Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего Луковицкой Т.А.
судей Овчинниковой Л.Д., Пошурковой Е.В.,
при секретаре Кудревановой К.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Колпинского района Санкт-Петербурга на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 2 ноября 2016 года по гражданскому делу N2-3555/2016 по иску прокурора Колпинского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия,
Заслушав доклад судьи Луковицкой Т.А., пояснения прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры - Мазиной О.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Колпинского района Санкт-Петербурга, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, в котором, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил обязать ответчика в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу включить в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок на территории района на 2017 год территорию, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, "адрес"; обязать администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления не территории, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" в срок до 01 августа 2017года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой проведена проверка по факту несанкционированного размещения отходов на территории Санкт-Петербурга, установлено наличие несанкционированной свалки по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", с наличием ТБО, отходов производства и потребления, грунта, отходов асфальтобетона, древесных отходов, отработанных автомобильных покрышек, отходов полиэтилена в виде пленки, строительных отходов. Адрес отсутствует в адресной программе администрации района, отходы сброшены на почву, на территории общего пользования. Выявленные нарушения влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от Колпинского района Санкт-Петербурга от 2 ноября 2016 года требования прокурора удовлетворены.
На ответчика возложена обязанность в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу срок с момента вступления решения суда в законную силу включить в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок на территории района на 2017 год территорию, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
Тем же решением суд обязал администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления не территории, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" в срок до 1 августа 2017года.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора, и нарушение норм материального права.
Представители ответчика администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, третьих лиц МА ВМО Санкт-Петербурга пос. Металлострой, Комитета финансов Санкт-Петербурга о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела или рассмотрении в свое отсутствие не заявляли. При указанных обстоятельствах в силу положений части 1 статьи 327, части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия не усматривает препятствий для рассмотрения дела в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения процессуального истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии со статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно Положению об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденному Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N1078, задачами администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 2.3.8); реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством (п. 2.3.9); участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении (п. 2.4.4).
Для реализации данных задач администрация наделена полномочиями по координации деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении (п. 3.4.68).
Согласно п. 3.4.75 Положения, администрация уполномочена организовывать в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборку и санитарную очистку территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" в обязанности органов местного самоуправления входит участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что прокуратурой Колпинского района Санкт-Петербурга совместно со старшим инспектором СБ и ДХ ОРХ администрации района, специалистом 1ой категории сектора экологии проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Колпинского района Санкт-Петербурга, в ходе которой по адресу: "адрес" выявлена несанкционированная свалка, состоящая из строительных отходов, покрышек, грунта, бытовых отходов и т.д. площадью около 400 кв.м. В адресную программу ликвидации несанкционированных свалок администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 2016 или 2017 года указанная территория не включена. Ответчиком не оспаривалось наличие несанкционированной свалки по указанному адресу, который включен в адресный перечень несанкционированных свалок на территории района в 2016 году. Вместе с тем, в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории Колпинского района данный адрес не входит, необходимая документация Администрацией Колпинского района Санкт-Петербурга для проведения работ в установленном законом порядке не разработана.
На момент принятия обжалуемого решения сведений о ликвидации свалки суду первой инстанции не представлено, не представлено таких сведений и суду апелляционной инстанции.
Определяя полномочия администрации района по ликвидации несанкционированных свалок, суд руководствовался, в том числе, пунктом 6.3 Распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 15 февраля 2011 года N 196-Р, согласно которому администрация соответствующего района Санкт-Петербурга принимает меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории общего пользования Санкт-Петербурга, а именно организовывает проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно применил законодательство, регулирующее спорные правоотношения, исходил из того, что в материалы дела не представлено доказательств того, что работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов на момент разрешения спора по существу были организованы и проведены, в связи с чем, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку отходов на указанном земельном участке в целях защиты прав граждан.
Данный вывод суда является правильным, соответствует представленным по делу доказательствам, оценка которых произведена судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда мотивированы и подробно изложены в решении.
Доводы жалобы о том, что на момент вынесении решения суда не были определены денежные средства на благоустройство Колпинского района Санкт-Петербурга на 2017 год, так как соответствующий бюджет не был утвержден, не опровергают правильных выводов суда о наличии у ответчика обязанности по организации уборки, что согласуется с полномочиями администрации района Санкт-Петербурга, возложенными на нее Положением об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1078 от 26.08.2008.
Судебная коллегия полагает несостоятельными доводы жалобы о том, что решение суда, по сути, направлено на будущее время: суд признал неправомерным бездействие администрации, которое могло бы быть совершено лишь в 2017 году. В ходе рассмотрения дела ответчиком не оспаривалось обстоятельство наличия свалки на территории Колпинского района Санкт-Петербурга, указанный факт был установлен прокуратурой в ходе проверки в июне 2016 года. Обращаясь в суд с заявленными требованиями, прокурор просил обязать ответчика исполнить решение суда в части включения территории в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок в 30-дневный срок с момента вступления его в законную силу, а организовать соответствующие работы - в срок до 1 августа 2017 года. Обжалуемое решение суда принято 02 ноября 2016 года, с учетом чего суд обязал администрацию включить спорную территорию в адресную программу именно на 2017 год, и руководствуясь ст. 206 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, предоставил ответчику разумный срок для исполнения решения суда в части организации работ - до 01.08.2017.
В целом, доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 2 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Колпинского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.