Ставропольский краевой суд в составе
председательствующего Фомина М.В.,
при секретаре Габриеляне М.Г.,
с участием представителя административного истца прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Беланова В.В.,
представителей административного ответчика Правительства Ставропольского края Толстовой С.И., Берест Е.Л., Фарафоновой Ю.С.,
представителей заинтересованных лиц министерства здравоохранения Ставропольского края Телегиной О.С., Карнауховой Е.В., Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края Васильева М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ставропольского края об оспаривании отдельных положений разделов VI и VII Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 27 декабря 2016 года N 551-п,
установил:
заместитель прокурора Ставропольского края обратился в суд с административным иском об оспаривании отдельных положений раздела VI "Нормативы объема медицинской помощи" и раздела VII "Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования" Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 27 декабря 2016 года N 551-п (далее - Территориальная программа).
С учетом изменений, внесенных в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), административный истец просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения раздела VI Территориальной программы, в части установления нормативов объема медицинской помощи:
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на 2017 год - за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,306 посещения на 1 жителя, на 2018 год - за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,307 посещения на 1 жителя, на 2019 год - за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,307 посещения на 1 жителя (абзац 4);
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС на 2017 год - 0,356 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2018 год - 0,467 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2019 год - 0,467 посещения на 1 застрахованное лицо (абзац 6);
для медицинской помощи в условиях дневных стационаров за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края на 2017 - 2019 годы - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 7);
для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода) за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края на 2017 - 2019 годы - 0,016 койко-дня на 1 жителя (абзац 9).
Объемов высокотехнологичной медицинской помощи в целом по Территориальной программе (в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, не включенная в базовую программу ОМС, оказываемая медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти) на 2017 - 2019 годы в расчете на 1 жителя составляющих 0,0027 случая госпитализации (абзац 10).
Дифференцированные нормативы объема медицинской помощи с учетом этапов оказания медицинской помощи на 2017 год составляющих:
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на первом этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,130 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,176 посещения на 1 жителя (абзац 13);
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС на первом этапе оказания медицинской помощи - 0,272 посещения на 1 застрахованное лицо; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,053 посещения на 1 застрахованное лицо; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,031 посещения в 1 застрахованное лицо (абзац 15);
для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на втором этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 16).
Дифференцированные нормативы объема медицинской помощи с учетом этапов оказания медицинской помощи на 2018 год составляющих:
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на первом этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,131 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,176 посещения на 1 жителя (абзац 19);
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС на первом этапе оказания медицинской помощи - 0,356 посещения на 1 застрахованное лицо; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,074 посещения на 1 застрахованное лицо; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,037 посещения на 1 застрахованное лицо (абзац 21);
для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на втором этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 22).
Дифференцированные нормативы объема медицинской помощи с учетом этапов оказания медицинской помощи на 2019 год составляющих:
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на первом этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,132 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,175 посещения на 1 жителя (абзац 25);
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС на первом этапе оказания медицинской помощи - 0,356 посещения на 1 застрахованное лицо; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,074 посещения на 1 застрахованное лицо; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,037 посещения на 1 застрахованное лицо (абзац 27);
для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на втором этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 28);
положения раздела VII Территориальной программы, в части установления подушевых нормативов финансирования, предусмотренных Территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляющих: за счет средств бюджета Ставропольского края (с учетом сумм межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Ставропольского края в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС) в расчете на 1 жителя в 2017 году - 1632,74 рубля, в 2018 году - 1516,75 рубля, в 2019 году - 1517,72 рубля (абзац 22).
В обоснование требований истец указал на то, что Территориальной программой установлены заниженные по сравнению с базовой программой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 года N 1403 (далее - Федеральная программа), нормативы объема медицинской помощи, подушевые нормативы ее финансирования, что существенно снижает уровень установленных федеральным законодательством правовых гарантий на получение гражданами бесплатной медицинской помощи.
Представители административного ответчика Правительства Ставропольского края Толстова С.И., Берест Е.Л., Фарафонова Ю.С., заинтересованных лиц министерства здравоохранения Ставропольского края Телегина О.С., Карнаухова Е.В., а также Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края Васильев М.Ю., в письменных отзывах против удовлетворения исковых требований прокурора возражали. В подтверждение обоснованности утвержденных Территориальной программой нормативов ссылались на положения Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которым Федеральной программой устанавливаются средние, не обязательные к применению нормативы. При утверждении Территориальной программы Правительством Ставропольского края в пределах предоставленных полномочий в области здравоохранения учитывался более низкий по сравнению со среднероссийским уровень заболеваемости и смертности населения края от социально значимых заболеваний, обобщенная информация медицинских учреждений о реальной потребности населения в медицинской помощи. В этой связи, по их мнению, оспариваемые нормативы обосновано ниже средних и не нарушают прав граждан, а их искусственное завышение приведет к разбалансированности краевого бюджета, неэффективному использованию его средств. Нормативы на 2018 - 2019 годы являются плановыми, в настоящее время не применяются и, следовательно, не могут нарушать конституционных прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи.
В судебном заседании представитель административного истца прокурор Беланов В.В. на заявленных требованиях настаивал.
Представители административного ответчика Правительства Ставропольского края Толстова С.И., Берест Е.Л., Фарафонова Ю.С., заинтересованных лиц министерства здравоохранения Ставропольского края Телегина О.С., Карнаухова Е.В., а также Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края Васильев М.Ю., просили отказать административному истцу в удовлетворении требований по доводам, изложенным в письменных отзывах.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные ими письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из пункта "ж" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, регулируется федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Последние, в свою очередь, не могут противоречить федеральным законам.
На основании Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется здоровье людей (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с последующими изменениями) (далее - Закон об охране здоровья граждан, пункт 3 статьи 1).
В соответствии со статьей 4 Закона об охране здоровья граждан основными принципами охраны здоровья являются, в частности, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий (пункт 1).
Согласно статьей 10 Закона об охране здоровья граждан доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (пункт 5).
В силу частей 1 и 2 статьи 19 Закона об охране здоровья граждан каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 16 Закона об охране здоровья граждан).
В силу частей 1 и 3 статьи 81 Закона об охране здоровья граждан органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.
Из содержания статей 80 и 81 данного Закона вытекает, что базовой программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи законодателем признается программа, утвержденная Правительством Российской Федерации и устанавливающая, в том числе, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, а также требования к разработке, утверждению и реализации соответствующих территориальных программ.
Одним из таких принципиальных требований является то, что территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральной программой (часть 1 статьи 81).
Аналогичные требования предъявляются к территориальной программе обязательного медицинского страхования как составной части территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, также формируемой в соответствии с требованиями, установленными базовой программой (статьи 8 и 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 года N 1403 была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26 декабря 2016 года) (далее - Федеральная программа).
Разделами VI и VII указанной Федеральной программы установлены, соответственно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и средние подушевые нормативы финансирования.
Как следует из содержания раздела VI Федеральной программы, средние нормативы объема медицинской помощи, устанавливаемые по видам, условиям и формам ее оказания в целом по Программе и определяемые в единицах объема в расчете на 1 жителя (на 1 застрахованное лицо по базовой программе обязательного медицинского страхования) в год, используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой (абзац первый).
В абзацах 12 - 14 этого же раздела определено, что субъектами Российской Федерации на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя и нормативы объема медицинской помощи на 1 застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов.
В части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет соответствующих бюджетов, с учетом более низкого, по сравнению со среднероссийским, уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний на основе реальной потребности населения, установленные в территориальных программах дифференцированные нормативы объема медицинской помощи могут быть обосновано ниже средних нормативов, предусмотренных настоящим разделом Программы.
Во исполнение пункта 2 Федеральной программы Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 23 декабря 2016 года были даны разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (далее - письмо N 11-7/10/2-8304 от 23 декабря 2016 года), согласно которым с учетом приведенных выше особенностей применительно к Ставропольскому краю к средним нормативам объема медицинской помощи, установленным Федеральной программой, может применяться понижающий коэффициент в размере 0,7.
Разделом VII Федеральной программы установлены средние подушевые нормативы финансирования (без учета расходов федерального бюджета), в том числе, за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя) в 2017 году - 3 488,6 рублей, в 2018 году - 3 628,1 рублей, в 2019 году - 3 773,2 рубля.
Согласно абзацу 20 данного раздела указанные нормативы устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из средних нормативов, предусмотренных разделом VI, а также положений раздела VII настоящей Программы, с учетом соответствующих коэффициентов дифференциации, рассчитанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования".
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" иных положений не содержат.
Таким образом, федеральным законодательством не исключается возможность установления нормативов объема медицинской помощи отличных от средних нормативов, установленных Федеральной программой, но исключительно в том случае, если названные нормативы утверждены с учетом перечисленных выше объективных обстоятельств и обоснованы.
В свою очередь, в силу прямого указания абзаца 20 раздела VII Федеральной программы подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, исходя из средних нормативов, предусмотренных Федеральной программой, что не допускает их занижения.
Дифференциация, предусмотренная в контексте Федеральной программы применительно к оспариваемым положениям раздела VII Территориальной программы, предполагает не корректировку в сторону уменьшения базовых нормативов, а их перераспределение с учетом уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, особенностей половозрастного состава населения, климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности медицинских организаций, что само по себе не может и не должно приводить к занижению федеральных нормативов.
Помимо прочего, дифференциация средних подушевых нормативов финансирования, предусмотренная Федеральной программой, не является произвольной.
Данное толкование соответствует смыслу федерального законодательства, устанавливающего в области здравоохранения объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения гарантий равенства прав гражданам на получение бесплатной медицинской помощи, отвечающей общепризнанным стандартам вне зависимости от субъекта Российской Федерации.
Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительством Ставропольского края 27 декабря 2016 года принято постановление N 551-п, которым утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Данное постановление опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края (www.pravo.stavregion.ru) 30 декабря 2016 года, в соответствии с пунктом 3 вступило в силу через десяти дней после дня опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
Нарушения порядка принятия нормативного акта судом не установлено.
В силу статей 8, 39 Устава Ставропольского края, статьи 1 Закона Ставропольского края от 6 ноября 1997 года N 32-кз "О Правительстве Ставропольского края" Правительство является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ставропольского края.
Согласно статьи 40 Устава Ставропольского края, статьи 16 Закона Ставропольского края от 6 ноября 1997 года N 32-кз Правительство Ставропольского края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития края, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.
По вопросам деятельности Правительства издаются постановления и распоряжения, порядок принятия, опубликования и вступления в силу которых определяется регламентом Правительства Ставропольского края. Постановления и распоряжения Правительства Ставропольского края подписываются Губернатором Ставропольского края или лицом, исполняющим его обязанности. Акты Правительства Ставропольского края, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению на всей территории Ставропольского края. Указанные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу и законам Ставропольского края (статьи 41 Устава Ставропольского края).
Регламент Правительства Ставропольского края утвержден постановлением от 20 ноября 2013 года N 419-п (с последующими изменениями, дополнениями).
В соответствии с Порядком опубликования и вступления в силу актов Правительства Ставропольского края и актов исполнительных органов государственной власти Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 5 мая 1998 года N 311, акты Правительства подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их подписания. Официальным опубликованием правовых актов Правительства края считается первая публикация их полных текстов в газете "Ставропольская правда" с пометкой "Официальное опубликование", и (или) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), и (или) "Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края" (www.pravo.stavregion.ru). Акты Правительства, в том числе по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Ставропольского края по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования.
Судом установлено, что постановление Правительства Ставропольского края от 27 декабря 2016 года N 551-п принято в пределах компетенции Правительства Ставропольского края, без нарушения конституционных положений о разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов, в соответствующей области правого регулирования, подписано надлежащим должностным лицом с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов устанавливает, помимо прочего, нормативы объема медицинской помощи (раздел VI), нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования (раздел VII).
Проверяя содержание оспариваемой Территориальной программы неопределенности, неоднозначности толкования судом не выявлено.
Вместе с тем, сопоставив оспариваемые положения программы с нормами Федеральной программы, судом установлено, что нормативы объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования в Территориальной программе в цифровом выражении ниже базовых показателей Федеральной программы.
Данные обстоятельства не оспаривались административным ответчиком в ходе судебного разбирательства.
Так, абзацем 4 раздела VI Территориальной программы установлены нормативы объема медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на 2017 год - за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,306 посещения на 1 жителя, на 2018 год - за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,307 посещения на 1 жителя, на 2019 год - за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,307 посещения на 1 жителя (федеральный норматив с учетом коэффициента, предусмотренного приложением N 6 письма Минздрава России N 11-7/10/2-8304 от 23 декабря 2016 года: 0,49 - 0,7);
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС на 2017 год - 0,356 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2018 год - 0,467 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2019 год - 0,467 посещения на 1 застрахованное лицо (абзац 6) (федеральный норматив: 0,56);
для медицинской помощи в условиях дневных стационаров за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края на 2017 - 2019 годы - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 7) (федеральный норматив с учетом коэффициента, предусмотренного приложением N 6 письма Минздрава России N 11-7/10/2-8304 от 23 декабря 2016 года: 0,0028 - 0,004);
для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода) за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края на 2017 - 2019 годы - 0,016 койко-дня на 1 жителя (абзац 9) (федеральный норматив с учетом коэффициента, предусмотренного приложением N 6 письма Минздрава России N 11-7/10/2-8304 от 23 декабря 2016 года: 0,0644 - 0,092).
Объемов высокотехнологичной медицинской помощи в целом по Территориальной программе (в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, не включенная в базовую программу ОМС, оказываемая медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти) на 2017 - 2019 годы в расчете на 1 жителя составляющих 0,0027 случая госпитализации (абзац 10) (федеральный норматив: 0,006).
Соответственно заниженными являются производные от указанных выше величин дифференцированные нормативы объема медицинской помощи с учетом этапов оказания медицинской помощи на 2017 год:
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на первом этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,130 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,176 посещения на 1 жителя (абзац 13);
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС на первом этапе оказания медицинской помощи - 0,272 посещения на 1 застрахованное лицо; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,053 посещения на 1 застрахованное лицо; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,031 посещения в 1 застрахованное лицо (абзац 15);
для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на втором этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 16).
Дифференцированные нормативы объема медицинской помощи с учетом этапов оказания медицинской помощи на 2018 год составляющих:
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на первом этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,131 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,176 посещения на 1 жителя (абзац 19);
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС на первом этапе оказания медицинской помощи - 0,356 посещения на 1 застрахованное лицо; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,074 посещения на 1 застрахованное лицо; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,037 посещения на 1 застрахованное лицо (абзац 21);
для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на втором этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 22).
Дифференцированные нормативы объема медицинской помощи с учетом этапов оказания медицинской помощи на 2019 год составляющих:
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на первом этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,132 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,175 посещения на 1 жителя (абзац 25);
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС на первом этапе оказания медицинской помощи - 0,356 посещения на 1 застрахованное лицо; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,074 посещения на 1 застрахованное лицо; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,037 посещения на 1 застрахованное лицо (абзац 27);
для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на втором этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 28);
а также подушевые нормативы финансирования, предусмотренные разделом VII Территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляющих: за счет средств бюджета Ставропольского края (с учетом сумм межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Ставропольского края в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС) в расчете на 1 жителя в 2017 году - 1 632,74 рубля, в 2018 году - 1 516,75 рублей, в 2019 году - 1 517,72 рублей (абзац 22).
Сравнение оспариваемых положений Территориальной программы показывает, что нормативы объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования установлены в заниженных размерах в сравнении с нормативами объема медицинской помощи, установленными разделами VI и VII Федеральной программы, что противоречит приведенным выше требованиям федерального законодательства.
Доказательств обратному административным ответчиком в соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ суду не представлено.
Ссылки представителей административного ответчика, заинтересованных лиц на недостаточность финансирования, правого значения иметь не могут, поскольку реализация прав граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не должна зависеть от наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации.
Исходя из анализа приведенных выше норм права, следует, что предусмотренные Федеральной программой нормативы являются государственной гарантией равенства прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, в связи с чем, установление в Территориальной программе заниженных нормативов влечет снижение государственных правовых гарантий.
Это является недопустимым, поскольку федеральное законодательство в области охраны здоровья не предоставляет таких полномочий органам государственной власти субъектов Федерации.
Таким образом, оспариваемые положения Территориальной программы нарушают права граждан, поскольку снижают уровень государственных гарантий бесплатной медицинской помощи по сравнению с Федеральной программой.
Не могут быть приняты ссылки ответчика на недоказанность нарушения прав граждан в связи с отсутствие жалоб. Административный иск прокурором заявлен в интересах неопределенного круга лиц, участников публичных правоотношений, а сам по себе факт отсутствия обращений граждан в связи с отказом в оказании медицинской помощи или ее недостаточности не свидетельствует о соблюдении объема гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации, установленных федеральным законодательством.
Несостоятельны также доводы о плановом и условном характере нормативов на 2018 - 2019 годы, поскольку они противоречат предусмотренному оспариваемым нормативным правовым актом порядку его применения, основаны на неверном толковании положений части 1 статьи 208 КАС РФ.
Рассматривая согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ вопрос о дате, с которой оспариваемые положения нормативного правового акта признаются недействующими, суд исходит из того, что данная правовая норма применялась, порождая правовые последствия.
Указанное обстоятельство согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлениях от 16 июня 1998 года N 19-П, от 11 апреля 2000 года N 6-П, от 27 января 2004 года N 1-П, является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
При таком положении, суд считает необходимым признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения абзацев 4, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 25, 27, 28 раздела VI и абзаца 22 раздела VII Территориальной программы.
С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, статьи 23 Закона Ставропольского края от 6 ноября 1997 года N 32-кз решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете "Ставропольская правда" или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), или "Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края" (www.pravo.stavregion.ru) в течение одного месяца после вступления в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административный иск заместителя прокурора Ставропольского края о признании недействующими отдельных положений разделов VI и VII Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 27 декабря 2016 года N 551-п, удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения раздела VI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 27 декабря 2016 года N 551-п, в части установления нормативов объема медицинской помощи оказываемой:
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на 2017 год - за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,306 посещения на 1 жителя, на 2018 год - за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,307 посещения на 1 жителя, на 2019 год - за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,307 посещения на 1 жителя (абзац 4);
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС на 2017 год - 0,356 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2018 год - 0,467 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2019 год - 0,467 посещения на 1 застрахованное лицо (абзац 6);
для медицинской помощи в условиях дневных стационаров за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края на 2017 - 2019 годы - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 7);
для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода) за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края на 2017 - 2019 годы - 0,016 койко-дня на 1 жителя (абзац 9).
Объемов высокотехнологичной медицинской помощи в целом по Территориальной программе (в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, не включенная в базовую программу ОМС, оказываемая медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти) на 2017 - 2019 годы в расчете на 1 жителя составляющих 0,0027 случая госпитализации (абзац 10).
Дифференцированные нормативы объема медицинской помощи с учетом этапов оказания медицинской помощи на 2017 год составляющих:
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на первом этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,130 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,176 посещения на 1 жителя (абзац 13);
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС на первом этапе оказания медицинской помощи - 0,272 посещения на 1 застрахованное лицо; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,053 посещения на 1 застрахованное лицо; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,031 посещения в 1 застрахованное лицо (абзац 15);
для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на втором этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 16).
Дифференцированные нормативы объема медицинской помощи с учетом этапов оказания медицинской помощи на 2018 год составляющих:
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на первом этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,131 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,176 посещения на 1 жителя (абзац 19);
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС на первом этапе оказания медицинской помощи - 0,356 посещения на 1 застрахованное лицо; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,074 посещения на 1 застрахованное лицо; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,037 посещения на 1 застрахованное лицо (абзац 21);
для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на втором этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 22).
Дифференцированные нормативы объема медицинской помощи с учетом этапов оказания медицинской помощи на 2019 год составляющих:
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), на первом этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,132 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,175 посещения на 1 жителя (абзац 25);
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС на первом этапе оказания медицинской помощи - 0,356 посещения на 1 застрахованное лицо; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,074 посещения на 1 застрахованное лицо; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,037 посещения на 1 застрахованное лицо (абзац 27);
для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на втором этапе оказания медицинской помощи: за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края - 0,002 случая лечения на 1 жителя (абзац 28).
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения раздела VII Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 27 декабря 2016 года N 551-п, в части установления подушевых нормативов финансирования, предусмотренных Территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляющих: за счет средств бюджета Ставропольского края (с учетом сумм межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Ставропольского края в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС) в расчете на 1 жителя в 2017 году - 1 632,74 рубля, в 2018 году - 1 516,75 рублей, в 2019 году - 1517,72 рублей (абзац 22).
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете "Ставропольская правда" или на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), или Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края (www.pravo.stavregion.ru) в течение одного месяца после вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы, представления через суд, принявший решение.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 апреля 2017 года.
Судья М.В. Фомин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.