Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Пилипенко Е.В., Туктамышевой О.В.
при секретаре Цыбульской М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тернейского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Тернейского муниципального района, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа п.Пластун" о возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации Тернейского муниципального района Приморского края на решение Тернейского районного суда Приморского края от 19 января 2017 года, которым административное исковое заявление прокурора Тернейского района удовлетворено: на администрацию Тернейского муниципального района возложена обязанность в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов на оборудование здания муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа п.Пластун" кнопкой тревожной сигнализации; на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа п.Пластун" возложена обязанность оборудовать учреждение кнопкой тревожной сигнализации в соответствии со строительными нормами и правилами в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией Тернейского муниципального района.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия
установила:
прокурор Тернейского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства в сфере профилактики и борьбы с терроризмом на объектах образования Тернейского муниципального района установлено, что в МКОУ "СОШ п.Пластун" отсутствует кнопка тревожной сигнализации, что является нарушением п.6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения", в соответствии с которым для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112". Наличие указанных мер необходимо с целью эффективной борьбы с терроризмом в комплексе с иными средствами. Просит обязать администрацию Тернейского муниципального района в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МКОУ "СОШ п.Пластун" для оборудования в нем кнопки тревожной сигнализации, обязать МКОУ "СОШ п.Пластун" оборудовать учреждение кнопкой тревожной сигнализации в соответствии со строительными нормами и правилами в течение 1 месяца с момента выделения финансовых средств администрацией Тернейского муниципального района.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель администрации Тернейского муниципального района не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что мероприятия, не включенные в расходы на будущий финансовый год, обеспечиваются финансированием только в случае наличия денежных средств. МВД "Дальнегорский", филиал ФГУП "Охрана" МВД России отказываются осуществлять мероприятия по обслуживанию кнопки тревожной сигнализации в школе, т.к. для них это нецелесообразно. В образовательном учреждении круглосуточно находится персонал (в ночное время сторож), способный напрямую позвонить в отделение полиции и сообщить о какой-либо ситуации, требующей вмешательства органов внутренних дел. На территории Тернейского муниципального района отсутствуют охранные предприятия и вневедомственная охрана.
Представитель МКОУ "СОШ п.Пластун" возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что охранные фирмы в г.Дальнегорске и п.Кавалерово отказываются от заключения договора, т.к. расстояние неблизкое и кроме школы у них нет клиентов в п.Пластун. В школе есть кнопка тревожной сигнализации, но она устарела и не подключена.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе администрации Тернейского муниципального района ставится вопрос об отмене решения суда как необоснованного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
По делу установлено, что прокуратурой Тернейского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере профилактики и борьбы с терроризмом на объектах образования Тернейского муниципального района.
В ходе проведения проверки установлено, что в МКДОУ "СОШ п.Пластун" отсутствует кнопка тревожной сигнализации.
Удовлетворяя требования прокурора Тернейского района, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие тревожной кнопки вызова экстренных служб не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Между тем выводы суда не подтверждены материалами дела, не соответствуют законодательству о противодействии терроризму, и не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Положениями п.2 ч.3 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера.
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п.п. 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Пунктом 6.48 СП 118.13330.2012 "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-09-2009", утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10 (СНиП 31-09-2009), установлено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Приказом Рособразования N 2013 от 11 ноября 2009 года "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что действующим федеральным законодательством на администрацию муниципального образования и на образовательные учреждения не возложено прямой обязанности по установке тревожной сигнализации, установка сигнализации является одной из форм обеспечения антитеррористической защищенности образовательных учреждений.
Как следует из материалов дела, территория МКОУ "СОШ п.Пластун" имеет ограждение по периметру, в учреждении установлена система видеонаблюдения, подключено наружное освещение здания, в здании постоянно находится дежурный.
Таким образом, дошкольное учреждение само определило комплекс мер по обеспечению антитеррористической безопасности.
Кроме того, согласно письму МОМВД России "Дальнегорский" МКОУ "СОШ п.Пластун" не относится к объектам, подлежащим обязательной охране; рекомендовано по вопросам охраны объекта и его оборудования техническими средствами охраны с подключением на ПЦО обратиться в ФГКУ УВО УМВД России по Приморскому краю либо иные частные охранные агентства, имеющие соответствующую лицензию на оказание услуг охранной деятельности.
ООО " ... " отказалось от заключения договора на оказание охранных услуг с МКОУ "СОШ п.Пластун" по причине отсутствия договоров с другими контрагентами в п.Пластун.
Обращаясь с настоящим административным иском в суд, прокурор указал, что наличие тревожной кнопки необходимо для осуществления эффективной борьбы с терроризмом в комплексе с иными мерами.
Вместе с тем, в нарушение положений ст. 62 КАС РФ прокурор не представил доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны исковые требования.
Так, прокурором не доказано, что отсутствие тревожной сигнализации и принятый административными ответчиками комплекс мер является недостаточным и не отвечает установленным п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" принципам противодействия терроризму.
Между тем, закон и подзаконные нормативные правовые акты говорят о необходимости разработки единой комплексной программы обеспечения безопасности образовательных учреждений, в то время как прокурор предъявляет к ответчикам требования только по установке тревожной сигнализации, не представляя суду доказательств того, что именно данная конкретная мера необходима и эффективна для обеспечения комплексной безопасности учреждения образования и его воспитанников.
При этом в компетенцию прокурора не входит определение способа и комплекса мер антитеррористической защищенности учреждений и организаций.
С учетом указанных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу о том, что административный иск прокурора не преследует правовой цели защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере антитеррористической защищенности.
При указанных обстоятельствах вывод суда об обязательном оборудовании помещений МКОУ "СОШ п.Пластун" кнопкой тревожной сигнализации является ошибочным, поскольку не основан на фактических обстоятельствах дела и требованиях действующего законодательства.
Установленные судебной коллегией обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях административных ответчиков незаконного бездействия, связанного с непринятием мер по предупреждению террористической опасности, что в силу ч.9 ст.226, п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тернейского районного суда Приморского края от 19 января 2017 года отменить, вынести по делу новое решение.
Прокурору Тернейского района в удовлетворении административного иска к администрации Тернейского муниципального района, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа п.Пластун" о возложении обязанности отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.