Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 28 февраля 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина М.В.,
судей Брянского В.Ю. и Строчкиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Мазикиной А.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Канцур А. Н. о признании незаконным бездействия администрации города Ставрополя по предоставлению в собственность земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя администрации города Ставрополя на основании доверенности Семеновой Р. И. на решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 31 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Фомина М.В., судебная коллегия
установила:
Канцур А.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Ставрополя, выразившегося в непредоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка как ветерану боевых действий, а также возложении обязанности на ответчика устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, площадью 900 кв.м. по (адрес).
Свои требования мотивировал тем, что является ветераном боевых действий и имеет право на льготы, предусмотренные статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах 4 сентября 2009 года обратился в МУ "Архитектурно-строительного заказа города Ставрополя" с заявлением о постановке его на учет. Письмом от 3 ноября 2010 года N 09/02-01/5-6335исх. комитет градостроительства администрации города Ставрополя уведомил его о том, что он поставлен на учет на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. С момента постановки на учет прошло более 4 лет, однако земельный участок до сих пор не предоставлен. В декабре 2014 года он обратился в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 900 кв.м. по (адрес) для индивидуального жилищного строительства. Письмом от 22 декабря 2014 года N 5670-06/7-21/4 ему фактически отказали в предоставлении данного земельного участка, указав, что он будет приглашен на заседание комиссии, где будет рассмотрен вопрос о возможности распределения испрашиваемого им земельного участка. При этом сроки в письме не указаны. Земельный участок, испрашиваемый им для предоставления, является свободным от прав третьих лиц и находится в зоне, предназначенной для строительства индивидуальных жилых домов. Считает, что администрация города Ставрополя незаконно бездействует и не выполняет требования действующего законодательства в части обеспечения участников боевых действий земельными участками.
Определением Промышленного районного суда города Ставрополя от 31 августа 2015 года производство по делу в части требований о возложении на администрацию города Ставрополя обязанности подготовить и издать решение о предоставлении Канцур А.Н. бесплатно в собственность земельного участка, площадью 900 кв.м. по (адрес) прекращено на основании абзаца 4 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в связи с принятием отказа Канцур А.Н. от заявленных требований.
Решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 31 августа 2015 года заявление Канцур А.Н. о признании незаконным бездействия администрации города Ставрополя удовлетворено.
Признано незаконным бездействие администрации города Ставрополя, выраженное в непредставлении Канцур А.Н. бесплатно в собственность земельного участка для жилищного строительства в границах муниципального образования города Ставрополя.
Определением Промышленного районного суда города Ставрополя от 26 сентября 2016 года, вступившим в законную силу 29 ноября 2016 года, представителю администрации города Ставрополя Семеновой Р.И. был восстановлен срок для подачи апелляционной жалобы на решение суда.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Ставрополя Семенова Р.И. просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности внеочередного предоставления земельных участков лицам, имеющим право на его получение в установленном порядке. Администрация города Ставрополя в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства приняла заявление Канцур А.Н., поставила его на учет и не отказывает в предоставлении бесплатно земельного участка. В ответе на обращение администрация разъяснила заявителю порядок предоставления земельных участков. В том числе, в ответе было указано, что при формировании земельного массива, предназначенного для выделения земельных участков бесплатно для данной категории граждан, Канцур А.Н. в порядке очередности будет приглашен на заседание комиссии, рассматривающей вопрос о распределении земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Заявитель ошибочно полагает, что соблюдение администрацией города Ставрополя действующего законодательства, регламентирующего порядок предоставления бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, и не предоставление ему вне очереди земельного участка является бездействием органа местного самоуправления
Письменных возражений на апелляционную жалобу не проступило.
В заседании судебной коллегии представитель администрации города Ставрополя Семенова Р.И. поддержала апелляционную жалобу, по изложенным в ней основаниям просила решение суда отменить.
Представитель Канцура А.Н. - Головченко В.Е. просил решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд по вызову не явились.
На основании статей 167, 327 ГПК РФ, абзаца 2 пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" судебная коллегия признала возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), пункта 14 статьи 52 Устава города Ставрополя, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 25 апреля 2008года N 81, предоставление земельных участков для строительства на территории города Ставрополя является исключительной компетенцией органов местного самоуправления. Законом установлен порядок предоставления земельных участков для строительства, согласно которому предоставление производится по заявлению заинтересованного лица, на основании решения органа местного самоуправления, при условии предоставления необходимого пакета документов и предварительного проведения работ по оформлению земельного участка.
Канцур А.Н. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением (л.д. 11) и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Судом установлено, что 23 апреля 2010 года по итогам заседания комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков, принято решение о постановке Канцур А.Н. на учет (л.д. 13).
В силу статьи 18 Закона Ставропольского края от 1 августа 2003 года N 28-кз "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае", действовавшей на период обращения Канцур А.Н. с заявлением о предоставлении земельного участка (4 декабря 2009 года), земли на территории Ставропольского края предоставляются бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам на основании федеральных законов, а также в установленных настоящим Законом случаях предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства - военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях.
Законом Ставропольского края от 12 апреля 2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края" внесены изменения в вышеуказанный закон.
Статьей 12 указанного выше Закона предусмотрено, что земельные участники, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются ветеранам боевых действий, признанным таковыми в соответствии с законом, проживающим в населенных пунктах более 3-х лет, а также при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, статья 18 Закона Ставропольского края от 1 августа 2003года N 28-кз утратила силу, и в сфере регулирования спорных правоотношений вступил в действие новый нормативный акт.
Согласно пункту 2 статьи 28 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 29 ЗК РФ в той же редакции, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Статьей 30 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, определен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случаях, когда земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для жилищного строительства, положения статьи 30 ЗК РФ применяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 30.1 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 30.1 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Кодекса в той же редакции предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина.
До вступления в действие Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1995года N 5-ФЗ "О ветеранах", подпункт 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" предусматривал такую меру социальной защиты ветеранов боевых действий как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ из числа мер социальной поддержки ветеранов боевых действий (статья 16 Федерального закона "О ветеранах") такая мера социальной поддержки как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства исключена.
Федеральный закон "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 22августа 2004 года N 122-ФЗ не содержит меры социальной поддержки ветеранов боевых действий в виде бесплатного предоставления земельных участков для жилищного строительства.
ЗК РФ не предусматривает бесплатного предоставления земельных участков ветеранам боевых действий.
В соответствии с ЗК РФ, пунктом 26 статьи 42 Устава города Ставрополя предоставление земельных участков для строительства на территории города Ставрополя относится к компетенции органа местного самоуправления.
На основании статьи 71 Устава органы местного самоуправления города Ставрополя самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с законодательством.
Администрация города Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
Земельные участки, находящиеся в собственности города Ставрополя являются муниципальным имуществом города.
В соответствии с Положением о комитете градостроительства администрации города Ставрополя (утвержден постановлением главы города Ставрополя от 10 марта 2005 года N 787 "О создании комитета градостроительства администрации города Ставрополя") одной из функций комитета является подготовка проектов постановлений главы города Ставрополя о предоставлении земельных участков для строительства, реконструкции объектов капитального строительства и иных объектов.
23 апреля 2010 году Канцур А.Н. поставлен на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края.
Действовавшее на тот период земельное законодательство Российской Федерации и Ставропольского края предусматривало, что учету подлежали все граждане, имеющие право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобною хозяйства, садоводства и огородничества и подавшие соответствующее заявление на имя главы города Ставрополя.
Предоставление бесплатно в собственность земельных участков осуществлялось в соответствии с генеральным планом города Ставрополя при наличии свободных земельных участков, за исключением тех, по которым ранее принято решение о реализации их с торгов (конкурсов, аукционов), в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления - даты постановки на учет.
Заявление о предоставлении бесплатно в собственность земельных участков подавалось военнослужащими, уволенными с военной службы и принимавшими участие в боевых действиях на имя главы города Ставрополя в уполномоченный орган (организацию), с приложением копии документа, удостоверяющего личность заявителя, копия военного билета с отметкой об участии в боевых действиях, либо справки, подтверждающей его участие в боевых действиях, из военного комиссариата города Ставрополя.
Из материалов дела следует, что органом местного самоуправления по заявлению Канцур А.Н. предприняты предусмотренные действующим на тот период законом действия по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, о чем ему сообщено письмом 3 ноября 2010 года (л.д. 13).
Данным письмом Канцур А.Н. разъяснен предусмотренный законом порядок предоставления испрашиваемого земельного участка, а именно, при наличии свободных земельных участков в порядке очередности, исходя из времени принятия заявления таких граждан.
Действующее земельное законодательство также предусматривает предоставление земельных участков указанной категории граждан только в порядке очередности постановки на учет. В частности, статьей 15 Закона Ставропольского края от 9 апреля 2015 года N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных правоотношений" установлен порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Внеочередное предоставление гражданам земельных участков законом не предусмотрено.
Предоставление Канцур А.Н. земельного участка во внеочередном порядке повлечет нарушение прав и законных интересов иных граждан, которые поставлены на учет ранее.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявленные Канцур А.Н. требования подлежат оставлению без удовлетворения, а оспариваемое решение - отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 330 ГПК РФ (нарушение, неправильное применение норм материального права или норм процессуального права).
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 31 августа 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Канцур А. Н. о признании незаконным бездействия администрации города Ставрополя в непредставлении в собственность земельного участка отказать.
Апелляционную жалобу - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.