Судья Санкт-Петербургского городского суда Широкова Е.А., при секретаре Оленике П.А., с участием старшего помощника прокурора по надзору за соблюдением законов в ИТУ Ленинградской области Найденова Е.Г., рассмотрев 27 апреля 2017 года в судебном заседании в помещении суда административное дело по жалобе на постановление судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2017 года в отношении
Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 78 Федеральной службы исполнения наказания", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, д.36, ИНН/ОГРН - 7825470602/1037843055568,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2017 года Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 78 Федеральной службы исполнения наказаний" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Вина юридического лица установлена в осуществлении медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Ленинградская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществляет надзор за исправительными учреждениями, а также филиалами ФКУЗ МСЧ-78. Предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе в Больнице N 1.
В период с 14.10.2016 г. по 17.11.2016 г. специализированной прокуратурой во исполнение плана работы на второе полугодие 2016 г. с привлечением специалистов СПб ГБУЗ "Городской клинический онкологический диспансер" проведена проверка соблюдения Больницей N 1 требований уголовно-исполнительного законодательства РФ в части медико-санитарного обеспечения осужденных.
В ходе обследования территории установлено следующее.
Согласно п.п.1.4, 1.5, 1.6 Положения о филиале "Больница N 1" федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 78 Федеральной службы исполнения наказания", утвержденного приказом ФКУЗ МСЧ-78 от 17.06.2015 г. N 49, Больница N 1 является структурным подразделением (филиалом) ФКУЗ МСЧ-78, осуществляет свою деятельность от его имени, юридическим лицом не является.
В соответствии с п.2.1 Положения целью деятельности Больницы N 1 является организация оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, поступившим из исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, осуществление контроля за состоянием их здоровья, соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, организация взаимодействия с органами управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения.
При проведении проверки представлена копия лицензии на осуществление медицинской деятельности N ФС-78-01-002957 от 08 июля 2016 г. Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Медико-санитарная часть N 78 Федеральной службы исполнения наказания" ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России для адреса мест осуществления работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: 193167, г.Санкт-Петербург, ул.Хохрякова, д.1, литера А, пом.N 4-Н, NN 25-44,52-64, 77-115, 118-134, 157-177, 170-193, 195-215, 217-235, 238-257, 260-275, 277-314, 316-334; пом.6-Н N 1-5.
В соответствии с п.3 ст.3, п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; приложения к постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" медицинская деятельность, заключающаяся в оказании онкологической помощи, является лицензируемым видом деятельности.
Лицензия, выданная ФКУЗ МСЧ-78, не содержит указания на возможность осуществления Больницей N 1, расположенной по адресу: г.Санкт-Петербург, ул.Хохрякова, д.1, литера А, медицинской деятельности по профилю "онкология".
Вместе с тем, в нарушение приведенных требований закона Больницей N 1 оказывается медицинская помощь по профилю "онкология" в отсутствие лицензии.
Составление плана обследования пациента с подозрением на онкологическое заболевание для установления онкологического диагноза и постановка диагноза онкологического заболевания осуществляется специалистами, не имеющими сертификата врача-онколога.
Штатным расписанием ФКУЗ МСЧ-78 в Больнице N 1 предусмотрено отделение "Онкологическое отделение (для женщин)".
Пациенты мужского пола с онкологическими заболеваниями получают лечение в других отделениях Больницы N 1 в зависимости от места локализации злокачественного процесса (хирургическое отделение, терапевтическое отделение, нейрохирургическое отделение, отоларингологическое отделение, офтальмологическое отделение, туберкулезно-легочное хирургическое отделение, отделение челюстно-лицевой хирургии).
Вопреки ч.6 ст.12 УИК ПФ, п.п. "а" п.1.2 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 г. N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников фармацевтических работников", п.18 Приложения N 5 к Приказу Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 г. N 915н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология" в штатном расписании онкологического отделения (для женщин) Больницы N 1 нет штатной должности врача-онколога, после установления диагноза онкологического заболевания дальнейшую тактику лечения определяет в консультативном заключении приглашенный консультант врач-онколог из других медицинских организаций Санкт-Петербурга, консилиум не проводится.
Ни один из врачей-специалистов в составе сотрудников Больницы N 1 не имеет действующего сертификата по специальности онкология. Дальнейшее специализированное лечение пациентов, в том числе плановое хирургическое, химиотерапевтическое, осуществляется специалистами, не имеющими действующего сертификата врача-онколога.
В частности, согласно объяснениям, представленным 17.11.2016 г. заместителем начальника Больницы N 1 " ... " Д.А., медицинская помощь по профилю "онкология" в Больнице N 1 по состоянию на 17.11.2016 г. оказывалась следующим лицам из числа спецконтингента: " ... " Н.Л., "дата" г.рождения, " ... " П.В., "дата" г.рождения, " ... " В.Р., "дата" г.рождения, " ... " А.М., " ... " г.рождения, " ... " С.В., " ... " г.рождения, " ... " И.О., " ... " г.рождения.
Законный представитель ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России Дамаданов Б.Д. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления, указывая, что в нарушение требований ст.28.5 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено 21 ноября 2016 г., в нем отсутствуют сведения о лице, в отношении которого возбуждено административное правонарушение, ФИО потерпевших, объяснения законного представителя юридического лица. Данных, свидетельствующих о наличии у врачей, составивших акт проверки качества оказания медицинской помощи по профилю "онкология" лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, в Больнице N 1 ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России, документов, подтверждающих соответствующую подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования и включения их в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи, нет. Кроме того, в указанном акте были приведены медицинские карты больных, которые не указаны в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении. Вывод о том, что правонарушение является длящимся, не соответствует действительности, так как медицинская помощь оказывается индивидуально конкретному лицу, и "онкология" не является профильным направлением для филиала "Больница N 1" ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России.
В письме начальника отдела контроля оказания медицинской помощи и мониторинга государственных программ Территориального органа Росздравнадзора в сфере здравоохранения по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области " ... " Н.В. от 11.01.2017 г. содержится информация о представленных медицинских документах " ... " Н.Л., " ... " П.В., " ... " В.Р., " ... " А.М., " ... " С.В., " ... " И.О. Были ли представлены контракты на оказание медицинской помощи со сторонними организациями, неизвестно. Медицинские карты указанных пациентов были истребованы старшим помощником прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ленинградской области " ... " Е.Г. "дата" уже после вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, то есть фактов нарушения медицинской помощи по профилю онкология указанным пациентам на момент вынесении постановления о возбуждении дела установлено не было. Специалистами, осуществляющими проверку качества оказания медицинской помощи по профилю "онкология" лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы в филиале Больницы N 1, указанные медицинские карты исследованы не были. Кроме того, медицинские документы указанных пациентов не могут рассматриваться судом в качестве доказательств, так как получены в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами. Упоминание в объяснении начальника филиала "Больница N 1" " ... " Д.А. о том, что в больнице медицинская помощь по профилю онкология оказывается " ... " Н.Л., " ... " П.В., " ... " В.Р., " ... " А.М., " ... " С.В, " ... " И.О., не говорит о том, что медицинская помощь оказывается именно медицинскими специалистами Больницы N 1, а оказывается привлекаемыми консультантами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1466 "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы".
В соответствии с Положением о Больнице N 1 данный филиал ввиду невозможности оказания медицинской помощи по онкологии организует оказание онкологической помощи больным в соответствии с вышеуказанным постановлением, которым определен порядок приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов медицинских организаций при невозможности оказания лицам, лишенным свободы, медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается в первичном онкологическом кабинете, врач-онколог которого направляет больного в онкологический диспансер или медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями. В штатном расписании ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России онкологический кабинет не предусмотрен. При подозрении или выявлении у больного онкологического заболевания в ходе оказания ему скорой медицинской помощи филиал "Больница N 1" приглашает для проведения консультации врачей онкологов для подтверждения заболевания. После подтверждения диагноза медицинская помощь оказывается в онкологическом диспансере по договору, заключенному между учреждением здравоохранения и ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России в рамках ПП 1466, где также проводится консилиум врачей для определения тактики лечения.
В штате филиала "Больница N 1" хоть и имеется "онкологическое отделение", оно фактически является многопрофильным женским отделением, не предназначено для оказания онкологической помощи, которая оказывается врачами-консультантами, для чего организуется конвойное сопровождение в онкодиспансер для лечения.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении - начальник ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России Дамаданов Б.Д. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно пояснениям защитника юридического лица Бураковой И.В. о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен.
Защитник ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России Буракова И.В. в ходе рассмотрения жалобы поддержала изложенные в ней доводы, дополнив, что справка начальника отдела контроля оказания медицинской помощи и мониторинга государственных программ Территориального органа Росздравнадзора по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области " ... " Н.В. необъективна, так как из нее непонятно, какие документы были ей предоставлены. Лицензии на осуществление медицинской деятельности по профилю "онкология" ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России не имеет, однако медицинская помощь по данному профилю оказывается имеющими лицензию соответствующими специалистами в соответствии с заключенными договорами. Таковые не были представлены при проверке, так как находились в головном учреждении. Д. Б.Д. и " ... " Д.А. указывали лишь, что больница оказывает медицинскую помощь, но не указывали в рамках какого закона.
Исследовав материалы дела, выслушав заключение старшего помощника прокурора по надзору за соблюдением законов в ИТУ Ленинградской области " ... " Е.Г., полагавшего, что постановление является законным и обоснованным, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену вынесенного постановления, по делу не установлено. Доводы жалобы законного представителя ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России Дамаданова Б.Д. в отношении таковых были рассмотрены судьей Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга и обоснованно признаны несостоятельными.
Однако, из числа доказательств, изложенных в постановлении, подлежат исключению полученные в ходе рассмотрения дела показания Д. Б.Д., поскольку последний был допрошен в качестве свидетеля по правилам ст.25.6 КоАП РФ, тогда как является законным представителем юридического лица и обладает правами, предусмотренными ст.ст.25.1, 25.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии с положениями ч.3 ст.25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.
Настоящее дело был рассмотрено с участием защитника ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России Бураковой И.В., в связи с чем нарушений прав юридического лица не установлено.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга были исследованы иные представленные по делу доказательства, оценка которых произведена в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Так, вмененное ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России правонарушение было выявлено в ходе проверки, проведенной органом прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Проверка проводилась на основании плана работы Ленинградской прокуратуры на второе полугодие 2016 г., с участием специалистов, обладающих познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств.
По результатам проверки составлен акт от 07.11.2016 г., в котором отражены сведения о выявленных нарушениях, в частности, о наличии в Больнице N 1 Онкологического отделения (для женщин), в котором оказывается медицинская помощь женщинам, в том числе по профилю онкология. Пациенты мужского пола с онкологическими заболеваниями получают лечение в других отделениях Больницы N 1, в зависимости от места локализации злокачественного процесса.
Кроме того, в рамках проверки в соответствии с положениями ст.22 вышеуказанного закона были получены объяснения должностных лиц ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России - законного представителя юридического лица Дамаданова Б.Д. и заместителя начальника филиала "Больница N 1" " ... " Д.А., из которых следует, что Больница N 1 является практически единственным лечебным учреждением, которое должно оказывать медицинскую помощь по различным профилям осужденным, отбывающим наказание в исправительных колониях, расположенных на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также в ряде других регионов РФ, в связи с чем вынуждена оказывать медицинскую помощь по профилю "онкология" в отсутствие лицензии. Специализированное лечение пациентов осуществляется специалистами, не имеющими действующего сертификата врача-онколога. Проводятся мероприятия, направленные получение соответствующей лицензии.
Как следует из полученных с ходе рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст.17.9 КоАП РФ пояснений специалиста " ... " А.В. - заместителя главного врача по лечебной работе Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городской клинический онкологический диспансер", она принимала участие в проверке Больницы N 1, в ходе которой было установлено, что в указанном учреждении с нарушением действующего законодательства организовано оказание медицинской помощи по профилю "онкология" специалистами, не имеющими лицензии по данным видам работ и услуг.
Вышеизложенные объяснения и показания являются логичными, последовательными, корреспондируются между собой, подтверждаются совокупностью иных исследованных судом материалов дела и не опровергаются какими-либо иными доказательствами, подтверждающими доводы защиты об оказании медицинской помощи по профилю "онкология" в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1466 "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы", специалистами, имеющими соответствующую лицензию, в соответствии в заключенными договорами.
Таким образом, судьей Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга сделан обоснованный вывод о доказанности оказания Больницей N 1 ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи по профилю "онкология".
При этом, лицензия, выданная ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России, не содержит указания на возможность осуществления Больницей N1 медицинской деятельности по профилю "онкология".
При таких обстоятельствах, действия ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России правильно квалифицированы по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, а наказание юридическому лицу обоснованно назначено в соответствии с требованиями ст.ст.4.1, 3.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 78 Федеральной службы исполнения наказаний" оставить без изменения, жалобу законного представителя ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России Дамаданова Б.Д. - без удовлетворения.
Судья Широкова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.