Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ивановой Т.С.,
судей Кокшарова Е.В.,
Лузянина В.Н.,
при секретаре Михайловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Язвенко С.И. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании участником боевых действий, права на получение удостоверения ветерана боевых действий,
по апелляционной жалобе истца Язвенко С.И. на решение Красноуральского городского суда Свердловской области от 16.02.2017.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения истца Язвенко С.И., представителя истца адвоката Инкина А.Н., действующего на основании ордера N от ( / / ), представителя третьего лица ФКУ "Военный комиссариат Свердловской области" Курашевой М.Х., действующей на основании доверенности N от ( / / ), судебная коллегия
установила:
Язвенко С.И. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области (далее - ГУ МВД России по Свердловской области), Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) о признании участником боевых действий, права на получение удостоверения ветерана боевых действий.
В обоснование иска указал, что во время прохождения службы во Внутренних войсках МВД России в войсковой части N в должности ... в период с ( / / ) по ( / / ) участвовал в контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики. Полагал, что его фактическое участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики во время прохождения военной службы документально подтверждено, что дает ему право на получение удостоверения ветерана боевых действий.
Ответчики иск не признали и, ссылаясь на необоснованность требований, указали, что Язвенко С.И. не соблюден заявительный порядок получения удостоверения ветерана боевых действий, в том числе не представлено письменных доказательств, свидетельствующих о непосредственном участии истца в боевых действиях, а именно приказов, утвержденных руководителем контртеррористических операций.
Решением Красноуральского городского суда Свердловской области от 16.02.2017 иск Язвенко С.И. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Язвенко С.И. в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
На апелляционную жалобу от третьего лица ОМВД России по г.Красноуральску поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В суд апелляционной инстанции явились истец и его представитель, настаивавшие на доводах апелляционной жалобы, представитель третьего лица ФКУ "Военный комиссариат Свердловской области", указавший на законность и обоснованность решения суда.
Представители ответчиков, третьих лиц отдела военного комиссариата по г.Красноуральску, войсковой части 3256 "ВВ МВД России", ОМВД России по г.Красноуральску в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В материалах дела имеются сведения об их извещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе, путем направления судебных извещений ( N от ( / / )). Также, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет".
До начала судебного заседания в суде апелляционной инстанции от представителя третьего лица ОМВД России по г.Красноуральску поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Язвенко С.И. с ( / / ) проходил службу во Внутренних войсках МВД России, в том числе в период с ( / / ) по ( / / ) в войсковой части N в должности старшего ... дислоцированной на территории Чеченской Республики.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходя из совокупности представленных сторонами в материалы дела доказательств, пришел к обоснованному выводу о том, что факт участия Язвенко С.И. в боевых действиях на территории Чеченской Республике в спорный период не нашел своего подтверждения, в связи с чем истец не имеет права на получение удостоверения ветерана боевых действий.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, которые оценены судом с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности.
Федеральным законом от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В приложении к названному федеральному закону приводится перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
В разделе III этого перечня (в редакции Федерального закона от 27.11.2002 N158-ФЗ) к периодам ведения боевых действий отнесено в том числе выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо - Кавказского региона с августа 1999 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 N763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
Пунктом 2 названной инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.08.2012 N2288 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок).
В соответствии с п. 7 Порядка выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в п.п. 1 - 6 п.1 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах", направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
В п.9 Порядка установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах").
К обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий согласно п. 9 Порядка лицами, выполнявшими задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, прикладываются документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 N280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Согласно п.п. "в" п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 N65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается указанным в п. 1 настоящего Постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 02.08.2006 - руководителем контртеррористической операции.
В соответствии со ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Из содержания приведенных нормативных актов следует, что непосредственное участие военнослужащих в боевых действиях, в частности в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, может быть подтверждено только определенными средствами доказывания, к которым отнесены приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, документы о полученных в связи с этим ранении, контузии или увечье, либо реализованный наградной материал.
Между тем, таких документов о непосредственном участии Язвенко С.И. в боевых действиях по выполнению задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, в материалах дела не имеется.
Напротив, из имеющихся в материалах дела документов, в том числе сведений войсковой части N, в которой истец в оспариваемый период проходил военную службу следует, что Язвенко С.И. непосредственного участия в контртеррористических операциях не принимал, вследствие чего не был включен в приказы командира воинской части, определяющие участие в соответствующих операциях.
Документы, на которые сослался истец, а именно военный билет, послужной список, не могут служить доказательствами непосредственного участия Язвенко С.И. в выполнении боевых задач на территории Чеченской Республике в период с ( / / ) по ( / / ), поскольку указанные обстоятельства не подтверждают, а напротив, содержат прямое указание на зачет в выслугу лет (страховой стаж) для назначения пенсии времени прохождения истцом военной службы в войсковой части, дислоцированной на постоянной основе в Чеченской Республике в соответствии с п.п. "а" п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 N65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" как один месяц военной службы за полтора месяца.
Само по себе нахождение Язвенко С.И. в период с ( / / ) по ( / / ) в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике не означает фактическое участие его в боевых действиях и не является основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
Доводы апелляционной жалобы о доказанности обстоятельств непосредственного участия Язвенко С.И. в контртеррористических операциях в силу награждения его нагрудным знаком "Участник боевых действий", не опровергают выводов суда, которые были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется, поскольку они не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу повторяет позицию истца в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красноуральского городского суда Свердловской области от 16.02.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Язвенко С.И. - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.С. Иванова
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: В.Н. Лузянин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.