Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 04 мая 2017 г. по делу N 33а-601/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей: ФИО8
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление) ФИО5 на решение Ярославского гарнизонного военного суда от 19 января 2017 г., которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего военной прокуратуры Костромского гарнизона подполковника юстиции ФИО1 об оспаривании действий заместителя начальника Управления, связанных с предоставлением субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (далее - субсидия) без учёта права на дополнительную площадь жилого помещения.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, проходящий военную службу с 1996 года, 19 мая 2014 г. назначен на должность военного прокурора Костромского гарнизона Западного военного округа, а 7 ноября 2016 г. принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением заместителя начальника Управления от 2 декабря 2016 г. N административному истцу и членам его семьи предоставлена субсидия без учёта права на дополнительную площадь.
Полагая, что этим нарушаются его права, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, просил, признав указанные действия Управления незаконными, обязать заместителя начальника Управления внести соответствующие изменения в решение и выплатить субсидию с учётом права на дополнительную площадь.
Суд первой инстанции заявление удовлетворил, обязав заместителя начальника Управления отменить решение от 2 декабря 2016 г. N и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО1 субсидии с учётом права на дополнительную площадь жилого помещения в размере 20 кв.м.
В апелляционной жалобе представитель Управления, не соглашаясь с принятым решением, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование этого, ссылаясь на п. 4 ст. 44, п. 1 ст. 49 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", утверждает, что ФИО1 не относится ни к одной из категорий военнослужащих, указанных п. 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в связи с чем, желая реализовать свое право на обеспечение жильем в соответствии с законодательством о статусе военнослужащих, он не имеет права на дополнительную жилую площадь.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, в том числе в органах военной прокуратуры.
В силу п. 1, 5 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (далее - Закон) для военнослужащих этим законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учётом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Никто не вправе ограничивать военнослужащих и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Согласно абз. 1 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 этого Федерального закона.
Исходя из положений п. 2 ст. 15.1 Закона, военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) учёное звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 кв.м.
При наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации по нескольким основаниям увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них.
В соответствии с абз. 13 п. 1 ст. 15 Закона и п. 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, указанных в абз. 3 и 12 п. 1 ст. 15 Закона, осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В силу п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, для признания военнослужащих, имеющих в соответствии со статьей 15 Закона право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление, к которому прикладываются, в том числе копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуроры имеют право на дополнительную жилую площадь. Обеспечение прокуроров жилыми помещениями осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурору служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений этой статьи признаются прокуроры, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г. N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" с 1 января 2008 г. до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год, в том числе Генеральной прокуратуре Российской Федерации на улучшение жилищных условий прокуроров, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
В силу п. 8 ст. 48 и Закона о прокуратуре офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят военную службу в органах военной прокуратуры в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", обладают правами и социальными гарантиями, установленными Федеральным законом "О статусе военнослужащих", настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 13 этой же правовой нормы, в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г., то есть в период возникновения спорных правоотношений, численность военнослужащих и лиц гражданского персонала органам военной прокуратуры выделяется за счет и пропорционально численности соответственно Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Численность личного состава органов военной прокуратуры включается в штатную численность Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
В соответствии с п. 3.4. ст. 49 Закона о прокуратуре обеспечение военнослужащих органов военной прокуратуры и членов их семей жилыми помещениями осуществляется за счет средств федерального бюджета по нормам и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации для военнослужащих, с учетом особенности, установленной абз. 1 п. 4 ст. 44 этого Федерального закона.
Ведение учета военнослужащих органов военной прокуратуры, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, по договору социального найма или в собственность, право на которые у них возникло с 1 января 2017 г., осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
При этом в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" (далее - Закон о внесении изменений) приведённые положения п. 3.4 ст. 48 Закона о прокуратуре вступили в силу только с 1 января 2017 г.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Закона о прокуратуре на военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное обеспечение, медицинское и другие виды обеспечения военнослужащих с учетом особенностей, установленных этим Федеральным законом.
С учетом этих законодательных положений, а также в силу ст. 36 Закона о внесении изменений до 1 января 2017 г. исполнение обязательств финансово-экономического и социального характера перед военнослужащими органов военной прокуратуры, в том числе по обеспечению их жилыми помещениями возлагалось на федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в данном случае на Министерство обороны Российской Федерации.
В связи с этим довод апелляционной жалобы об отсутствии у ФИО1 права на дополнительную жилую площадь, поскольку он не относится ни к одной категории военнослужащих, указанных в п. 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", является несостоятельным.
В силу п. 15 Временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещений, утвержденных приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12 ноября 2014 г. N 616, прокуроры имеют право на дополнительную площадь жилого помещения в размере 20 квадратных метров общей площади жилого помещения или в виде отдельной комнаты.
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что обеспечение военнослужащих органов военной прокуратуры жилыми помещениями осуществляется с учетом права прокуроров на дополнительную площадь, поскольку по смыслу закона реализация права на дополнительную жилую площадь неразрывно связана с правом на обеспечение жильем.
Принимая во внимание, что в соответствии с жилищным законодательством право на дополнительную площадь не является основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и может быть реализовано исключительно при обеспечении жилыми помещениями, такое право должно быть установлено органом, уполномоченным в вопросах жилищного обеспечения.
Таким органом в Министерстве обороны Российской Федерации в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который реализует свои полномочия через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе и через Управление.
По делу установлено, что ФИО1 проходит военную службу в органах военной прокуратуры за счёт численности Вооруженных Сил Российской Федерации с июня 1996 года по настоящее время и согласно ст. 54 Закона о прокуратуре является прокурором, в силу чего в соответствии со ст. 44 этого же Закона имеет право на дополнительную жилую площадь.
Поскольку в соответствии с положениями ст. 48 и 49 Закона о прокуратуре на военнослужащих военной прокуратуры, а, следовательно, на ФИО1 распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии для военнослужащих с учетом особенностей, установленных этим Федеральным законом, ФИО1, состоящий на жилищном учете в уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации, может реализовать свое право на обеспечение жильем через этот уполномоченный орган.
Более того, иного способа реализации военным прокурором, обладающим статусом военнослужащего, права на дополнительную жилую площадь до 1 января 2017 г., кроме как через жилищные органы соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, законодательством Российской Федерации предусмотрено не было.
В связи с тем, что размер дополнительной жилой площади, предоставляемой в соответствии с законом прокурорам, установлен в вышеуказанном приказе Генерального прокурора Российской Федерации, изданным в развитие положений п. 4 ст. 44 Закона о прокуратуре, установившего право прокуроров на дополнительную жилую площадь, этот нормативный правовой акт подлежит применению при обеспечении жильем данной категории военнослужащих.
Вопросы, связанные с финансированием обеспечения военных прокуроров жилым помещением, в том числе дополнительной жилой площадью, не могут препятствовать реализации ими права, установленного федеральным законом.
В силу абз. 2 п. 16 ст. 15 Закона порядок расчёта жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76 (далее - Правила) норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с п. 3 и 4 этих Правил, увеличивается на 15 кв. метров при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного п. 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". При наличии права на дополнительную площадь жилого помещения по нескольким основаниям учитывается право по одному из них.
Исходя из изложенного, расчёт жилищной субсидии, предоставляемой ФИО1, должен производиться с учётом права на дополнительную площадь жилого помещения.
При таких данных суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение должностного лица Управления в части расчёта и предоставления административному истцу и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) без учёта его права на дополнительную площадь, является незаконным.
Таким образом, решение суда по настоящему делу в этой части является законным и обоснованным.
Вместе с тем, вопреки ошибочному выводу суда, норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с п. 3 и 4 Правил, подлежит увеличению не на 20, а на 15 кв. метров, как это установлено п. 5 Правил, а право на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренное п. 15 вышеприведенного Временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещений в размере 20 кв.м. или в виде отдельной комнаты, могло быть реализовано административным истцом только при получении жилого помещения в натуре.
Следовательно, суд первой инстанции не применил, подлежащий применению п. 5 Правил.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 310 КАС РФ неприменение закона, подлежащего применению, является неправильным применением норм материального права, что в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ служит основанием для отмены или изменения судебного решения.
Поэтому решение суда первой инстанции подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, п. 4 ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ярославского гарнизонного военного суда от 19 января 2017 г. по административному исковому заявлению ФИО1 в связи с неправильным применением норм материального права изменить, заменив в его резолютивной части указания на размер дополнительной площади жилого помещения с 20 кв.м. на 15 кв.м.
В остальной части это же судебное решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.