Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдинова Г. Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ижевске 17 мая 2017 г. жалобу Управления финансов Администрации муниципального образования "Вавожский район" на постановление врио начальника ОГИБДД МО МВД России "Увинский" К.К.В. от 26 января 2017 г., решение судьи Увинского районного суда Удмуртской Республики от 21 марта 2017 г., вынесенные в отношении Управления финансов Администрации муниципального образования " "адрес"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением врио начальника ОГИБДД МО МВД России "Увинский" К.К.В., оставленным без изменения решением судьи Увинского районного суда Удмуртской Республики от 21 марта 2017 г., Управление финансов Администрации муниципального образования "Вавожский район" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, заместитель Главы Администрации Вавожского района по финансовым вопросам - начальник Управления финансов Б.А.А. просит об отмене постановления врио начальника ОГИБДД МО МВД России "Увинский" от ДД.ММ.ГГГГ, решения судьи Увинского районного суда Удмуртской Республики, вынесенных в отношении Управления финансов Администрации муниципального образования "Вавожский район" Удмуртской Республики по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая принятые акты незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ около 09 час. 15 мин. на 44 км автодороги Ижевск - Уфа, Увинского района Удмуртской Республики сотрудниками ГИБДД было остановлено транспортное средство ВАЗ 21104, государственный регистрационный знак N, под управлением Р.В.С., владельцем которого является Управление финансов Администрации муниципального образования "Вавожский район". При этом выявлено, что транспортное средство перед выездом предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств не прошло (отсутствует отметка механика в путевом листе).
Частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать в соответствии с требованиями названного Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями абзаца пятого пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.
Из смысла приведенных положений Закона в их взаимосвязи следует, что субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются лица, осуществляющие перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Во исполнение статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7 (ред. от 05.09.2016) утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации (далее - Правила обеспечения безопасности).
Согласно пункту 32 Правил обеспечения безопасности, обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов достигается:
обеспечением безопасных условий перевозок грузов;
обеспечением безопасных условий организации регулярных перевозок пассажиров;
обеспечением безопасных условий организации и осуществления перевозок пассажиров по заказам;
обеспечением безопасных условий организации и осуществления перевозок пассажиров легковым такси;
обеспечением безопасных перевозок пассажиров и грузов в особых условиях.
Согласно части 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации; названный Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
В статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) регулярные перевозки;
2) перевозки по заказам;
3) перевозки легковыми такси.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.11.2007 N259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" для целей названного Федерального закона используются следующие основные понятия:
пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;
перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
Статьей 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О транспортной безопасности" определены следующие понятия:
перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя, в том числе транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.
Автомобиль ВАЗ 21104, государственный регистрационный знак N принадлежит Управлению финансов Администрации муниципального образования "Вавожский район" Удмуртской Республики (далее - Управление финансов).
Управление финансов является казенным учреждением, для осуществления управленческих функций.
Положением об Управлении финансов, утвержденным решением Вавожского районного Совета депутатов от 29.05.2009 г. N253 определены основные задачи и функции: реализация основных направлений единой финансовой и бюджетной политики; составление проекта бюджета; ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности; совершенствование методов бюджетного планирования и бюджетного финансирования; организация исполнения и исполнение бюджета района и др.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Управления финансов является "деятельность органов местного самоуправления муниципальных районов".
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт осуществления Управлением финансов Администрации муниципального образования "Вавожский район" перевозки грузов. Из Положения об Управлении финансов следует, что Управление финансов не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов как вида деятельности. Наличие у Управления финансов на балансе автомобиля, само по себе не является основанием для возложения на него обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, установленных для профессиональных перевозчиков пассажиров, грузов и багажа. Транспортировка Управлением финансов на принадлежащем ему автомобиле сотрудника Управления финансов в целях осуществления деятельности Управления, исходя из анализа вышеприведенных норм права, не является перевозкой.
В ходе производства по настоящему делу было установлено, что водитель Р.В.С. осуществлял деятельность по эксплуатации транспортного средства.
При этом непосредственная деятельность Управления финансов Администрации муниципального образования "Вавожский район" не связана с деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом.
Сам факт эксплуатации транспортного средства Управлением финансов Администрации муниципального образования "Вавожский район" об этом не свидетельствует.
При таких обстоятельствах постановление врио начальника ОГИБДД МО МВД России "Увинский" от 26 января 2017 г., решение судьи Увинского районного суда Удмуртской Республики от 21 марта 2017 г. подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу акты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Удмуртской Республики
решил:
жалобу Управления финансов Администрации муниципального образования "Вавожский район" удовлетворить.
Постановление врио начальника ОГИБДД МО МВД России "Увинский" от 26 января 2017 г., решение судьи Увинского районного суда Удмуртской Республики от 21 марта 2017 г. отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.