Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Бутковой Н.А.,
Стаховой Т.М.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-13142/2016 по апелляционной жалобе Кушнерука И. М. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 07 декабря 2016 года, принятое по административному иску Кушнерука И. М. к Главному управлению МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, МРЭО ГИБДД N 1 Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным отказа в совершении регистрационных действий в отношении транспортного средства.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения административного истца Кушнерука И.М., представителя административного истца - Остроумова А.В., представителей административного ответчика Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Бакониной М.В., Шубенко А.С. (по доверенностям), судебная коллегия
установила:
Кушнерук И.М. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным отказ должностного лица МРЭО ГИБДД N 1 Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в совершении регистрационных действий в отношении принадлежащего истцу на праве собственности автомобиля " ... ", государственный регистрационный знак " ... ".
В этом же иске в качестве меры по восстановлению нарушенного права Кушнерук И.М. просил суд возложить на ответчика обязанность произвести регистрационные действия - снятие транспортного средства с учёта в целях его последующего отчуждения по договору купли-продажи.
В обоснование поданного в суд иска Кушнерук И.М. ссылался на то обстоятельства, что в 2014 году в результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль " ... ", государственный регистрационный знак " ... ", получил значительные механические повреждения, устранения которых, в частности, потребовало замены рамы автомобиля на новую, не имеющую идентификационной маркировки.
Для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства и последующего совершения сделки купли-продажи Кушнерук И.М. обратился в МРЭО N 1 ГИБДД Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с соответствующим заявлением, однако сотрудником названного межрайонного отдела ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в совершении регистрационных действий отказано, с указанием на отсутствие идентификационной маркировки, нанесённой заводом-изготовителем на раму автомобиля.
По мнению истца, отказ в регистрации изменений является незаконным и нарушает его права.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 07 декабря 2016 года в удовлетворении требований Кушнерук И.М. отказано.
В апелляционной жалобе Кушнерук И.М. просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.
Представитель МРЭО N 1 ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом - посредством факсимильной связи.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно паспорту транспортного средства, Кушнерук И.М. является собственником автомобиля " ... ", государственный регистрационный знак " ... ", " ... " года выпуска, первоначальный VIN (идентификационный номер) " ... "; свидетельство о регистрации транспортного средства выдано "дата" МРЭО N ... Управления ГИБДД Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (л.д. " ... ").
Из постановления инспектора ДПС ОР ДПС ГИБДД Управления МВД России по Кировскому району Санкт-Петербурга от 28 июня 2014 года следует, что 28 июня 2014 года произошло ДТП с участием принадлежащего истцу автомобиля (л.д. " ... ").
Согласно заказу-наряду N ... от "дата", оформленному обществом с ограниченной ответственностью " ... " в перечне ремонтно-восстановительных работ определена необходимость замены рамы автомобиля (л.д. " ... ").
Рама автомобиля получена ООО " ... " от поставщика ООО " ... " по товарной накладной от "дата"
После проведения ремонтных работ автомобиль передан собственнику Кушнеруку И.М. (л.д. " ... ").
"дата" Кушнерук И.М. обратился в МРЭО N 1 Управления ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства.
Этим же днём Кушнеруку И.М. государственным инспектором безопасности дорожного движения МРЭО N 1 Управления ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области П. отказано в совершении регистрационных действий в отношении автомобиля " ... " по основанию, предусмотренному пунктом 24 Административного регламента МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, - в связи с обнаружением признаков уничтожения идентификационной маркировки, нанесённой на транспортное средство организацией-изготовителем, а также указано на несоответствие транспортного средства пункту 1.1. Приложения N 7, пункта 12.1 Приложения N 8 к техническому регламенту таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) - л.д. " ... ".
Отказывая в удовлетворении заявленного Кушнеруком И.М. иска, суд первой инстанции, с учётом норм Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; Технического регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), вступивший в силу с 01 января 2015 года, регламентирующего процедуру соответствия транспортных средств установленным требованиям безопасности дорожного движения; Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 1001, указал, что в результате замены рамы был утрачен идентификационный номер автомобиля, что не позволяет сделать вывод о соответствии данного транспортного средства требованиям Технического регламента и безопасности дорожного движения. Поскольку регистрация транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещена, а основания, препятствующие регистрации в Госавтоинспекции транспортных средств, прежде всего, направлены на устранение возможности допуска к участию в дорожном движении автомобилей, которые могут быть источником опасности для остальных участников движения и граждан, у административного ответчика имелись основания для отказа в регистрации изменений в отношении принадлежащего Кушнеруку И.М. транспортного средства.
Выводы суда следует признать правильными.
Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605 утверждён Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
В соответствии с пунктом 24 Административного регламента, государственная услуга по регистрации автомототранспортных средств не предоставляется в случае обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесённой на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным; представление транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на её территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представление транспортных средств, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.
Аналогичные нормы установлены пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённых Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 1001.
Государственная регистрация транспортных средств является обязательным условием допуска транспортных средств для участия в дорожном движении.
С 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утверждённый Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 877, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к выпускаемым в обращение и находящимся в эксплуатации на территории ЕАЭС транспортным средствам и их компонентам, оказывающим влияние на безопасность.
Согласно пункту 18 Технического регламента, каждое транспортное средство имеет индивидуальный идентификационный номер. Требования к идентификации выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси) установлены приложением N 7 к Регламенту. Идентификационный номер наносится не менее чем в одном месте на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъёмной.
В процессе проведения регистрационных действий в отношении автомобилей, сотрудником Госавтоинспекции производится визуальный осмотр транспортного средства на предмет соответствия идентификационной маркировки с представленными документами на транспортное средство, а также для проверки её подлинности.
В ходе проведения работ по ремонту принадлежащего Кушнеруку И.М. автомобиля и замены рамы, на которую был нанесён идентификационный номер организацией-изготовителем, транспортное средство утратило индивидуальные характеристики, вследствие чего установить соответствие данного транспортного средства с новой рамой требованиям Технического регламента не представляется возможным.
В соответствии с разделом I Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011, под внесением изменений в конструкцию транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.
Согласно Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, если в их конструкцию внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации (пункт 7.18).
В силу пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
Замена номерной детали автомобиля - рамы, произведённая в результате ремонтно-восстановительных работ, по смыслу приведённых выше норм права является внесением изменений в конструкцию транспортного средства, поскольку непосредственно влияет на безопасность дорожного движения и возможность эксплуатации автомобиля.
Процедура проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию установлена статьей 4 раздела V Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011.
В соответствии с пунктом 75 Регламента проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений и последующей проверки безопасности конструкции и технического осмотра транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.
В ходе предварительной технической экспертизы удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства, сохранится его соответствие требованиям данного технического регламента, действовавшим на момент выпуска транспортного средства в обращение.
В ходе проверки безопасности конструкции транспортного средства удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства его безопасность соответствует требованиям указанного технического регламента.
Согласно пункту 76 Регламента объектами проверки являются транспортные средства, выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию, у которых изменены конструктивные параметры или компоненты, за исключением случаев, указанных в пункте 77.
Пунктом 79 Регламента установлено, что по результатам рассмотрения представленных документов территориальное подразделение органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением N 18 к техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.
При этом номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения в документ, идентифицирующий транспортное средство. В указанный документ вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности (пункт 80 Регламента).
Наличие в указанном документе номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения дальнейшей эксплуатации транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.
Таким образом, в соответствии с Техническим регламентом единственным документом, подтверждающим соответствие транспортного средства, в конструкцию которого внесены изменения, требованиям безопасности дорожного движения является выдаваемое подразделением МВД Российской Федерации свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, которое выдается аккредитованными испытательными лабораториями, подтверждающие, что транспортное средство после внесенных изменений в его конструкцию (в том числе замены рамы) соответствует сертифицированному в установленном порядке транспортному средству той же марки.
Доказательств наличия сертификата, подтверждающего соответствие автомобиля требованиям безопасности дорожного движения и возможность его допуска к участию в дорожном движении, равно как и документов, свидетельствующих, что Кушнерук И.М. обращался в подразделение ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о получении сертификата в соответствии с требованием раздела V Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", административный истец в суд первой и апелляционной инстанций не представил.
Довод апелляционной жалобы о том, что Кушнерук И.М. при обращении в МРЭО N 1 Управления ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области представил документы, подтверждающие законность своих действий по замене рамы автомобиля, несостоятелен, поскольку заказ-наряд на ремонтно-восстановительные работы, товарная накладная на запасные части автомобиля, сертификат соответствия организации, производившей ремонтно-восстановительные работы, не свидетельствуют о соответствии самого автомобиля требованиям безопасности дорожного движения, после произведённого ремонта и замены несущей конструкции (рамы).
Таким образом, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 07 декабря 2016 года по делу N 2а-13142/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кушнерука И. М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.