Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Пилипенко Е.В., Туктамышевой О.В.
при секретаре Цыбульской М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тернейского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Тернейского муниципального района, Муниципальному казенному дошкольному общеобразовательному учреждению "Детский сад N2 общеразвивающего вида п. Терней" о понуждении к совершению действий по оборудованию образовательного учреждения кнопкой тревожной сигнализации по апелляционной жалобе администрации Тернейского муниципального района на решение Тернейского районного суда Приморского края от 19 января 2017 года, которым исковые требования удовлетворены. На администрацию Тернейского муниципального района возложена обязанность в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов на оборудование здания МКДОУ "Детский сад N2 общеразвивающего вида п.Терней" кнопкой тревожной сигнализации. На МКДОУ "Детский сад N2 общеразвивающего вида п.Терней" возложена обязанность оборудовать учреждение кнопкой тревожной сигнализации в соответствии со строительными нормами и правилами в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией Тернейского муниципального района.
Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., выслушав возражения прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия
установила:
прокурор Тернейского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с названным административным иском, указав, что в ходе проверки соблюдения законодательства Российской Федерации об антитеррористической безопасности в МКДОУ "Детский сад N2 общеразвивающего вида п. Терней" установлен факт отсутствия кнопки тревожной сигнализации. Ссылаясь на то, что нормативными актами, направленными на обеспечение антитеррористической безопасности, предусмотрена установка канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112", прокурор просил суд обязать администрацию Тернейского муниципального район в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов на оборудование здания МКДОУ "Детский сад N2 общеразвивающего вида п.Терней" кнопкой тревожной сигнализации, обязать МКДОУ "Детский сад N2 общеразвивающего вида п.Терней" оборудовать учреждение кнопкой тревожной сигнализации в соответствии со строительными нормами и правилами в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией Тернейского муниципального района.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал требования по доводам, указанным в иске, пояснил, что оборудование учреждения кнопкой тревожной сигнализации необходимо для осуществления эффективной борьбы с терроризмом в комплексе с иными средствами.
Представитель администрации Тернейского муниципального района просил отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что установление тревожной кнопки нецелесообразно ввиду отказа органов МВД России "Дальнегорский" обслуживать образовательное учреждение в п. Терней в связи со значительной отдаленностью. Мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности носят плановый характер и напрямую зависят от финансового обеспечения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя МКДОУ "Детский сад N2 общеразвивающего вида п. Терней".
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласилась администрация Тернейского муниципального района, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
По делу установлено, что в здании МКДОУ "Детский сад N2 общеразвивающего вида п. Терней", расположенном по адресу: п. Терней, ул. Рыбацкая, д. 2а, отсутствует кнопка тревожной сигнализации.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в отсутствие кнопки тревожной сигнализации осуществление дошкольным образовательным учреждением деятельности не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Между тем выводы суда не подтверждены материалами дела, не соответствуют законодательству о противодействии терроризму и не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера.
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п.п. 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Пунктом 6.48 СП 118.13330.2012 "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-09-2009", утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10 (СНиП 31-09-2009), установлено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Приказом Рособразования N 2013 от 11 ноября 2009 года "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что действующим федеральным законодательством на администрацию муниципального района и на образовательные учреждения не возлагается прямая обязанность по установке определенных систем обеспечения безопасности, в том числе канала передачи тревожных сообщений (так называемая "кнопка экстренного вызова"), установка таких систем является одной из форм обеспечения антитеррористической защищенности детей, но конкретную форму либо комплекс мер определяет само учреждение.
При этом в компетенцию прокурора не входит определение способа и комплекса мер антитеррористической защищенности учреждений и организаций.
Доказательства того, что установка тревожной кнопки в дошкольном образовательном учреждении в полной мере обеспечит антитеррористическую защищённость объекта и, как следствие, повлечет минимизацию и (или) ликвидацию последствий в случае проявления терроризма, в материалы дела не представлены.
С учетом указанных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу о том, что административный иск прокурора не преследует правовой цели защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере антитеррористической защищенности.
Кроме того, закон и подзаконные нормативные правовые акты говорят о необходимости разработки единой комплексной программы обеспечения безопасности образовательных учреждений, в то время как прокурор предъявляет к ответчикам требования только по установке кнопки тревожной сигнализации, не представляя суду доказательств того, что именно данная конкретная мера необходима и эффективна для обеспечения комплексной безопасности учреждения образования и его воспитанников.
Между тем из представленных администрацией Тернейского муниципального района документов, принятых в заседании судебной коллегией в соответствии с ч. 2 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что здание МКДОУ "Детский сад N2 общеразвивающего вида п. Терней" на основании муниципального контракта N128 от 25 мая 2016 года оборудовано системой видеонаблюдения, территория дошкольного образовательного учреждения огорожена забором, охрана территории и помещений МКДОУ "Детский сад N2 общеразвивающего вида п. Терней" в период, когда не осуществляется образовательная деятельность (ночное время, выходные и праздничные дни) в соответствии с должностной инструкцией осуществляют сторожа.
В рамках муниципального контракта N 12-Т2 от 7 марта 2017 года в рамках ликвидации последствий ливневых дождей, связанных с выходом циклона с 29 августа по 1 сентября 2016 года, по периметру территории дошкольного образовательного учреждения осуществляются работы по ремонту ограждения.
Обращаясь с настоящим административным иском в суд, прокурор указал, что отсутствие тревожной кнопки вызова экстренных служб в МКДОУ "Детский сад N2 общеразвивающего вида п. Терней" не позволяет обеспечить надлежащую антитеррористическую защищенность объекта.
Однако в нарушение положений ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны требования прокурора, в частности, что принятый комплекс мер является недостаточным и не обеспечивает безопасное пребывание в образовательном учреждении, административным истцом не представлены.
При этом согласно письму МОМВД России "Дальнегорский" МКДОУ "Детский сад N2 общеразвивающего вида п. Терней" не относится к объектам, подлежащим обязательной охране. Рекомендовано по вопросам охраны и объекта и его оборудования техническими средствами охраны с подключением на ПЦО обратиться в ФГКУ УВО УМВД России по Приморскому краю либо иные частные охранные агентства, имеющие соответствующую лицензию на оказание услуг охранной деятельности.
ООО "ЧОП "Альтаир" отказалось от заключения договора на оказание охранных услуг с МКДОУ "Детский сад N2 общеразвивающего вида п.Терней" по причине отсутствия договоров с другими контрагентами в п.Терней.
Однако прокурором Тернейского района и судом первой инстанции данные обстоятельства не были учтены, что привело к принятию неправильного решения.
При указанных обстоятельствах вывод суда об обязательном оборудовании МКДОУ "Детский сад N2 общеразвивающего вида п. Терней" кнопкой тревожной сигнализации представляется судебной коллегии недоказанным, поскольку сделан без учета обстоятельств, имеющих значения для рассмотрения дела по требованиям прокурора, предъявленным в целях обеспечения комплексной безопасности и антитеррористической защищенности дошкольного образовательного учреждения.
Установленные судебной коллегией обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях административных ответчиков незаконного бездействия, связанного с непринятием мер по предупреждению террористической опасности, что в силу ч.9 ст.226, п.2 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе прокурору в иске.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тернейского районного суда Приморского края от 19 января 2017 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска прокурора Тернейского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Тернейского муниципального района, Муниципальному казенному дошкольному общеобразовательному учреждению "Детский сад N2 общеобразовательного вида п. Терней" о понуждении к совершению действий по оборудованию образовательного учреждения кнопкой тревожной сигнализации - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.