Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Сахиповой Г.А. и Субботиной Л.Р.,
при секретаре судебного заседания Ахатове А.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе главного врача государственного автономного учреждения здравоохранения "Детская городская поликлиника N 5" Дуткина Д.Е. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20декабря 2016года, которым постановлено:
обязать государственное автономное учреждение здравоохранения "Детская городская поликлиника N 5" исполнить пункты N N 1, 2, 3, 4, 5 предписания от 26 апреля 2016 года, а именно совершить следующие действия:
привести в соответствие требований санитарно-эпидемиологических правил пунктов 3.1, 3.6 главы I приложения N 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" минимальные площади помещений: кабинетов врача для приема детей N N 101, 153, 158, 217, 219, 237, 261, процедурного кабинета N 146 и прививочного кабинета N 147;
провести ремонт в следующих помещениях, во исполнение требований п.п. 4.2, 4.3, 11.14 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность": провести ремонтные работы с ликвидацией протечек, следов сырости, заделкой трещин, щелей, дефектов стен и потолков, восстановлением отслоившейся краски, облицовочной плитки, устранением дефектов напольных покрытий, дефектов окон и дверей в следующих лечебных, диагностических, вспомогательных помещениях: клинико-диагностической лаборатории, регистратуре, гардеробе для посетителей, прививочном, картотечном, процедурном кабинетах, молоко-раздаточном пункте, зале ЛФК, массажном кабинете, помещениях прачечной, кабинете медстатиста, грибковом кабинете, кабинетах логопеда, ортопеда, помещениях физиотерапевтического отделения, кабинетах приема врачей педиатров, гнойной перевязочной, моечной хирургического отделения, кабинете приема ЛОР врача с манипуляционной, кабинетах функциональной диагностики, кабинете инфекционных заболеваний, гинекологическом, подростковом кабинетах, кабинетах приема узких специалистов: невролога, окулиста, лестничных площадках, коридорах, хлораторной, кабинете здорового ребенка. Заменить изношенные оконные блоки;
оборудовать резервными источниками горячего водоснабжения во исполнение требований пункта 5.4. главы I Сан-ПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" процедурный кабинет, кабинеты приема-хирурга и чистую перевязочную.
заменить мебель не медицинского назначения и мебель с негладкой наружной и внутренней поверхностью, с дефектами покрытия, не стойкую к воздействию моющих и дезинфицирующих средств на мебель соответствующую санитарно-эпидемиологическим требованиям во исполнение требований пункта 8.8. главы I Сан-ПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность";
в физиокухне (кабинет N 265), кабинете N 262 теплолечения физиотерапевтического отделения задействовать систему приточно-вытяжной вентиляции во исполнение требований пункта 6.4 главы I Сан-ПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
В удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Республики Татарстан отказать.
Взыскать с государственного автономного учреждения здравоохранения "Детская городская поликлиника N5" в бюджет муниципального образования город Набережные Челны госпошлину в размере 6 000 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей государственного автономного учреждения здравоохранения "Детская городская поликлиника N 5" ФИО2, ФИО3 и ФИО4, ПОДДЕРЖАВШИХ ЖАЛОБУ, объяснения представителя истца ФИО5, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан) в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в городе Набережные Челны, Актанышском районе, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к государственному автономному учреждению здравоохранения "Детская городская поликлиника N 5" (далее - ГАУЗ "Детская городская поликлиника N 5"), Министерству здравоохранения Республики Татарстан о прекращении нарушений санитарного законодательства.
Свои требования истец мотивировал тем, что в результате плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжений заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан от 18августа2015 года ... -п/в, установлено, что ГАУЗ "Детская городская поликлиника N 5" допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований в эксплуатации общественных помещений, зданий и сооружений, не созданы оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемиологического режима и труда медицинского персонала. По данному факту постановлениями по делам об административных правонарушениях от 25 сентября 2015 года N 943 и N 944 учреждение и его руководитель привлечены к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений. Кроме того, ГАУЗ "Детская городская поликлиника N 5" было выдано предписание от 23 сентября 2015 года N 3347/24 об устранений выявленных нарушений законодательства в срок до 10 апреля 2016 года. Впоследствии на основании распоряжений заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан от 13 апреля 2016 года ... -вп/в и от 21октября 2016 года ... -вп/в в отношении ГАУЗ "Детская городская поликлиника N 5" были проведены внеплановые выездные проверки, выявившие частичное исполнение вышеуказанного предписания, а также предписания от 26 апреля 2016 года N 1507/24 об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 20 октября 2016 года. Постановлением мирового судьи судебного участка N 15 по судебному району города Набережные Челны Республики Татарстан от 20 мая 2016 года N 5-319/16-15 поликлиника была привлечена к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства. До настоящего времени учреждением не устранены следующие требования предписаний истца:
1) минимальные площади помещений - кабинетов врача для приема детей N N 101, 153, 158, 217, 219, 237, 261, процедурного кабинета N146 и прививочного кабинета N 147 не приведены в соответствие требованиям санитарно-эпидемиологических правил пунктов 3.1, 3.6 главы I приложения N1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность";
2) в нарушение требований пунктов 4.2, 4.3 и 11.14 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", не проведен ремонт с ликвидацией протечек, следов сырости, заделкой трещин, щелей, дефектов стен и потолков, восстановлением отслоившейся краски, облицовочной плитки, устранением дефектов напольных покрытий, дефектов окон и дверей в следующих лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях: клинико-диагностической лаборатории, регистратуре, гардеробе для посетителей, прививочном, картотечном, процедурном кабинетах, молоко-раздаточном пункте, зале ЛФК, массажном кабинете, помещениях прачечной, кабинете медстатиста, грибковом кабинете, кабинетах логопеда, ортопеда, помещениях физиотерапевтического отделения, кабинетах приема врачей педиатров, гнойно-перевязочной, моечной хирургического отделения, кабинетах приема ЛОР врача с манипуляционной, кабинетах функциональной диагностики, кабинете инфекционных заболеваний, гинекологическом, подростковом кабинетах, кабинетах приема узких специалистов: невролога, окулиста, лестничных площадках, коридорах, хлораторной, кабинете здорового ребенка, а также не заменены изношенные оконные блоки;
3) процедурный кабинет, кабинеты приема-хирурга и чистая перевязочная не оборудованы резервными источниками горячего водоснабжения во исполнение требований пункта 5.4. главы I Сан-ПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность";
4) мебель не медицинского назначения и мебель с негладкой наружной и внутренней поверхностью, с дефектами покрытия, не стойкая к воздействию моющих и дезинфицирующих средств, не заменена на мебель, соответствующую санитарно-эпидемиологическим требованиям, во исполнение требований пункта 8.8. главы I Сан-ПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность";
5) в физиокухне (кабинет N 265), кабинете N 262 теплолечения физиотерапевтического отделения не задействована система приточно-вытяжной вентиляции во исполнение требований пункта 6.4 главы I Сан-ПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Указанные нарушения носят длящийся характер, что свидетельствует о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью пациентов и персонала. Представитель ГАУЗ "Детская городская поликлиника N 5" в своих объяснениях в качестве причины неисполнения предписаний ссылается на недостаточное финансирование поликлиники со стороны Министерства здравоохранения Республики Татарстан. Поэтому, учитывая, что полномочия учредителя этой поликлиники осуществляет от имени Республики Татарстан указанное министерство, истец просит суд возложить на ГАУЗ "Детская городская поликлиника N 5" обязанность по устранению вышеуказанных нарушений санитарного законодательства путем исполнения соответствующих требований его предписаний, а на Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязанность предоставить ГАУЗ "Детская городская поликлиника N 5" финансовые средства в объеме, необходимом для проведения мероприятий по устранению этих нарушений санитарного законодательства и исполнения пунктов N N 1, 2, 3, 4 и 5 предписания от 26апреля 2016 года.
Представители ответчика ГАУЗ "Детская городская поликлиника N 5" в судебном заседании исковые требования не признали, ссылаясь на то, что предписания не были выполнены в полном объеме в установленные сроки по причине отсутствия финансирования, при этом поликлиника, начиная с 2014 года неоднократно обращалась к министру здравоохранения Республики Татарстан с заявками о предоставлении финансирования для ремонта, закупки новых оборудования и мебели. В течение 2016 года учреждение выполнило текущий ремонт помещений и закупило медицинское оборудование и мебель за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Оставшаяся часть мероприятий запланирована на 2017 год по мере поступления финансирования. Представители ответчика также возражали против удовлетворения требований истца в части возложения обязанности по замене оконных блоков, ссылаясь на то, что эти работы относятся к реконструкции здания и капитальным вложениям, в связи с чем осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не относится к финансирующим органам.
Судом вынесено решение об удовлетворении исковых требований к ГАУЗ "Детская городская поликлиника N 5" и отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Республики Татарстан в приведенной выше формулировке.
Главный врач ГАУЗ "Детская городская поликлиника N 5" ФИО1, не соглашаясь с постановленным по делу решением в части удовлетворения требований об возложении обязанности по изменению минимальных площадей вышеперечисленных помещений и замене оконных блоков в апелляционной жалобе просит его в этой части отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе он приводит те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ссылается на то, что Министерство здравоохранения Республики Татарстан является главным распорядителем и получателем средств бюджета Республики Татарстан, а поликлиника как учреждение не имеет собственных средств на выполнение соответствующих работ. Кроме этого ссылается на то, что изменение площадей кабинетов и замена оконных блоков относятся к реконструкции здания и капитальным вложениям, в связи с чем эти работы должны осуществляться за счет средств бюджета Республики Татарстан.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснив, что минимальные площади помещений - кабинетов врача для приема детей N N 101, 153, 158, 217, 219, 237, 261, процедурного кабинета N146 и прививочного кабинета N 147 привести в соответствие требованиям санитарно-эпидемиологических правил пунктов 3.1, 3.6 главы I приложения N1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" не представляется возможным в связи с отсутствием технической возможности - наличием несущих перегородок, не подлежащих переносу, а также недостаточности общей площади здания в целом. Исполнение предписания в части замены оконных блоков также является невозможным, поскольку собственником помещения поликлиники ответчик не является, кроме того, денежные средства на эти цели из бюджета Республики Татарстан не выделяются, а использование бюджетных средств, выделенных на иные цели, является недопустимым и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
Представитель истца в судебном заседании просила оставить в силе решение суда первой инстанции, пояснив вместе с этим, что доводы представителей ответчика о невозможности исполнения предписания в части приведения минимальных площадей перечисленных выше кабинетов в соответствие с требованиям санитарно-эпидемиологических правил в связи с отсутствием технической возможности являются обоснованными, однако на отказ от иска в данной части она не уполномочена. Требование о замене оконных блоков считает обоснованным, так как в результате их неудовлетворительного состояния создается угроза жизни и здоровью пациентов и персонала поликлиники.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд апелляционной инстанции не известил.
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21ноября2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи является одним из основных принципов охраны здоровья.
В соответствии с пунктами 5 и 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21ноября2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях, а также создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.
Согласно части 1 статьи 24 этого же Федерального закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года N 58 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10), которыми определены санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.
В соответствии с пунктом 1.2. указанных СанПиН, они предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими санитарными правилами.
Согласно пункту 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Из материалов дела следует, что в связи с выявлением нарушений санитарно-эпидемиологических требований в эксплуатации общественных помещений, зданий и сооружений, отсутствием оптимальных условий для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемиологического режима и труда медицинского персонала, 23сентября 2015 года в отношении ГАУЗ "Детская городская поликлиника N 5" было вынесено предписание N 3347/24, которым установлено в срок до 10 апреля 2016 года устранить выявленные нарушения санитарного законодательства.
Актом внеплановой выездной проверки от 26 апреля 2016 года ... -вп/в, проведенной в целях контроля выполнения требований предписания от 23 сентября 2015 года, было установлено, что это предписание выполнено лишь частично, в связи с чем в отношении поликлиники вынесено новое предписание N 1507/24, которым с целью устранения нарушений санитарного законодательства на учреждение возложена обязанность в срок до 20 октября 2016 года выполнить вышеуказанные действия, являющиеся предметом исковых требований.
По результатам внеплановой выездной проверки ГАУЗ "Детская городская поликлиника N 5", проведенной в период с 25 октября по 27октября2016 года на основании распоряжения (приказа) заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан от 21октября 2016 года ... -вп/в, был установлен факт частичного исполнения требований предписания от 26 апреля 2016 года N 1507/24.
Письмами от 31 марта 2016 года за исходящим ... и от 19апреля2016года за исходящим ... поликлиника сообщила истцу о принятых мерах по исполнению требований предписаний.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец сослался на то, что ответчик длительное время не устраняет нарушения санитарного законодательства, что влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью пациентов и персонала указанного учреждения.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца о возложении на ГАУЗ "Детская городская поликлиника N 5" обязанности по устранению перечисленных выше нарушений санитарного законодательства, суд первой инстанции исходил из того, что факт наличия таких нарушений нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, при этом ответчиком не представлено доказательств исполнения в полном объеме вынесенных истцом предписаний и устранения имеющихся нарушений.
Соглашаясь в целом с такими выводами суда первой инстанции, основанными на фактических обстоятельствах дела, судебная коллегия считает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы об отсутствии у учреждения возможности устранить нарушения санитарного законодательства в части изменения площадей вышеперечисленных кабинетов и замены оконных блоков.
На основании пункта 3.3. Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 года N279 (далее - Положение), по производственным зданиям и сооружениям всех отраслей народного хозяйства ремонтные работы подразделяются на два вида текущий и капитальный.
Согласно пункту 3.4 этого Положения к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.
В силу пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к капитальному ремонту объектов капитального строительства относятся замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена обязанность собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В пункте 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее также - Федеральный закон от 03 ноября 2006 года N 174-ФЗ) предусмотрено, что автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 03 ноября 2006 года N 174-ФЗ имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
По смыслу вышеуказанных норм права обязанность по осуществлению ремонта недвижимого имущества, как текущего, так и капитального, лежит на его собственнике, который, в свою очередь, может передать эту обязанность на основании договора иному лицу.
Как установлено судом апелляционной инстанции, нежилое здание по адресу: "адрес" находилось в оперативном управлении ГАУЗ "Детская городская поликлиника N 5".
Первоначально это имущество было закреплено за ответчиком на основании договора от 17 августа 2007 года ... , заключенного между учреждением и муниципальным образованием город Набережные Челны, и действовавшего, с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от 16 июля 2010 года ... , до 17 августа 2015 года. Данным договором обязанность производить за свой счет текущий, а также капитальный ремонт возлагалась на поликлинику. При этом пункт 4.1. договора предусматривал, что после истечения срока его действия он подлежит пересмотру (перезаключению). Следовательно, автоматическое продление срока его действия не допускается.
На основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 18 ноября 2011 года ... -р с 31декабря 2011 года муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская поликлиника N 5" как имущественный комплекс, включая здание по вышеуказанному адресу, было передано из собственности муниципального образования город Набережные Челны в собственность Республики Татарстан.
Сторонами не представлено, а судом не установлено доказательств заключения с поликлиникой нового договора о передаче указанного недвижимого имущества в оперативное управление, по условиям которого на учреждение возлагалась бы обязанность производить текущий или капитальный ремонт вверенного недвижимого имущества.
Как следует из пункта 1.5. Устава ГАУЗ "Детская городская поликлиника N 5" полномочия учредителя этого учреждения от имени Республики Татарстан осуществляет Министерство здравоохранения Республики Татарстан. Полномочия собственника имущества учреждения от имени Республики Татарстан осуществляются Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
В соответствии с пунктом 3.3.1. Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2011 года N 1052, к полномочиям этого министерства относится развитие и материально-техническое обеспечение учреждений государственной системы здравоохранения Республики Татарстан.
Исходя из положений пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 03 ноября 2006 года N 174-ФЗ финансовое обеспечение автономных учреждений осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
В то же время действующее бюджетное законодательство предусматривает только один способ предоставления автономным учреждениям средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности - это предоставление субсидий, предусмотренное статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом в силу пункта 4 этой статьи, предоставление предусмотренной настоящей статьей субсидии осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием.
Таким образом, заключение соглашения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности, переданные в ведение учреждения, находится в компетенции Министерства здравоохранения Республики Татарстан как учредителя поликлиники.
Как следует из справки ГАУЗ "Детская городская поликлиника N 5" от 18 апреля 2017 года ... , изменение назначения перечисленных в предписании истца от 26 апреля 2016 года N 1507/24 кабинетов с целью приведения их площадей в соответствие с санитарными нормами технически невозможно в связи с нехваткой свободных площадей. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются также актом проверки государственной организации от 20ноября2012года б/н, составленным комиссией Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, согласно которому ГАУЗ "Детская городская поликлиника N 5" находится в типовом здании детского сада на 16 групп общей площадью 4010,5 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", которое не приспособлено для ведения поликлинической деятельности учреждения здравоохранения.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие документов, подтверждающих передачу поликлинике уполномоченными органами Республики Татарстан права на проведение капитального ремонта здания, принимая во внимание тот факт, что требования истца по изменению площадей помещений поликлиники являются невозможными, а замена оконных блоков как капитальные вложения в недвижимое имущество, собственником которого является Республика Татарстан, должны осуществляться за счет средств бюджета Республики Татарстан после предоставления целевой субсидии на эти цели, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца в части возложения на ГАУЗ "Детская городская поликлиника N 5" обязанности по изменению площадей помещений и замены оконных блоков в здании поликлиники по вышеуказанному адресу.
В этой связи обжалуемое решение суда в данной части подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права с принятием нового решения об отказе в удовлетворении этих исковых требований.
При этом доводы представителя истца о том, что оконные блоки в здании поликлиники находятся в неудовлетворительном состоянии и создают угрозу для жизни и здоровья пациентов и персонала, на выводы судебной коллегии не влияют, поскольку приведенные доводы, в силу положений статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются основанием для приостановления деятельности юридического лица. Однако данные требования в рамках настоящего дела не заявлялись и предметом судебного рассмотрения не являются.
Содержащийся в апелляционной жалобе ответчика довод о том, что часть требований предписания от 26 апреля 2016 года N 1507/24 исполнена поликлиникой, что не было принято во внимание судом первой инстанции, признается судебной коллегией несостоятельным.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В подтверждение своих доводов о частичном исполнении требований предписания от 26 апреля 2016 года N 1507/24 ГАУЗ "Детская городская поликлиника N 5" представлены контракт от 26 сентября 2016 года ... с локальным ресурсным сметным расчетом, дополнительное соглашение к нему от 10ноября2016 года с дополнительным локальным ресурсным сметным расчетом и акты о приемке выполненных работ от 02 декабря 2016 года ... и от 09 декабря 2016 года ... , а также письмо от 19 ноября 2015 года ... на имя Министра здравоохранения Республики Татарстан с приложением перечня приобретенного оборудования и мебели в 2015 году, договора на поставку медицинской мебели от 03 октября 2016 года ... , от 04октября2016года ... и от 10октября2016 года ... , которые не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств устранения нарушений санитарного законодательства при отсутствии акта обследования помещений учреждения на предмет выполнения требований вышеуказанного предписания.
В остальной части решение участвующими в деле лицами не обжалуется и предметом апелляционного рассмотрения не является.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20декабря 2016года по данному делу в части удовлетворения исковых требований о возложении на государственное автономное учреждение здравоохранения "Детская городская поликлиника N 5" обязанности исполнить пункт N1 предписания от 26 апреля 2016 года N 1507/24 и пункт N2 этого предписания в части замены изношенных оконных блоков отменить, и принять по делу в этой части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в городе Набережные Челны, Актанышском районе, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к государственному автономному учреждению здравоохранения "Детская городская поликлиника N 5" о возложении обязанности исполнить пункт N 1 предписания от 26 апреля 2016 года N1507/24 о приведении в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологических правил пунктов 3.1, 3.6 главы I приложения N 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" минимальных площадей помещений - кабинетов врача для приема детей N N 101, 153, 158, 217, 219, 237, 261, процедурного кабинета N 146 и прививочного кабинета N 147, а также пункт N2 предписания от 26 апреля 2016 года N1507/24 в части замены изношенных оконных блоков - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.