Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 03 мая 2017 г. по делу N 33а-606/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Патланя В.А. и Тогубицкого В.А.,
при секретаре судебного заседания Мартыщенко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 11 января 2017 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований "данные изъяты" Барыкина В.В. об оспаривании действий заместителя начальника "данные изъяты" отдела (г "адрес") ФГКУ " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - отдел жилищного обеспечения), связанных с отказом в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения административного истца и его представителя Арефьевой Е.В. в обоснование доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
ввиду предстоящего увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями Барыкин В.В. обратился в отдел жилищного обеспечения с просьбой о принятии его с семьей на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением заместителя начальника отдела жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в принятии на указанный учет на том основании, что до ДД.ММ.ГГГГ он не проходил военную службу на территории "адрес" и "адрес".
Барыкин В.В. оспорил данное решение в судебном порядке, просил суд обязать жилищный орган принять его с семьей на указанный жилищный учет.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано, в том числе ввиду намеренного ухудшения административным истцом жилищных условий.
В апелляционной жалобе Барыкин В.В. просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое об удовлетворении административного иска. Автор жалобы излагает обстоятельства дела, обращая внимание на то, что органами военного управления Вооруженных Сил РФ признаны документы о прохождении им военной службы в Вооруженных Силах "адрес" до вхождения "адрес" и "адрес" в состав Российской Федерации. При этом наличие общей продолжительности военной службы более "данные изъяты" и увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями, по его мнению, свидетельствуют о наличии у него права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма. В обоснование своей позиции он ссылается на Указ Президента РФ от 26 ноября 2016 г. N 628.
Барыкин В.В. полагает, что суд ошибочно признал его членом семьи собственника жилого помещения, сославшись на положения ст. 53 ЖК РФ, поскольку регистрация в принадлежащем отцу жилом помещении, расположенном в "адрес", носила вынужденный характер, в нем он проживал незначительный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, после чего переехал к новому месту службы в "адрес".
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Барыкин В.В. военную службу в воинских частях Вооруженных Сил "адрес", дислоцированных на территориях "адрес" и "адрес", не проходил, поэтому в силу Указа Президента РФ от 24 августа 2016 г. N 428 его общая продолжительность военной службы не позволяет претендовать на обеспечения жилым помещением по договору социального найма.
Однако с данным выводом гарнизонного военного суда согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 4, ч. 4 ст. 5 и ст. 6 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Военнослужащие органов военного управления и воинских формирований Республики Крым имеют преимущественное право на поступление на военную службу по контракту в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы при наличии у них гражданства Российской Федерации и при условии их соответствия иным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.
Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 г. действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Одновременно Президентом РФ издан Указ от 20 марта 2014 г. N 164, которым установлено, что при поступлении на военную службу по контракту в Вооруженные Силы РФ граждан Российской Федерации, являющихся военнослужащими органов военного управления и воинских формирований Республики Крым, их воинские звания, документы об образовании и о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Украины признаются действительными при представлении подлинников соответствующих документов.
Пунктами 1 и 2 Указа Президента РФ от 24 августа 2016 г. N 428 предписано федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, обеспечивать военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, ранее проходивших военную службу в дислоцировавшихся (располагавшихся) до 18 марта 2014 г. на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частях вооруженных сил Украины, жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации для военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту. При этом установлено, что при обеспечении жилыми помещениями таких военнослужащих, граждан Российской Федерации, учитывается общая продолжительность военной службы, дата поступления на военную службу в вооруженные силы, воинские формирования Украины, дата получения первого воинского звания офицера (специального звания) и дата окончания военной образовательной организации.
Таким образом, названные Указы Президента РФ устанавливают специальные нормы, направленные на адаптацию военнослужащих, проходивших военную службу в Республике Крым до ее включения в состав Российской Федерации, к условиям законодательства, действующего в отношении остальных военнослужащих.
В свою очередь Указ Президента РФ от 26 ноября 2016 г. N 628 устанавливает, что воинские звания, документы об образовании и (или) о квалификации проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя граждан Российской Федерации, поступивших в период с 18 марта 2014 г. по 2 января 2015 г. на военную службу по контракту в воинские части и организации Вооруженных Сил РФ, дислоцированные (расположенные) на территориях этих субъектов Российской Федерации, а также документы о прохождении ими военной службы в вооруженных силах, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины, в которых предусмотрена военная служба, признаются действительными при представлении подлинников документов.
Тем самым военнослужащие, ранее проходившие военную службу в Вооруженных Силах Украины за пределами Республики Крым и г. Севастополя и поступившие в переходный период в воинские части Вооруженных Сил РФ, дислоцированные на территориях этих субъектов Российской Федерации, при наличии соответствующих документов, подтверждающих прохождение ими военной службы, также приравнены по объему прав к соответствующей категории военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах РФ.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Барыкин В.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ года - на офицерских должностях. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу за пределами "адрес" - в "адрес". С ДД.ММ.ГГГГ он полагается проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ. При этом, как следует из пояснений истца и регистрационных данных, с ДД.ММ.ГГГГ он проживал у отца на территории "адрес".
Органами военного управления признаны воинское звание истца, документы об образовании и прохождении им военной службы в Вооруженных Силах "адрес". В связи с этим общая продолжительность его военной службы, согласно сведениям штаба МТО "данные изъяты", составляет более "данные изъяты".
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства.
При таких обстоятельствах Барыкин В.В. правомерно поставил перед жилищными органами Министерства обороны РФ вопрос о принятии его на жилищный учет.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Принимая новое решение, судебная коллегия исходит из того, что согласно разъяснениям, данным в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Поскольку обстоятельства, связанные с выселением Барыкина В.В. из жилого помещения, принадлежащего отцу, жилищным органом не рассматривались, оценка их в рамках настоящего дела является преждевременной. Судебная коллегия полагает необходимым возложить на начальника отдела жилищного обеспечения обязанность по рассмотрению вопроса о принятии истца с семьей на жилищный учет, не предрешая существа подлежащего принятию решения.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 11 января 2017 г. по административному исковому заявлению Барыкина В.В. отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Барыкина В.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение заместителя начальника "данные изъяты" отдела ( "адрес") ФГКУ " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в принятии Барыкина В.В. с семьей на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Обязать начальника 1 отдела ( "адрес") ФГКУ " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ решение от ДД.ММ.ГГГГ N отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии Барыкина В,В. с семьей на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, о чем в течение одного месяца со дня получения для исполнения копии данного судебного постановления сообщить в суд и административному истцу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.