Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Кудасовой Т.А.
судей
с участием прокурора
Шиловской Н.Ю., Ничковой С.С.
Штыга Т.В.
при секретаре
Лонгортовой М.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 марта 2017 года гражданское дело N 2-2497/2016 по апелляционной жалобе Шаровой Н.В. на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 02 ноября 2016 года по иску Министерства обороны Российской Федерации к Шаровой Н.В. о прекращении права пользования жилым помещением, истребовании жилого помещения из незаконного владения, выселении.
Заслушав доклад судьи Кудасовой Т.А., объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации - Жуковой Д.И., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга Штыга Т.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Шаровой Н.В., в котором истец просил истребовать из незаконного владения ответчицы жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" прекратить право пользования ответчицы вышеуказанным помещением, выселить ответчицу из комнаты без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что вышеуказанное помещение, незаконно занятое Шаровой Н.В., является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, решение в соответствии со ст. 99 Жилищного кодекса РФ о предоставлении Шаровой Н.В. служебного жилого помещения уполномоченным органом не принималось, договор найма специализированного жилого помещения не заключался, ответчица в списках на получение служебного жилого помещения не состоит.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 02 ноября 2016 года исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворены. Судом постановленопрекратить право пользования Шаровой Н.В. жилым помещением - комнатой "адрес" истребовать вышеуказанное жилое помещение из незаконного владения Шаровой Н.В., выселить Шарову Н.В. из вышеуказанного жилого помещения, взыскать с Шаровой Н.В. в доход государства государственную пошлину в размер 600 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик Шарова Н.В. просит решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 02 ноября 2016 года отменить, считая его неправильным, постановленным при нарушении норм материального и процессуального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции ответчик Шарова Н.В., третьи лица ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции не поступало, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения участника процесса, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на недопустимости произвольного лишения жилища.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Материалами дела установлено, что 01 октября 2014 года между ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление" МО РФ и Шаровой Н.В. был заключен трудовой договор N 29, в соответствии с условиями которого ответчица принята на должность юрисконсульта в отдел правовой экспертизы документов по имущественным вопросам и организации судебной защиты имущественных интересов.
Из материалов дела следует, что Шарова Н.В. является членом Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил Западного военного округа. Профсоюзной организацией 06 мая 2015 года было принято решение о предоставлении Шаровой Н.В. жилого помещения в общежитии на основании п. 65 "Отраслевого соглашения между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2014-2016 годы" (утв. Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России, Министром обороны РФ 20.01.2014).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственником общежития по адресу: "адрес", является Российская Федерация в лице Министерства Обороны РФ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18 марта 2015 года сделана запись регистрации N ...
Спорное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" находится в оперативном управлении ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (регистрационная запись от 11 июля 2014 года), является общежитием, т.е. относится к специализированному жилищному фонду.
На основании акта приема-передачи от 01 августа 2015 года заведующей общежитием Е.Л.В. была передана Шаровой Н.В. комната N ... по адресу: "адрес", одновременно с актом Шаровой Н.В. 01 августа 2015 года было подписано обязательство об освобождении жилого помещения после расторжения трудового договора, в филиале "Санкт-Петербургский" АО "Славянка" был оформлен лицевой счет на Шарову Н.В. по оплате коммунальных услуг.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что Шарова Н.В. имеет постоянную регистрацию по адресу: "адрес"
В соответствии с п. 65 "Отраслевого соглашения между профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2014 - 2016 годы" (утв. Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России, Министром обороны РФ 20 января 2014 года), лица из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части или близлежащих населенных пунктах.
Предоставление специализированных жилых помещений и выселение из них осуществляются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно п. 2 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются по установленным этим же Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Инструкцией об организации в Вооруженных Силах Российской федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года N 485, определен порядок организации в Министерстве обороны Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии гражданам, проходящим гражданскую службу, работающим по трудовому договору в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.
Предоставление и использование служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
В соответствии с п. 3 Инструкции служебные жилые помещения пи жилые помещения в общежитиях предоставляются лицам гражданского персонала, не обеспеченным жилыми помещениями по месту прохождения службы (работы), на период прохождения службы (работы) в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктом 1 Приказа Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455 (ред. от 22.03.2012) "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" установлено определить Департамент, жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановления и инструкций (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п. 2 данного Приказа уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, а именно в Северо-Западном регионе - через федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (ЗРУЖО), в полномочия которого входит в соответствии с инструкцией предоставление жилого помещения.
В соответствии со ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В ходе судебного разбирательства ответчицей в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено доказательств отнесения ответчика к какой-либо из категорий граждан, указанных в ч. 2 ст. 102 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с положениями ст. 208 Гражданского кодекса РФ при отсутствии законных оснований для вселения и законного права пользования спорным жилым помещением истец вправе поставить вопрос об освобождении жилого помещения (ст. 304 ГК РФ).
В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Из разъяснений, данных в п. 32 постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что применяя ст. 301 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Материалами дела подтверждается, что уполномоченным органом в лице ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации решение о включении ответчика в список на получение жилого помещения, решение о предоставлении ответчику служебного жилого помещения в установленном законом порядке не принимались, договор найма служебного жилого помещения или договор найма жилого помещения в общежитии не заключался.
Учитывая, что собственник не принимал решение о предоставлении ответчику спорного жилого помещения для проживания, профсоюзная организация, гражданского персонала Вооруженных Сил Западного военного округа, принявшая решение о предоставлении ответчице спорного жилого помещения не вправе распоряжаться имуществом, находящимся в государственной собственности, что свидетельствует о том, что спорное жилое помещение Шарова Н.В. занимает неправомерно, без законных оснований, процедура вселения ее в указанное жилое помещение нарушена, в связи с чем исковые требования Министерства обороны Российской Федерации о прекращении права пользования Шаровой Н.В. занимаемого жилого помещения, истребовании помещения из ее незаконного владения, выселении подлежат удовлетворению.
В апелляционной жалобе Шарова Н.В. выражает несогласие с указанными выводами суда, ссылаясь на то, что она являлась сотрудником ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны РФ, а так же членом профессионального союза гражданского персонала вооруженных сил РФ, предоставление ей спорного жилого помещения производилось на основании п. 65 "Отраслевого соглашения между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2014 - 2016 годы", поскольку ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации осуществляет оперативное управление жилым зданием общежития.
Судебная коллегия полагает данные доводы несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права и подлежащими отклонению в связи со следующим.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ (п. 1, 3 ст. 214 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса РФ права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ.
В силу п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с этим Кодексом (статьи 294, 296).
Согласно ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Принимая во внимание приведенные положения закона, учитывая, что собственником имущества, закрепленного за ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны Российской Федерации является Российская Федерация, следовательно, органом, осуществляющим в установленном порядке полномочия собственника, является Министерство обороны Российской Федерации. При этом Министерство обороны Российской Федерации предоставило полномочия по предоставлению лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии специальному органу - ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации.
Согласно п.п. 5, 6, 9 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года N485 "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" вопросы предоставления служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала рассматриваются Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации или соответствующими региональными управлениями жилищного обеспечения (структурными подразделениями регионального управления). Решение о предоставлении служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии принимается руководителем уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа). Передача лицу гражданского персонала служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии осуществляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) по акту приема-передачи, подписываемому уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) и лицом гражданского персонала.
Приказом Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года N1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" установлено, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации: федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
До издания Приказа Министра обороны РФ от 18 июля 2014 года N 485, действовал Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" из которого следует, что в МО РФ создан уполномоченный орган - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, на который возложены функции по учету очередников, ведению единого государственного реестра, предоставлению (распределению) жилья (ГЖС) и иные функции, связанные с обеспечением жилыми помещениями по договору социального найма и служебными жилыми помещениями.
Таким образом, поскольку приказами Министра обороны Российской Федерации определен уполномоченный орган, на который возложены функции по вопросам жилищного обеспечения, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации" таким органом не является, следовательно, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования.
Довод Шаровой Н.В. о том, что она обращалась в ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ с заявлением по вопросу предоставления служебного помещения, письмом ей было указано, какие документы должны быть предоставлены в 14-дневный срок с момента получения данного уведомления, также не может быть принят судом, поскольку решение о предоставлении специализированного жилого помещения либо о признании нуждающейся в жилом помещении в отношении Шаровой Н.В. не принималось, бездействие ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ в судебном порядке ответчиком не обжаловалось.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал правильной оценки представленным доказательствам являются несостоятельными.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 02 ноября 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Шаровой Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.