Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Колесниковой О. Г.,
судей Федина К. А.,
Редозубовой Т. Л.
при секретаре судебного заседания Пермяковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сентемова А.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на назначение страховой пенсии по старости досрочно
по апелляционной жалобе ответчика на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 25 октября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., судебная коллегия
установила:
Сентемов А. С. обратился с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на назначение страховой пенсии по старости досрочно.
В обоснование заявленных требований указал, что " ... " обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением ответчика от " ... " N в назначении указанной пенсии отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ (30 лет). В специальный стаж не приняты следующие периоды работы: в календарном исчислении: " ... " по " ... " (00 л.01 мес. 00 дн.); " ... " по " ... " (00л. 06мес. 15дн.) - Уральский государственный медицинский институт, кафедра травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии, врач-интерн; " ... "- " ... " (00л. 04 мес. 28дн.); " ... " - " ... " (00л. 10мес. 18дн.) - служба по призыву в Вооруженных Силах СССР; " ... " - " ... " (00л. 09 мес.06 дн.) - Центральная городская больница N - медико-санитарная часть ПО "Уралвагонзавод" ... , травматологический пункт, врач травматолог-ортопед. Курсы усовершенствования и специализации: " ... " - " ... " (00 л. 02 мес. 28 дн.); " ... "- " ... " (00 л. 01 мес. 03 дн.); " ... "- " ... " (00 л. 00 мес. 02 дн.). В льготном исчислении: " ... "- " ... " (00 л. 04 мес. 15 дн.) - Центральная городская больница N ... , стационар, травматологическое отделение, врач-травматолог (совместительство). Курсы усовершенствования: " ... "- " ... " (00 л. 00 мес. 23 дн.); " ... "- " ... " (00 л. 01 мес. 01 дн.); " ... "- " ... " (00 л. 01 мес. 01 дн.); " ... "- " ... " (00 л. 01 мес. 03 дн.) - ГБУЗ ... Городская больница N, ... , стационар, травматологическое отделение, оперирующий врач травматолог-ортопед.
Полагал решение ответчика незаконным, поскольку в спорные периоды его работа была связана с осуществлением лечебной деятельности. Период службы по призыву в рядах Вооруженных Сил подлежит зачету в специальный стаж в соответствии с Положением " О порядке исчисления стажа на назначения пенсий" (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), так как на момент принятия решения вопроса о праве на пенсию он имел 2/3 медицинского стажа.
На основании изложенного, просил зачесть вышеуказанные периоды в специальный стаж, назначить страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения досрочно с 27 октября 2014 года в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В судебном заседании истец поддержал исковые требования.
Представитель ответчика исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать, подтвердив правомерность решения Управления Пенсионного фонда от " ... " N.
Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 25 октября 2016 года исковые требования Сентемова А. С. удовлетворены.
За истцом признано право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в городах в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 27 октября. 2014 года, отменено решение ответчика от " ... " в части исключения из стажа спорных периодов.
На ГУ - Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагила и Пригородном районе Свердловской области возложена обязанность включить в специальный страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периоды работы:
В календарном исчислении
:
" ... " - " ... " (00 л. 01 мес. 00 дн.); " ... " - " ... " (00 л. 06 мес. 15 дн.) - Уральский государственный медицинский институт, кафедра травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии, врач-интерн;.
" ... " - " ... " (00 л. 04 мес. 28 дн.); " ... "- " ... " (00 л. 10 мес. 18 дн.) - служба по призыву в Вооруженных Сил СССР ;
" ... " - " ... " (00 л. 09 мес. 06 дн.) - Центральная городская больница N - медико-санитарная часть ПО " ... " ... , травматологический пункт, врач травматолог-ортопед;
Курсы усовершенствования и специализации: " ... "- " ... " (00 л. 02 мес. 28 дн.); " ... "- " ... " (00 л. 01 мес. 03 дн.) " ... "- " ... " (00 л. 00 мес. 02 дн.)
В льготном исчислении:
" ... "- " ... " (00 л. 04 мес. 15 дн.) - Центральная городская больница N ... , стационар, травматологическое отделение, врач-травматолог (совместительство);
Курсы усовершенствования:
I " ... "- " ... " (00 л. 00 мес. 23 дн.); " ... "- " ... " (00 л. 01 мес. 01 дн.); " ... "- " ... " (00 л. 01 мес. 01 дн.); " ... " - " ... " (00 л. 01 мес. 03 дн.) - ГБУЗ Свердловской области Городская больница N, ... , стационар, травматологическое отделение, оперирующий врач травматолог-ортопед.
Истцу назначена страховая пенсия по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения досрочно с 27 октября 2014 года в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области в пользу Сентемова А. С. взыскана государственная пошлина в сумме N руб.
С указанным решением не согласился ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Сентемова А. С. отказать. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Полагает об ошибочности вывода суда о включении в специальный стаж периода прохождения военной службы. Не весь период службы истец занимался медицинской деятельностью, поэтому для включения периодов с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " необходимо наличие 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров от 17 декабря 1959 года N 1397.
Не обоснованы выводы суда о том, что периоды похождения интернатуры являются периодами работы и подлежат включению в специальный стаж. Доказательств осуществления истцом лечебной и иной деятельности, связанной с охраной здоровья населения, в период прохождения интернатуры на кафедре с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " не представлено.
Полагает об отсутствии оснований для включения в спорный стаж в льготном исчислении периода работы врачом-травматологом в травматологическом отделении Центральной городской больницы N в ... В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 предусмотрено исчисление периодов работы 1 год за 1 год и 6 месяцев врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля и стационаров. Истец осуществлял трудовую деятельность в должности врача-травматолога, что не является тождественным должности "врач-хирург".
Основания для включения в специальный стаж периодов работы в травматологическом пункте Центральной городской больницы N-Медико-санитарная часть ПО "Уралвагонзавод", курсов повышения квалификации (в льготном и календарном исчислении) отсутствуют.
В заседание судебной коллегии стороны не явились.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы ответчика назначено на 27 апреля 2017 года определением от 27 марта 2017 года, стороны извещены о дате и времени рассмотрения дела письмом 27 марта 2017 года.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что стороны извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, до начала заседания судебной коллегии не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, для проверки доводов апелляционной жалобы их личного участия и дачи объяснений не требуется, требуется только оценка правильности применения норм права, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, судебная коллегия определилао рассмотрении дела в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.7; ст.37, ч.3; ст. 39, ч.1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч.2 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01 января 2002 года до 01 января 2015 года Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п.п. 20 п. 1, п. 2 ст. 27).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "н" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец 27 октября 2014 года истец обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением ответчика от 27 января 2015 года N в назначении указанной пенсии отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ - 30 лет.
В специальный стаж не приняты следующие периоды работы в календарном исчислении:
" ... "- " ... " (00 л. 01 мес. 00 дн.); " ... "- " ... " (00 л. 06 мес. 15 дн.) - Уральский государственный медицинский институт, кафедра травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии, врач-интерн, так как документально не подтвержден факт работы в должности врача;
" ... "- " ... " (00 л. 04 мес. 28 дн.); " ... "- " ... " (00 л. 10 мес. 18 дн.) - служба по призыву в Вооруженных Силах СССР, так как служба проходила не по специальности; отсутствовало 2/3 необходимого стажа;
" ... "- " ... " (00л. 09мес. 06дн.)- Центральная городская больница N медико-санитарная часть ПО "Уралвагонзавод" г.Н.Тагил, травматологический пункт, врач травматолог-ортопед, так как номенклатурой учреждений здравоохранения, указанное наименование учреждения не предусмотрено, травмпункт не предусмотрен в числе структурных подразделений;.
" ... "- " ... " (00 л. 02 мес. 28 дн.); " ... "- " ... " (00 л. 01 мес. 03 дн.); " ... "- " ... " (00 л. 00 мес. 02 дн.) в связи в неподтверждением осуществления лечебной деятельности.
В льготном исчислении не приняты периоды:
" ... "- " ... " (00 л. 04 мес. 15 дн.) - Центральная городская больница N ... , стационар, травматологическое отделение, врач-травматолог (совместительство);
курсы усовершенствования: " ... "- " ... " (00 л. 00 мес. 23 дн.); " ... "- " ... " (00 л. 01 мес. 01 дн.); " ... "- " ... " (00 л. 01 мес. 01 дн.); " ... "- " ... " (00 л. 01 мес. 03 дн.) ГБУЗ ... Городская больница N, ... , стационар, травматологическое отделение, оперирующий врач травматолог-ортопед.
С выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж периода прохождения службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР судебная коллегия соглашается.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004года N2-П, а также ряде его определений изложил правовую позицию, согласно которой ст.6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 ч.1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения истцом военной службы, являлись Закон СССР от 14 июля 1956года "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959года N1397.
Согласно пункту1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
В силу пункта4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых даёт право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Доводы ответчика об отсутствии у истца права на включение данного периода в специальный стаж основаны на неправильном истолковании норм материального права.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о зачете в специальный стаж периода работы истца в Уральском государственном медицинском институте, кафедра травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии, врач-интерн с " ... "- " ... " (00 л. 01 мес. 00 дн.); " ... "- " ... " (00 л. 06 мес. 15 дн.), поскольку он основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.)
Как следует из материалов дела, " ... " истцу Уральским государственным медицинским институтом выдан диплом ФВ N, присвоена квалификация врача. В соответствии с трудовой книжкой Сентемов А. С. в период с " ... " по " ... " работал врачом-интерном кафедры травматологии, ортопедии и ВПХ Уральского государственного медицинского института.
Согласно справки ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет" истец был зачислен врачом-интерном по специальности травматология и ортопедия с " ... " на кафедру травматологии и ортопедии Уральского государственного медицинского института с окладом N руб. N коп. Отчислен из числа врачей интернов как выполнивший программу обучения и сдавший заключительный экзамен с " ... " (основание: приказы ректора за 1992-1993 годы).
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение N 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 года N 44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 года, Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 года) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного Положения).
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для разрешения настоящего спора, является установление выполнения истцом функциональных обязанностей врача при прохождении интернатуры в спорны период.
Таких доказательств в материалы дела не представлено, как и доказательств, что Уральский государственный медицинский институт является организацией, где осуществляется лечебная либо иная деятельность по охране здоровья населения.
В соответствии с трудовой книжкой Сентемов А. С. в период с " ... " по " ... " работал врачом -травматологом в травматологическом отделении Центральной городской больницы N.
Удовлетворяя исковые требования о зачете вышеуказанного периода в специальный стаж в льготном исчислении, суд первой инстанции исходил из того, что в периоды работы истца действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 " Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", пункт 2 которого предусматривал исчисление специального стажа в льготном исчислении (1 год работы считать за 1 год 6 месяцев) врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, подтверждение работы в должности оперирующего хирурга не требовалось.
Судебная коллегия с указанным выводом суда согласиться не может в связи с тем, что он основан на неправильном применении норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (действовало в спорный период) исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров 1 год работы в этих должностях и подразделениях считать за 1 год 6 месяцев.
В последующем Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, а также Правилами и Перечнем, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, действующими в настоящее время, указанная льгота предусмотрена для оперирующих врачей-специалистов всех наименований в отделениях хирургического профиля стационаров.
Правовой анализ содержания вышеуказанных норм закона позволяет сделать вывод о том, что право включения в специальный стаж в льготном исчислении предусмотрено врачам-хирургам всех наименований.
Наименование должности врач-травматолог вышеуказанными нормативными актами не предусмотрено.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения (утв. Приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 377), Тарифно-квалификационными характеристиками работников здравоохранения (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 27 августа 1997 года N 43), Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 06 ноября 2009 года N 869) предусматривается как должность "врача-травматолога-ортопеда", так и "врача-хирурга", которые имеют различные должностные обязанности.
Доказательств, что истец работал в должности хирурга, принимал участие проведении операций, в материалы дела не представлено.
Таким образом вышеуказанный период не подлежит включению в стаж в специальном исчислении.
Оснований не согласиться с выводом суда о включении в специальный стаж в календарном исчислении периода работы истца с " ... " по " ... " (00 л. 09 мес. 06 дн.) - Центральная городская больница N - медико-санитарная часть ПО "Уралвагонзавод" ... , травматологический пункт, врач травматолог-ортопед судебная коллегия не находит.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, включалась работа врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности (пункт 1).
Согласно информационному письму Министерства труда Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 3948/1-17, Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 сентября 2000 года N 06-25/8625, при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 года N 395, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минздрава России от 28 февраля 2000 года N 73.
Оценка представленных в материалы дела справок ГБУЗ СО "Городская больница N" от " ... " N, от " ... " N позволила суду сделать правильный вывод о том, что трудовая деятельность истца в спорный период протекала в Центральной городской больнице N, являющейся муниципальным учреждением здравоохранения.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости зачета в календарном исчисления нахождении истца на курсах усовершенствования и специализации: в календарном исчислении " ... "- " ... " (00 л. 02 мес. 28 дн.); " ... "- " ... " (00 л. 01 мес. 03 дн.) " ... "- " ... " (00 л. 00 мес. 02 дн.); льготном исчислении- " ... "- " ... " (00 л. 00 мес. 23 дн.); " ... "- " ... " (00 л. 01 мес. 01 дн.); " ... "- " ... " (00 л. 01 мес. 01 дн.); " ... "- " ... " (00 л. 01 мес. 03 дн.)
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Аналогичные положения содержались и в ранее действующей ст. 112 КЗоТ РСФСР.
В силу приведенных выше норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Не включение в специальный стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
При этом, так как период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для включения в специальный стаж, необходимый для досрочного пенсионного обеспечения, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, подлежат отклонению. Факт трудовой деятельности в должности и в учреждении, предусмотренными Списком, подтверждается трудовой книжкой, с учетом того, что периоды работы истца с " ... " по 27 октября (оперирующий врач-травматолог)зачтены непосредственно ответчиком в льготном исчислении.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Принимая во внимание изложенное, учитывая стаж, принятый к зачету ответчиком, а также стаж, включенный судом, на момент обращения Сентемова А. С. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, у истца имелся требуемый законом стаж для назначения страховой пенсии по старости досрочно (30 лет).
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 25 октября 2016 года в части включения Сентемову А. С. в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно (в календарном исчислении) периода работы в должности врача-интерна, с " ... " по " ... " (00 л. 01 мес. 00 дн.); с " ... " по " ... " (00 л. 06 мес. 15 дн.) в Уральском государственном медицинском институте, кафедра травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии; в льготном исчислении: с " ... " по " ... " (00 л. 04 мес. 15 дн.) - Центральная городская больница N ... , стационар, травматологическое отделение, врач-травматолог (совместительство) отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении вышеуказанных исковых требований Сентемову А. С. отказать.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 25 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика- без удовлетворения.
.
Председательствующий Колесникова О.Г.
Судьи Федин К.А.
Редозубова Т. Л
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.