Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Смирнова Е.А.
судей Палянчук Т.А., Башинского Д.А.
по докладу судьи краевого суда Палянчук Т.А.
при секретаре Ядришниковой А.Г.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению Сочинского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края " Ф.И.О. "2 на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 20 января 2017 года,
заслушав доклад судьи Палянчук Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сочинский межрайонный природоохранный прокурор Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Сочи об отмене постановления от " ... " " ... " "Об отмене постановления администрации города Сочи от " ... " " ... " "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, принимаемых от абонентов, в централизованную систему канализации города Сочи".
В обоснование доводов указано, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" и Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года N 167, постановлением главы администрации Краснодарского края от " ... " " ... " на территории Краснодарского края утвержден и введен в действие Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, а постановлением главы города Сочи от " ... " " ... " утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, принимаемых от абонентов в централизованную систему канализации города Сочи, в зависимости от технологических особенностей очистных сооружений канализации города Сочи.
С 14 августа 2013 года вступили в силу Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года N 644, в связи с чем в Правила, утвержденные постановлением N 167, внесены изменения, в частности: с этого момента утратили силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72 - 94 Правил, утвержденных постановлением N 167, при этом остальные пункты (в частности пункты 61, 64, 65) силу не утратили и продолжают действовать в настоящее время.
Пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года N 644 предусматривает, что раздел VII Правил, утвержденных данным постановлением, устанавливающий порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, вступает в силу с 01.01.2014 года.
Таким образом, с введением в действие раздела VII Правил, утвержденных постановлением N 644, законодатель разделил плату абонентов за сброс загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения на две составляющие: за негативное воздействие на водные объекты через систему канализации (в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением N 167); за негативное воздействие на сети и сооружения самой системы канализации (в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением N 644).
Введение в действие Правил, утвержденных постановлением N 644, не отменило и не упразднило плату за негативное воздействие на водные объекты, которая должна взиматься с абонентов в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 года N 1310 и Правил, утвержденных постановлением N 167, в действующей части.
Вместе с тем указывает, что отмена постановления администрации города Сочи от " ... " " ... " "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, принимаемых от абонентов, в централизованную систему канализации города Сочи" противоречит указанным выше нормативным правовым актам Российской Федерации и создает реальную угрозу загрязнения водного объекта - Черного моря, поскольку упраздняет меры экономического воздействия на абонентов к приведению сбрасываемых ими сточных вод в соответствие с технологическими особенностями очистных сооружений канализации города Сочи.
Решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 20 января 2017 года в удовлетворении административного иска, отказано.
В апелляционном представлении Сочинский межрайонный природоохранный прокурор Краснодарского края " Ф.И.О. "4 выражает несогласие с принятым решением суда, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления. В обоснование доводов представления указывает, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Заслушав прокурора " Ф.И.О. "3, настаивавшего на удовлетворении апелляционного представления, представителя администрации города Сочи по доверенности " Ф.И.О. "5, возражавшего против удовлетворения апелляционного представления, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что " ... " администрацией города Сочи принято постановление " ... " "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, принимаемых от абонентов, в централизованную систему канализации города Сочи".
Постановлением администрации от " ... " " ... " указанное выше постановление администрации города Сочи от " ... " " ... " "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, принимаемых от абонентов, в централизованную систему канализации города Сочи", отменено.
На данное постановление администрации города Сочи от " ... " " ... " Сочинской природоохранной прокуратурой " ... " принесен протест, по результатам рассмотрения которого администрацией города Сочи в его удовлетворении отказано.
Давая оценку оспариваемому постановлению административного ответчика, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права.
В соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного положения Федерального закона о водоснабжении и водоотведении Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, распространяющие свое действие на всех абонентов централизованных систем водоотведения.
Правилами холодного водоснабжения и водоотведения установлены требования к составу сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, а также порядок и размер компенсации за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
До вступления в силу Федерального закона о водоснабжении и водоотведении N 416-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 требования к составу сточных вод устанавливались постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N167, которым утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 61 обозначенных Правил, нормативы по составу сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
- соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
- обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
- техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Таким образом, из содержания положений пункта 61 Правил следует, что органы местного самоуправления уполномочены устанавливать абоненту те нормативы, которые определяют допустимое воздействие не на окружающую среду, а на системы коммунального водоснабжения и канализации, находящиеся в муниципальной собственности, в целях обеспечения нормального функционирования системы канализации. Эти нормативы учитывают проектные параметры очистки сточных вод на очистных сооружениях, техническую и технологическую возможность очистных сооружений, защиту сетей и сооружений системы коммунальной канализации. Установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду отнесено к исключительным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под нормативами допустимого воздействия на окружающую среду понимаются нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
Более того, постановлением главы администрации Краснодарского края от " ... " " ... " "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Краснодарского края" установлены размеры платы за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, а также предусмотрено, что доход, полученный предприятиями, эксплуатирующими системы канализации при взимании такой платы направляется на финансирование развития и реконструкции систем канализации, а не на цели, связанные с охраной окружающей среды.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что полномочия органов местного самоуправления устанавливать нормативы воздействия на системы коммунального водоснабжения и канализации вытекает из прав и обязанностей собственника на эти объекты - очистные сооружения коммунальной организации.
Как следует из пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 года N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов", к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 года N 393 утверждены Правила установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросызагрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, которые определяют порядок установления нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 года N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов".
Согласно пункту 2 названных Правил, нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы для абонентов устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Как следует из письма Росприроднадзора от " ... " " ... " "О нормировании абонентов", с " ... " территориальные органы Росприроднадзора наделены полномочиями, установленными пунктом 2 Правил и подпунктом 5.3.15 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 400, по установлению НДС и лимитов на сбросы для абонентов.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлено, что действие пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", и постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" с 1 января 2019 года не распространяется на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
Следовательно, установленные органами местного самоуправления во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от " ... " " ... " нормативы водоотведения по составу сточных вод с момента вступления Постановления Правительства Российской Федерации N 644 распространяются исключительно на абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы в соответствии со статьей 27 Закона о водоснабжении и водоотведении, а в отношении прочих абонентов применяются нормативы водоотведения (сброса), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года N 644.
Таким образом, в отношении всех абонентов, кроме абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы в соответствии со статьей 27 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", действуют требования к составу сточных вод, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации N 644.
Однако постановлением администрации города Сочи от " ... " " ... ", которое было отменено, в нарушение требований указанного Постановления Правительства Российской Федерации были установлены необоснованно завышенные требования к абонентам малого и среднего бизнеса.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2015 года N 3 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения" внесены изменения в перечень условий, которые необходимо учитывать органам местного самоуправления при установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
Судом первой инстанции установлено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, принимаемых от абонентов в централизованную систему канализации города Сочи, утвержденные постановлением администрации города Сочи от " ... " " ... ", разрабатывались без учета приведенной нормы.
При таких обстоятельствах и с учетом норм, изложенных в пункте 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку оспариваемое постановление администрации города Сочи от " ... " " ... " "Об отмене постановления администрации города Сочи от " ... " " ... " "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, принимаемых от абонентов, в централизованную систему канализации города Сочи" принято административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка и процедуры принятия указанного постановления в соответствии с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, судебная коллегия считает законными и обоснованными выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционного представления были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному - неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес по делу законное и обоснованное решение.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего спора, не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 20 января 2017 года - оставить без изменения, а апелляционное представление Сочинского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края - оставить без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.