Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Мирошниченко Д.С.,
судей Осиповой И.Г., Тепловой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Вяхиревой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району Ставропольского края на решение Труновского районного суда Ставропольского края от 12 января 2017 года по исковому заявлению Галдумян Р.А. к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Осиповой И.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Галдумян Р.А. обратилась в суд с иском (впоследствии уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ) к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что в июне 1985 года окончила Бакинское медицинское училище. С 10.09.1985 поступила на работу в Клиническую больницу имени Семашко города Баку на должность фельдшер-лаборант, где проработала до 15.11.1989. С 26.03.1990 по 27.01.2003 работала фельдшером- лаборантом в медсанчасти Чаренцаванского медобъединения Республики Армения. С 01.03.2003 по настоящее время работает в Труновской ЦРБ Ставропольского края в должности фельдшер-лаборант.
05.10.2015 обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району о назначении льготной пенсии.
Решением от 29.12.2015 в назначении пенсии ей было отказано с указанием на то, что она не выработала требуемый стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Фактически ей подсчитали только стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, 11 лет 8 месяцев 22 дня в сельской местности за работу в Труновской ЦРБ (при требуемом 25 лет), что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно Протоколу решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 29.12.2015 N 387, при подсчете стажа работы не был учтен стаж работы в больнице Семашко города Баку, 4 года 2 месяца 5 дней, а также стаж работы в Чаренцаванском медобъединении Республики Армения с 26.03.1990 по 27.01.2003 (около 12 лет 9 месяцев). Причиной принятия данного решения явилось то, что указанный стаж в дубликате трудовой книжки AT-VI N7484789, заполненной 21.04.1990, вызвал у комиссии сомнение, поскольку сам бланк трудовой книжки был изготовлен в 1991 году, т.е. позднее даты заполнения.
ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Труновскому району Ставропольского края были сделаны запросы в Центральный архив г. Чаренцаван Республики Армения, которые остались без ответа.
Решением Труновского районного суда Ставропольского края от 12 мая 2016 года был установлен факт работы истца как в больнице им. Семашко города Баку, так и в Чаренцаванском медобъединении Республики Армения.
Однако 15.07.2016 она получила письмо У ПФР по Труновскому району Ставропольского края N 05-27/31 об отказе в назначении досрочной пенсии. Ответчиком в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, вновь не был включен период работы в Чаренцаванском медобъединении с 26.03.1990 по 27.01.2003 в должности фельдшер-лаборант в связи с тем, что такое учреждение как "медобъединение" не указано в Списке N781.
Считала это решение незаконным.
Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ, существенным условием трудового договора является место работы с указанием структурного подразделения.
В постановлении Правительства N781 от 29.10 2002 не содержится указания на то, что наличие наименования структурного подразделения является основанием для отказа в назначении пенсии. Круг обязанностей фельдшера-лаборанта напрямую связан с лечебной деятельностью по охране здоровья населения. Кроме того, у нее сохранилась справка, свидетельствующая о том, что она работала в медсанчасти города Чаренцавана, входившей в структуру Чаренцаванского медобъединения. Работала она полный рабочий день.
Просила зачесть в стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности, период работы в Чаренцаванском медобъединении Республики Армения с 26.03.1990 по 27.01.2003 в должности фельдшера-лаборанта с полным рабочим днем; обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Труновскому району Ставропольского края назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 05.10.2015, признать незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району Ставропольского края N 47 от 29.12.2015 об отказе в назначении ей пенсии.
Обжалуемым решением Труновского районного суда Ставропольского края от 12 января 2017 года исковые требования Галдумян Р.А. к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району Ставропольского края удовлетворены.
Суд признал незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району Ставропольского края N 47 от 29.12.2015 об отказе в назначении Галдумян Р.А. досрочной страховой пенсии по старости.
Зачел в стаж работы Галдумян Р.А., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" период ее работы в Чаренцаванском медобъединении Республики Армения с 26.03.1990 по 27.01.2003 в должности фельдшера-лаборанта.
Обязал Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Труновскому району Ставропольского края назначить Галдумян Р.А. досрочную страховую пенсию по старости с 05.10.2015.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району Ставропольского края, в лице начальника - В.В.Мезенцевой просит решение суда отменить, в назначении пенсии отказать, ссылаясь на незаконность решения суда, постановленном при неправильном применении судом норм материального права.
В обоснование доводов указывает, что в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации право на досрочную страховую пенсию у граждан осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья вселения возникает при наличии следующих 4-х обязательных условий:
- осуществление лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности (пп.20п.1 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях");
- осуществление лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения в должности и в надлежащем учреждении работа в котором, даёт право на назначение досрочной страховой пенсии;
- осуществление лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения с 01.11.1999 полный рабочий день на полную ставку, Постановления Правительства от 29.10.2002 N 781;
- периоды работы после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность
Доказательства предоставленные истцом в качестве подтверждения своих требований и на основании которых вынесено решение не доказывают вышеуказанных обязательных условий. Так дубликат трудовой книжки истца заполнен 21 апреля 1990 года, тогда как сам бланк трудовой книжки, согласно данных ФГУП "Гознак" Министерства финансов Российской Федерации, был изготовлен в 1991 году, т.е. позднее даты заполнения, подтвердить факт работы данным документом считаем невозможным. Показания свидетеля Габриелян С. А. показавшего, что ранее он проживал в г. Чаренцаване республики Армения, где он и познакомился с истцом, которая работала в должности фельдшера-лаборанта в медсанчасти, где он сдавал анализы вызывают сомнения, так как свидетелем не было предоставлено документального потверждения факта проживания, прибывания в г. Чареванцаван респ. Армения; Справка, выданная Министерством здравоохранения республики Армения от 12.12.2016 года, содержащая сведения о переименовании медсанчасти г. Чаренцавана в Чаренцаванское медобъединение приказом N108/1 от 05.11.1992 года, не имеет основания выдачи данного документа, противоречит сведениям предоставленным национальным архивом Армении Чаренцаванским территориальным представительством, согласно которым первичные документы по личному составу Чаренцаванского медобъединения находятся на хранении в данном ведомстве. Решением суда от 12 мая 2016 года был установлен факт работы истицы в Чаренцаванском медобъединении республики Армения в период с 16.03.1990 по 27.01.2003 в должности фельдшера - лаборанта. Однако, в судебном заседании истцом не был подтвержден факт работы полный рабочий день, а также не было установлено, что истец работая в Чаренцаванском медобъединении, занималась именно выполнением лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения, предусмотренной Списком N2781. Документального подтверждения того, что Чаренцаванское медобъединение в период работы истца занималось именно лечебной деятельностью, предусмотренной Списком N781 в судебном заседании не нашлось, более того "медобъединение" как организационно - правовая форма учреждения, работа в котором засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не предусмотрено.
Наименование "медобъединение" не упомянуто в числе учреждений Списка N 781 Постановления Правительства от 29.10.2002 N 781, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Факт того, что Чаренцаванское медобъединение является учреждением, работа в котором дает право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии, предусмотренное подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не усматривается. Возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в строго определенных учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Распоряжением Правления ПФР от 22.06.2004 N 99р разъяснено, что Согласно Соглашению о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (далее - Соглашение от 13.03.1992) периоды работы по найму после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа только при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно быть подтверждено справкой компетентных органов государства - участника Соглашения от 13.03.1992 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование, но эти документы заявителем не представлены.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Галдумян Р.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на неё, заслушав пояснения представителя ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району Ставропольского края по доверенности Долгополову А.А., поддержавшей доводы жалобы, представителя Галдумян Р.А. - по доверенности Галдумяна Р.А., возражавшего в удовлетворении жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 05.10.2015 истица обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Труновскому району Ставропольского края с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", как лицо, не менее 30 лет осуществляющее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предоставив документы и их копии, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии.
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Труновскому району Ставропольского края от 29.12.2015 N 47 Галдумян Р.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку она не выработала требуемый стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости.
Из протокола решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости N 387 от 29.12.2015 следует, что ответчиком включены в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды работы Галдумян Р.А. в Труновской ЦРБ с 2003 года - 11 лет 8 месяцев 22 дня.
Периоды работы Галдумян Р.А. с 10.09.1985 по 15.11.1989 в должности фельдшера-лаборанта в Клинической больнице имени Семашко города Баку и с 26.03.1990 по 27.01.2003 в должности фельдшера-лаборанта в Чаренцаванском медобъединении Республики Армения какого-либо отражения в протоколе не получили.
Решением Труновского районного суда Ставропольского края от 12.05.2016 установлен факт работы Галдумян Р.А. с 10.09.1985 по 15.11.1989 в должности фельдшера-лаборанта в Клинической больнице имени Семашко города Баку и с 26.03.1990 по 27.01.2003 в должности фельдшера-лаборанта в Чаренцаванском медобъединении Республики Армения.
Из письма начальника УПФР по Труновскому району Ставропольского края от 15.07.2016 N 05-27/31 в адрес Галдумян Р.А. следует, что в стаж работы, дающей право назначение досрочной страховой пенсии по старости, включен период ее работы с 10.09.1985 по 15.11.1989 в должности фельдшера-лаборанта в Клинической больнице имени Семашко города Баку. Период работы Галдумян Р.А. с 26.03.1990 по 27.01.2003 в должности фельдшера-лаборанта в Чаренцаванском медобъединении Республики Армения в специальный стаж не включен, поскольку Списком N 781 указанное учреждение не предусмотрено. Таким образом, общий стаж ее работы, дающей право назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, составляет 11 лет 8 месяцев 22 дня в сельской местности, 18 лет 9 месяцев 27 дней в городах, сельской местности, поселках городского типа либо только в городах.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Галдумян Р.А. 26.03.1990 была принята на работу в медсанчасть г. Чаренцавана, где работала до 27.01.2003 в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории, в период ее работы 05.11.1992 медсанчасть г. Чаренцаван была преобразована в Чаренцаванское медобъединение, в связи с чем пришел к выводу, что истица в период с 1990 по 2003 годы работала в одной и той же должности фельдшера-лаборанта в одном и том же подразделении одного и того же лечебного учреждения, носившего различные наименования, сама по себе смена наименования медицинского учреждения с "медсанчасти" на "медобъединение" не может являться основанием к ограничению пенсионных прав Галдумян Р.А.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.02 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную деятельность.
Таким образом, возникновение права на досрочное назначение пенсии законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в определенных должностях и учреждениях (отделениях учреждений).
В разделе "Наименование должностей" приведенного Списка предусмотрены фельдшер-лаборант, но при этом в разделе "Наименование учреждений" наименование "медобъединение" не поименовано.
На основании п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Следовательно, непременным условием зачета в льготный стаж является не только работа в должности, указанной в Списке, но обязательно и в учреждении, поименованном Списком.
В соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в должностях и учреждениях, прямо предусмотренных в Списках.
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, предусмотрена возможность включения в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Согласно разъяснениям, данным в абз. 2 п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходя из п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Оспариваемым решением суда истцу Галдумян Р.А. включены в специальный стаж периоды ее работы с 26.03.1990 по 27.01.2003 в должности фельдшера-лаборанта в Чаренцаванском медобъединении Республики Армения
Наименование должности фельдшер-лаборант предусмотрено Списком, однако, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", ни Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим в медобъединении.
В Номенклатуру учреждений здравоохранения медобъединения не включены.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года N 11-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации положение подпункта 10 пункта 1 статьи 28 (в настоящее время подпункта 20 п. 1 ст. 27) Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающее для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными.
Таким образом, в указанном Постановлении речь идет не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения. Указанная правовая позиция вытекает из положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой учреждения могут быть созданы гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 84-О, от 29 января 2009 года N 67-О-О, от 23 июня 2009 года N 906-О-О оспаривались подпункт 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в той мере, в какой указанными нормами не предусмотрено включение в стаж периодов осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в качестве индивидуального предпринимателя, а также в товариществе с ограниченной ответственностью, то есть не в учреждениях здравоохранения.
Отказывая в принятии к рассмотрению указанных жалоб, Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года за N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.
Аналогично реализовывалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которое также не предполагало включение в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066).
Такая же правовая позиция в последующем была изложена и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 года N 520-О-О.
Доказательств того, что Черецаванское медобъединение Республики Армения является учреждением, работа в котором дает право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии, предусмотренное подпунктом 20 пунктом 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400 -ФЗ "О страховых пенсиях", материалы дела не содержат.
При этом, вывод суда о том, что Галдумян Р.А. 26.03.1990 была принята на работу в медсанчасть г. Чаренцавана где работала до 27.01.2003 года в должности фельдшера - лаборанта клинико-диагностической лаборатории и в период ее работы 05.11.1992 медсанчасть г. Черенцаван была преобразована в Чаренцаванское медобъединение опровергается материалами дела, а именно: вступившим в законную силу решением Труновского районного суда Ставропольского края от 12.05.2016г., согласно которого последняя в период работы с 26.03.1990 по 27.01.2003 работала в должности фельдшера-лаборанта в Чаренцаванском медобъединении Республики Армения, а так же записями в дубликате трудовой книжки на имя Галдумян Р.А..(л.д. 7-8)
При этом, доказательств того, что Галдумян Р.А.была принята на работу непосредственно в медсанчасть г. Черенцаван которая в дальнейшем была преобразована в Чаренцаванское медобъединение материалы дела не содержат.
Имеющаяся в материалах дела справка N 0-27 от 03.12.1993, выданная Галдумян Р.А. в подтверждении того факта, что она в указанную дату работает в Чаренцаванской медсанчасти в качестве фельдшера-лаборанта, не может являтся надлежащим доказательством в подтверждении факта работы последней в Чаренцаванской медсанчасти, поскольку указанная справка выдана непосредственно Черенцаванским медобъединением. (л.д. 89)
Представленная истцом справка Министерства здравоохранения Республики Армения от 12.12.2016, содержащая сведения о том, что медсанчасть г. Чаренцавана приказом N 108/1 от 05.11.1992 была переименована в Чаренцаванское медобъединение, которое занималось медицинской лечебной деятельностью, противоречит сведениям представленным национальным архивом Армении Чаренцаванским территориальным представительством, согласно которым первичные документы по личному составу Чаренцаванского медобъединения находятся на хранении в данном ведомстве.(л.д. 119)
В данном случае ни записи, содержащиеся в дубликате трудовой книжке истицы, ни представленные суду справки, не свидетельствуют о том, что в оспариваемые периоды трудовая деятельность истицы протекала в указанных в п. 6 Правил структурных подразделениях.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела истцом в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих об осуществлении лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, решение суда о включении периодов работы Галдумян Р.А. с 26.03.1990 по 27.01.2003 в должности фельдшера-лаборанта в Чаренцаванском медобъединении Республики Армения в стаж работы, дающий право на назначение трудовой деятельности лицам, осуществлявшим медицинскую деятельность в медицинских учреждениях, нельзя признать законным и обоснованным.
При данных обстоятельствах у истца отсутствует необходимый медицинский стаж 30 лет, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, поэтому в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной трудовой пенсии необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Труновского районного суда Ставропольского края от 12 января 2017 года- отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Галдумян Р.А. к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости - отказать.
Апелляционную жалобу ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району Ставропольского края - удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.