Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Пилипенко Е.В., Туктамышевой О.В.
при секретаре Цыбульской М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Пожарского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Пожарского муниципального района, муниципальному образовательному бюджетному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N16" с.Верхний Перевал о возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации Пожарского муниципального района на решение Пожарского районного суда Приморского края от 13 февраля 2017 года, которым требования удовлетворены. На администрацию Пожарского муниципального района возложена обязанность обеспечить финансирование расходов на оборудование здания муниципального образовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N16" с. Верхний Перевал кнопкой экстренного вызова в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; на муниципальное образовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа N16" с. Верхний Перевал возложена обязанность установить в здании образовательного учреждения кнопку экстренного вызова в течение 3 месяцев со дня выделения финансовых средств на эти цели администрацией Пожарского муниципального района.
Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., выслушав возражения прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия
установила:
прокурор Пожарского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском, указав, что в ходе проверки исполнения законодательства Российской Федерации по противодействию терроризму установлено, что в МОБУ СОШ N18 с.Верхний Перевал отсутствует кнопка экстренного вызова полиции ("тревожная кнопка") с выводом на пульт в дежурной части ОМВД России по Пожарскому району. Ссылаясь на то, что нормативными актами, направленными на обеспечение антитеррористической безопасности, предусмотрена установка канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112", прокурор с учетом уточнений требований просит суд обязать администрацию Пожарского муниципального района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов на оборудование здания МОБУ СОШ N18 с. Верхний Перевал кнопкой экстренного вызова полиции; обязать МОБУ СОШ N18 с. Верхний Перевал в течение 3 месяцев со дня выделения финансовых средств на эти цели администрацией Пожарского муниципального района установить в здании образовательного учреждения кнопку экстренного вызова.
В судебном заседании старший помощник прокурора поддержал уточненные исковые требования по доводам, указанным в иске.
Представитель администрации Пожарского муниципального района в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что установление "тревожной кнопки" нецелесообразно по причине удаленности с.Верхний Перевал от пгт Лучегорск, где базируется оперативная группа. Указала, что в образовательном учреждении приняты иные меры по обеспечению безопасности учащихся, организовано дежурство и введена пропускная система в здание школы.
Представитель МОБУ СОШ N16 в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать по причине нецелесообразности использования бюджетных средств на данные цели.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласилась администрация Пожарского муниципального района, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу п.п.2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно пункту 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения", утвержденных Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Приказом Рособразования N 2013 от 11 ноября 2009 года "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что действующим федеральным законодательством на администрацию муниципального района и на образовательные учреждения не возлагается обязанность организовать определенные технические средства охраны, а предлагается выбрать формы обеспечения антитеррористической защищенности детей.
Конкретная форма мер безопасности учреждения определяется в паспорте безопасности объекта массового пребывания людей, утвержденном по правилам пункта 14 Постановления Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)". Паспорт содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей (п. 16).
При этом в компетенцию прокурора не входит определение способа и комплекса мер антитеррористической защищенности учреждений и организаций.
По делу установлено, что прокуратурой Пожарского района проведена проверка соблюдения МОБУ СОШ N16 с. Верхний Перевал требований действующего законодательства Российской Федерации по противодействию терроризму.
В ходе проверки установлено, что в МОБУ СОШ N16 с. Верхний Перевал отсутствует кнопка экстренного вызова полиции ("тревожная кнопка") с выводом на пульт в дежурной части ОМВД России по Пожарскому району.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие каналов передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел в образовательном учреждении отрицательно сказывается на обеспечении комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, а это может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей.
Однако такие выводы суда не подтверждены доказательствами, поскольку при рассмотрении дела вопрос о достаточности выполненных мероприятий для обеспечения антитеррористической защищенности здания школы не обсуждался.
Обращаясь в суд с требованием оборудовать здание школы кнопкой экстренного вызова, прокурор не обосновал эффективность применения такой меры, возможность ее технической реализации и не представил доказательств, подтверждающих недостаточность мер, предусмотренных в паспорте антитеррористической защищенности МОБУ СОШ N16 с. Верхний Перевал, согласованном начальником отдела в г.Дальнереченске УФСБ РФ по Приморскому краю, начальником ОМВД РФ по Пожарскому муниципальному району, начальником ОНД Пожарского муниципального района УНД МЧС России по Приморскому краю.
Из материалов дела следует, что здание школы огорожено, имеется наружное освещение по периметру здания, оснащено системой видеонаблюдения, разработаны мероприятия по безопасному функционированию объекта с возложением обязанностей по контролю на работников детского учреждения, организован пропускной режим, ведется ежедневный журнал посещения, оформлен паспорт антитеррористической защищенности объекта, что свидетельствует об исполнении администрацией Пожарского муниципального района и руководством МОБУ СОШ N16 с.Верхний Перевал требований законодательства об антитеррористической защищенности.
Суд не согласился с доводами ответчиков о нецелесообразности применения названой прокурором меры защиты, сославшись на то, что отсутствие кнопки экстренного вызова не обеспечит в полной мере антитеррористическую защищенность объекта.
Вместе с тем, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие отсутствие технической возможности обеспечить эффективное функционирование системы для передачи тревожных сообщений.
Согласно письму ОМВД России по Пожарскому району от 31 октября 2016 года подключение школ Пожарского муниципального района на пульт вневедомственной охраны возможно только для их мониторинга, т.к. школы располагаются вне зоны отдела охраны и за пределами пгт.Лучегорск, в связи с чем выезд группы задержания будет невозможным.
По делу установлено, что село Верхний Перевал находится на расстоянии 55 км от пгт. Лучегорска.
Согласно информационному письму ЧОП " P/" время реагирования на тревожный сигнал в село Верхний Перевал составляет 55 минут, что не отвечает целям оперативного реагирования на несанкционированные вторжения и защиты от угроз террористического характера.
Установленные судебной коллегией обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях административных ответчиков незаконного бездействия, связанного с непринятием мер по предупреждению террористической опасности, что в силу ч.9 ст.226, п.2 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе прокурору в иске.
Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пожарского районного суда Приморского края от 13 февраля 2017 года отменить, принять по делу новое решение.
Прокурору Пожарского района в удовлетворении административного иска в интересах неопределённого круга лиц к администрации Пожарского муниципального района, муниципальному образовательному бюджетному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N16" с. Верхний Перевал о возложении обязанности - отказать
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.