Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.,
судей Гудковой Г.В., Глушенко Н.О.
при секретаре Гуйдо К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Кондопожского муниципального района на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 22 декабря 2016 г. по иску прокурора Кондопожского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа N 7 г. Кондопоги Республики Карелия, администрации Кондопожского муниципального района об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Гудковой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кондопожского района в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском по тем основаниям, что в ходе проведения проверки соблюдения муниципальным общеобразовательным учреждением Средняя общеобразовательная школа N 7 г. Кондопоги Республики Карелия (далее - МОУ СОШ N 7) законодательства об антитеррористической защищенности и об образовании было выявлено, что меры по обеспечению комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, а также по предупреждению террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории школы не приняты, здание школы не оборудовано системой видеонаблюдения. Прокурор просил обязать в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу: МОУ СОШ N 7 оборудовать здание школы системой видеонаблюдения; администрацию Кондопожского муниципального района обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания школы системой видеонаблюдения.
Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал администрацию Кондопожского муниципального района обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа N 7 г. Кондопоги Республики Карелия системой видеонаблюдения; муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа N 7 г. Кондопоги Республики Карелия - со дня обеспечения финансирования оборудовать здание учреждения системой видеонаблюдения. С муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа N 7 г. Кондопоги Республики Карелия в бюджет Кондопожского муниципального района Республики Карелия взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
С данным решением не согласен ответчик администрация Кондопожского муниципального района, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что нормы материального права, ссылки на которые содержатся в оспариваемом судебном акте, не обязывают ответчиков обеспечить установку системы видеонаблюдения в здании общеобразовательного учреждения. Полагает, что Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к спорным правоотношениям применению не подлежит, поскольку здание школы введено в эксплуатацию до его вступления в силу, а реконструкция здания школы или ее капитальный ремонт в настоящее время не осуществляются. Указывает на то, что судом первой инстанции ошибочно применены положения п. 6.48 свода правил "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", который распространяет свое действие на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий высотой до 55 м* с подвальным этажом и многоуровневыми стоянками для автомобилей, проектируемыми по СНиП 21-02. Также указывает на то, что приказом от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" обязанность по обеспечению образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований системами видеонаблюдения на ответчиков также не возложена.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор указывает на несогласие с ее доводами, просит решение суда оставить без изменения.
Прокурор Крылов Д.И. в судебном заседании апелляционной инстанции возражал по доводам жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным, однако просил его дополнить в части установления сроков исполнения судебного решения.
Иные лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Кондопожского района проведена проверка соблюдения МОУ СОШ N 7 законодательства об антитеррористической защищенности и об образовании, в ходе которой было выявлено, что здание школы не оборудовано системой видеонаблюдения, в образовательном учреждении не организована его постоянная охрана силами сотрудников служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала муниципального образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, положениями Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, Сводом правил "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" (утв. приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10), Приказом Рособразования от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений", приняв во внимание, что орган местного самоуправления наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая противодиверсионная устойчивость объекта, его постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения, и, повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, подробно изложены в решении суда. Оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Исходя из содержания правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, на ответчиков возложена обязанность по принятию соответствующих мер по обеспечению безопасности обучающихся и работников образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе, террористических актов.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют позицию ответчика, изложенную в письменном отзыве на иск, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом допущено не было, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Между тем, не изменяя решение суда по существу, учитывая положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на исполнение решения суда органом местного самоуправления - в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу; на образовательное учреждение - в течение трех месяцев со дня обеспечения органом местного самоуправления соответствующего финансирования. Указанный срок судебная коллегия с учетом представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств дела находит достаточным для совершения всех необходимых действий, связанных с приведением территории общеобразовательной школы в соответствие с требованиями законодательства о противодействии терроризму.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 22 декабря 2016 г. по настоящему делу по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Абзацы 2, 3 резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
"Обязать администрацию Кондопожского муниципального района в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа N 7 г. Кондопоги Республики Карелия системой видеонаблюдения.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа N 7 г. Кондопоги Республики Карелия в течение трех месяцев со дня обеспечения администрацией Кондопожского муниципального района финансирования оборудовать здание учреждения системой видеонаблюдения".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.