77: 1) при установке на транспортное средство компонентов: предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов; предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации; 2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.
По результатам рассмотрения представленных документов территориальное подразделение органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением N 18 к техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин (п. 79 Технического регламента).
При этом, номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения в документ, идентифицирующий транспортное средство. В указанный документ вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. Наличие в указанном документе номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения дальнейшей эксплуатации транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями (п. 80 Технического регламента).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Айдемиров Р.А. является владельцем транспортного средства марки ГАЗ 322131, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак N, идентификационный номер N, что подтверждается паспортом технического средства от 24.050.2011 года (л.д. 12).
28 марта 2016 года сотрудниками ДПС ГИБДД ОМВД России по г. Махачкала указанный автомобиль, под управлением Айдемирова Р.А., был остановлен, проведена проверка документов, осмотр автомобиля, в ходе которого было установлено, что в конструкцию автомобиля внесены изменения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, на транспортном средстве установлено газобаллонное оборудование, которое не соответствует конструкции данного транспортного средства.
Постановлением инспектора ОГИБДД УМВД России по г. Махачкала от 28.03.2016 Айдемиров Р.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ за эксплуатацию транспортного средства с внесенными изменениями в его конструкцию без соответствующего разрешения ГИБДД.
Поскольку целевое назначение принадлежащего истцу автомобиля, как и любого транспортного средства, заключается в возможности его участия в дорожном движении, указанные изменения автомобиля, обеспечивающие возможность его использования в дорожном движении, судебная коллегия считает влияющими на обеспечение безопасности движения.
По заключению госинспектора БДД ОГИБДД ОМВД РФ по г. Махачкала Умаргаджиева С.А., утвержденного начальником МРЭО ГИБДД МВД по РД (дислокация г. Избербаш) Абакарова М.М., в целях запрещения эксплуатации транспортного средства ГАЗ 322131, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак N, в конструкцию которого внесены изменения, регистрация транспортного средства аннулирована.
Согласно пункту 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 1001, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.
Пунктом 51 указанных Правил установлено, что при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
В соответствии с пунктом 13 указанных Правил восстановление регистрации транспортных средств, регистрация которых прекращена (аннулирована) при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, производится в случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения (аннулирования) регистрации.
Согласно пункту 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605, государственная услуга не предоставляется при представлении транспортных средств, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что государственная регистрация аннулируется и государственная услуга по регистрации автотранспортных средств не предоставляется при обнаружении внесенных в конструкцию транспортного средства изменений в нарушение установленного порядка.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Административный истец не представил доказательств разрешения ГИБДД о внесении изменений в конструкцию автомобиля и соответствия газобаллонного оборудования требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В материалах дела отсутствуют сведения о времени установки на автомобиле газобаллонного оборудования, о соответствии газобаллонного оборудования требованиям безопасности и прохождении технического осмотра автомобиля с указанным газобаллонным оборудованием в органах ГИБДД, как и сведения о то, что газобаллонное оборудование было снято.
УГИБДД по Республике Дагестан в лице УГИБДД ОМВД РФ по г. Махачкала аннулирование регистрации транспортного средства, принадлежащего истцу, произведено в связи с внесением изменений в конструкцию транспортного средства.
Судебная коллегия исходит из того, что в судебном заседании суда апелляционной инстанции оснований для признания решения ГИБДД от 15 апреля 2016 года о прекращении регистрации принадлежащего ему транспортного средства марки ГАЗ 322131, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак N, идентификационный номер N не установлено, аннулирование регистрации транспортного средства соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы истца.
Административный истец не представил сведений о времени установки газобаллонного оборудования и доказательств получения разрешения на установку газобаллонного оборудования, а также и соответствие транспортного средства требованиям Технического регламента, требованиям безопасности дорожного движения.
Доводы административного истца о том, что автомобиль был снят с регистрационного учета без достаточных на то оснований, о том, что истец не был уведомлен о намерениях УГИБДД по Республике Дагестан снять автомобиль с регистрационного учета, что необходимым условием для прекращения регистрации транспортного средства являлось предварительное вынесение должностным лицом требования об устранении причин и условий, препятствующих эксплуатации транспортного средства и, следовательно, ему не был предоставлен срок для устранения нарушений, не основаны на требованиях закона и не являлись юридически значимыми обстоятельствами при разрешении данного спора.
Проверка органом внутренних дел и по факту внесения изменения в конструкцию транспортного средства, принадлежащего Айдемирову Р.А., проводилась, проверка завершена 14 апреля 2016 года, по результатам которой 15 апреля 2016 года органом административной юрисдикции установлены обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования регистрации транспортного средства.
За период со времени выявления нарушения до прекращения регистрации транспортного средства Айдемировым Р.А. не были приняты какие-либо меры по предъявлению транспортного средства органам Госавтоинспекции без газобаллонного оборудования, а также меры по приостановлению процесса прекращения регистрации в связи с устранением нарушений норм закона.
Учитывая, что судом первой инстанции допущены ошибки в применении и толковании норм материального права, которые повлияли на исход рассмотрения дела, судебное постановление подлежат отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления Айдемирова Р.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан,
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от 8 декабря 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Айдемиров Р.А. о признании решения УГИБДД МВД по РД от 15 апреля 2016 года о прекращении регистрации транспортного средства марки ГАЗ 322131, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак N, идентификационный номер N, незаконным и возложении обязанности восстановить регистрационный учет указанного автомобиля с сохранением прежнего государственного регистрационного знака N, отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.