Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
судьи-председательствующего Минаева Е.В.,
судей: Киселева Г.В., Осиповой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Вяхиревой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика - Администрации муниципального образования Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, поданной представителем по доверенности Абляевой А.М. на решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 10 ноября 2016 года
по исковому заявлению заместителя прокурора Предгорного района Ставропольского края Тосунова Н.Л. в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации муниципального образования Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края о возложении обязанности оформить автомобильную дорогу в собственность, произвести ремонт автодороги и сооружения ливневой канализации,
заслушав судью-докладчика Киселева Г.В.,
установила:
26 сентября 2016 года процессуальный истец - заместитель прокурора Предгорного района Ставропольского края Тосунов Н.Л. обратился в Предгорный районный суд Ставропольского края с данным иском, указав, что в июне 2016 года прокуратурой проведена проверка соблюдения Администрацией муниципального образования Ессентукский сельсовет законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, о безопасности дорожного движения. Проведённой проверкой установлено, что внутрипоселковая автомобильная дорога, проходящая по ул. Пикетной ст. Ессентукской Предгорного района является бесхозной. Администрацией муниципального образования Ессентукского сельсовета Предгорного района данная автомобильная дорога (или земельный участок, занятый под дорогой) на учёт в Ессентукском межрайонном отделе управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю не поставлена, свидетельство о праве собственности на указанную внутрипоселковую автомобильную дорогу до настоящего времени Администрацией Ессентукского сельсовета не получено. По указанной внутрипоселковой автомобильной дороге проезжает легковой и грузовой автотранспорт, указанная автодорога эксплуатируется жителями ст. Ессентукской и другими участниками дорожного движения. 25 октября 2012 года советом депутатов муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района принято решение N58 "Опринятии в собственность муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края автомобильных дорог, расположенных на территории муниципального образования Ессентукский сельсовет".
Решением утверждён Перечень внутрипоселковых автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории муниципального образования Ессентукский сельсовет, полежавших принятию в собственность муниципального образования Ессентукский сельсовет и на баланс администрации муниципального образования Ессентукского сельсовета. С 25 декабря 2012 года конкретных действий, направленных на оформление права собственности и принятие на баланс внутрипоселковой автодороги по ул. Пикетной ст. Ессентукской Предгорного района принято не было. Администрацией Ессентукского сельсовета не осуществлены первичные действия по обеспечению безопасности дорожного движения участников дорожного движения: не подано заявление о постановке указанной дороги на учёт, что свидетельствует о самоустранении от предусмотренной законодательством работы и непринятии действенных мер по постановке на учёт бесхозяйной автодороги, что существенно нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц. Непринятие администрацией мер по постановке на учет указанной бесхозяйной автодороги может вызвать наступление тяжелых последствий - разрушение указанной внутрипоселковой автомобильной дороги, и как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, способной повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и значительные материальные потери. Бесхозяйность указанной внутрипоселковой автомобильной дороги и отсутствие со стороны Администрацией муниципального образования Ессентукского сельсовета мер по принятию её на баланс и поддержанию в надлежащем состоянии приводит к социально-негативным последствиям, которые нарушают законные права и интересы как жителей ст. Ессентукской и иных лиц. 19 мая 2016 года прокуратурой района совместно с ОГИБДД ОМВД России по Предгорному району проведена совместная проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе совместной проверки проведено обследование дорожного полотна проезжей части автодороги по ул. Пикетной ст.
Ессентукской Предгорного района, по результатам которого выявлены следующие нарушения. В нарушение требований п.3.1.1. ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" проезжая часть автодороги содержит большое количество просадок и выбоин, что значительно затрудняет дорожное движение. В связи с выявленными нарушениями законодательства о безопасности дорожного движения 19 мая 2016 года прокуратурой района в отношении специалиста администрации муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Александровича А.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела указанное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Меры, направленные на приведение дорожного полотна в надлежащее состояние, не приняты. Советом депутатов муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края принято решение от 22 декабря 2015 года N344 "О бюджете муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края", согласно которому, установлен объём дорожного фонда муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района на 2016 год в размере 11922535 рублей. Таким образом, бюджетом муниципального образования Ессентукский сельсовет предусмотрено финансирование данного вида работ. Проведенной проверкой установлено, что на ул.Пикетной ст. Ессентукской Предгорного района сооружения ливневых канализаций отсутствуют, что приводит к систематическим подтоплениям придворовых территорий, расположенных вдоль указанной автодороги. С 2015 года жителями ул. Пикетной ст.
Ессентукской направляются письменные обращения в адрес Главы администрации муниципального образования Ессентукского сельсовета. 09 апреля 2015 года по результатам рассмотрения обращения Леонова В.В., проживающего в доме N1 по ул. Пикетной ст. Ессентукской, Главой администрации муниципального образования Ессентукского сельсовета направлен ответ, согласно которому администрацией принимаются все необходимые меры, направленные на решение названной проблемы. Для строительства ливневой канализации на данной улице необходимо выполнение топографической съемки для проектирования данного объекта. Работы по топографической съемке будут выполнены до 01 мая 2015 года. Согласно ответу Главы администрации муниципального образования Ессентукского сельсовета от 08 июня 2015 года на обращение Леонова В.В., работы по топографической съемке планируется выполнить до 01 июля 2015 года. В ответе Главы администрации муниципального образования Ессентукского сельсовета от 29 июня 2016 на обращение Леонова В.В., работы по топографической съемке, в случае наличия необходимых финансовых средств, планируется выполнить в июне 2016 года. До настоящего времени Администрацией муниципального образования Ессентукского сельсовета мер, направленных на сооружение ливневой канализации на ул. Пикетной ст. Ессентукской Предгорного района не принято. Согласно информации от 29 июня 2016 года N1192, представленной Главой администрации муниципального образования Ессентукского сельсовета, проведение топографической съемки поручено специализированной организации. В данной информации отсутствует указание на наименование специализированной организации и сроки проведения порученных работ. С учётом сложившейся в регионе гидрометеорологической обстановкой, выраженной в обильно выпадающих осадках, счёл необходимым определить срок исполнения администрацией муниципального образования Ессентукского сельсовета решения суда в шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Просил суд обязать Администрацию муниципального образования Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края в установленном законом порядке принять бесхозяйное имущество - автомобильную дорогу, проходящую по ул. Пикетной ст. Ессентукской Предгорного района, в муниципальную собственность в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать Администрацию муниципального образования Ессентукского сельсовета провести ремонтные работы дорожного полотна проезжей части автомобильной дороги по ул. Пикетной ст. Ессентукской Предгорного района, устранив выявленные нарушения требований к эксплуатационному состоянию в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать Администрацию муниципального образования Ессентукского сельсовета организовать устройство ливневой канализации по ул. Пикетной ст.Ессентукской Предгорного района в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу (л.д.4-11).
Обжалуемым решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 10 ноября 2016 года исковые требования заместителя прокурора Предгорного района Ставропольского края Тосунова Н.Л. в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации муниципального образования Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края о возложении обязанности оформить автомобильную дорогу в собственность, произвести ремонт автодороги и сооружения ливневой канализации удовлетворены. Администрация муниципального образования Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края обязана в установленном законом порядке принять бесхозяйное имущество - автомобильную дорогу, проходящую по ул. Пикетной ст. Ессентукской Предгорного района Ставропольского края в муниципальную собственность в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Администрация муниципального образования Ессентукского сельсовета обязана провести ремонтные работы дорожного полотна проезжей части автомобильной дороги по ул. Пикетной ст. Ессентукской Предгорного района Ставропольского края, устранив выявленные нарушения требований к эксплуатационному состоянию в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Администрацию муниципального образования Ессентукского сельсовета обязана организовать устройство ливневой канализации по ул. Пикетной ст.Ессентукской Предгорного района Ставропольского края в шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу (л.д.47-55).
В апелляционной жалобе ответчик - Администрация муниципального образования Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края в лице представителя по доверенности Абляева A.M. просит решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 10 ноября 2016 года отменить в части, обязывающей ответчика организовать устройство ливневой канализации по ул. Пикетной ст. Ессентукской Предгорного района Ставропольского края. Уставом муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края предусмотрено, что утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа поселения - Совета депутатов (ст.24). Бюджетом МО Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края на 2017 год не предусмотрены затраты на организацию работ по устройству ливневой канализации в поселении. При таких обстоятельствах возложение обязанности организовать устройство ливневой канализации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения суда является необоснованным и нереальным (л.д.73-74).
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела N2-2121/2016, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав ответчика - Администрацию муниципального образования Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского в лице главы муниципального образования Ярикова С.В., представителя по доверенности Абляевой А.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, процессуального истца - прокурора Ледовскую Н.В., полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда нет.
Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" следует, что судам необходимо учитывать, что по смыслу ст.327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (п.21). В соответствии с частями 1, 2 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них (п.24).
Как следует из апелляционной жалобы, бюджетом муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края на 2017 год не предусмотрены затраты на организацию работ по устройству ливневой канализации в поселении; при таких обстоятельствах возложение обязанности организовать устройство ливневой канализации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения суда является необоснованным и нереальным.
Согласно положений п.4 ч.1 ст.14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06октября2003года N131-ФЗ, к
вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4 ч.1). К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (ч.3). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч.4).
Как следует из положений ч.1 ст.34 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Положениями ч.1 ст.37 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из п.4 ст.6 Устава муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края следует, что к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.9 "Канализация" ГОСТ 19185-73. Государственный стандарт Союза ССР. Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения"
(утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 31 октября 1973 года N2410), канализацией является отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.
Положения ГОСТа свидетельствуют о том. что водоотведение включает в себя как отведение бытовых и промышленных, так и ливневых сточных вод.
Применительно к вышеизложенному система сетей и сооружений водоотведения относится к объектам инженерной инфраструктуры, является муниципальной собственностью, соответственно организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и эксплуатацию системы открытого сбора поверхностных вод на территории муниципального образования является обязанностью органа местного самоуправления, соответственно осуществление мероприятий по благоустройству территории входит в обязанности администрации муниципального образования Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края.
Отсутствие надлежащего финансирования на указанные цели, не может служить основанием для отказа в обеспечении прав граждан, отнесённых к вопросам местного значения сельского поселения, в том числе, на организацию водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы ответчика - Администрации муниципального образования Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 10 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - Администрации муниципального образования Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.