Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей А.В. Мелихова и Э.И. Садыковой
при секретаре судебного заседания Л.М. Назмутдиновой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Э.И. Садыковой гражданское дело по апелляционным жалобам Л.В.А. и Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (филиал N 14) на решение Дрожжановского районного суда Республики Татарстан от 16 февраля 2017 года, которым с учетом определения Дрожжановского районного суда Республики Татарстан от 28 марта 2017 года постановлено:
взыскать с Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в пользу Л.В.А. проездные расходы в размере 1 000 (одна тысяча) руб., почтовые расходы в размере 37 (тридцать семь) руб., проездные расходы в размере 350 (триста пятьдесят) руб., в остальной части исковых требований истцу отказать.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца Л.В.А., представителя ответчика Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (филиал N 14) О.Ю.В. в поддержку своих апелляционных жалоб, пояснения этих же лиц, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы ответной стороны, представителя ответчика Государственного комплексного учреждения "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" Е.О.К., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (филиал N 14), представителя ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" С.Р.И., возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.В.А. обратился в суд с иском к Государственному комплексному учреждению (далее по тексту ГКУ) "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан", Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан (филиал N 14), отделу социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Дрожжановском районе о возмещении проезда к месту лечения и обратно.
В обоснование иска указал, что с 11 по 28 января 2016 года он находился на лечении в санатории " "данные изъяты"". В дальнейшем он обратился с заявлением в ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан", ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан (филиал N 14), отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Дрожжановском районе о выплате проездных по месту лечения и обратно, однако в удовлетворении требований ему было отказано, хотя он от социальных услуг не отказывался. В связи с этим он считает, что нарушены его права и законные интересы в получении компенсации проездных расходов к месту лечения и обратно, вследствие незаконных действий ответчиков ему причинен моральный вред.
На основании изложенного истец просил суд признать действие (бездействие) ответчиков незаконными; обязать возместить (компенсировать) проезд туда и обратно в санаторий " "данные изъяты"" в сумме 1 000 руб.; выплатить судебные расходы, возместить моральный вред.
В судебном заседании истец увеличил исковые требования в части взыскания проездных расходов в связи с явкой в судебные заседания, предоставил проездные билеты, почтовые расходы, также заявил ходатайство в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами с декабря 2015 года по февраль 2017 года. Просил суд признать действие (бездействие) ответчика ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан (филиал N 14) незаконным и взыскать с ответчика моральный вред в размере 3 000 руб. или с каждого, взыскать проездные расходы в связи явкой на судебные заседания, также почтовые расходы.
В судебном заседании истец иск поддержал.
Суд иск удовлетворил частично в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об изменении решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе приводит те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, настаивает на своей правовой позиции по делу. Указывает, что при принятии решения судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального права. В мотивировочной части решения не указана причина отказа в признании действий (бездействия) ответчика незаконным.
В апелляционной жалобе ответчика ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан (филиал N 14) ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Указывается, что суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно определилответчика по данному гражданскому делу. Обращается внимание на то, что региональным отделением не были нарушены требования действующего законодательства, регулирующего порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Действующее законодательство не предусматривает обязанности гражданина, являющегося получателем набора социальных услуг, самостоятельно приобретать проездные билеты к месту лечения.
В возражениях истца на апелляционную жалобу ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан (филиал N 14) указывается на необоснованность изложенных в ней доводов, решение суда принято законно и обоснованно, подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
По делу также от представителя ответчика ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" поступили возражения на апелляционную жалобу ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан (филиал N 14), а от представителя ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" поступили отзывы, как на апелляционную жалобу истца, так и на апелляционную жалобу ответчика ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан (филиал N 14), в которых считает решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции истец и представитель ответчика ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан (филиал N 14) поддержали свои апелляционные жалобы по приведенным в них доводам, соответственно возражали против апелляционной жалобы другой стороны и просили решение суда изменить, принять новое решение об удовлетворении иска, отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Представители ответчиков ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан возражали против удовлетворения апелляционных жалоб и просили решение суда оставить без изменения.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера нарушения норм материального права, допущенные судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является инвалидом "данные изъяты", инвалидность установлена бессрочно, подтверждается справкой "данные изъяты".
Истец находился на санаторно-курортном лечении в "данные изъяты" Санаторий " "данные изъяты"" по путевке "данные изъяты" с 11 по 28 января 2016 года, что подтверждается справкой, выданной главным врачом санатория " "данные изъяты"" от 25 января 2016 года.
После приезда из санаторно-курортного лечения, 17 марта 2016 года, истец обратился с заявлением в отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Дрожжановском районе о возмещении проездных расходов в размере 1 000 руб., самостоятельно приобретенных на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
30 марта 2016 года начальник отдела социальный защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Дрожжановском районе истцу направил письменный ответ, в котором указал, что в связи с передачей полномочий в ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан возмещение проезда к месту лечения и обратно производит Фонд социального страхования.
Истец 1 апреля 2016 года обратился в ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан (филиал N14) в "данные изъяты" с заявлением о компенсации проездных расходов в связи с выездом на санаторно-курортное лечение с 11 по 28 января 2016 года. ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан (филиал N14) также отказал истцу в выплате компенсации, указывая, что выплата компенсации за проезд действующим законодательством не предусмотрена, а предусмотрена лишь выдача специальных талонов.
Разрешая дело, суд первой инстанции применил к спорным отношениям положения пункта 8 статьи 6.1, статьи 6.2, пункта 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, положения Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328.
При этом со ссылкой на заключенное 15 ноября 2010 года Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан Соглашение о передаче Правительству Республики Татарстан осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, которое утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2417-р, а также на пункты 4.1 и 4.2, действовавших до 2016 года Порядка, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 октября 2011 года N 877 "О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечении и обратно", пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о компенсации проездных расходов за счет Фонда социального страхования, поскольку с 2016 года обязанность по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно возложена на ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены в Федеральном законе от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в пункте 8 данной нормы названы инвалиды.
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого федерального закона, набора социальных услуг включается, в частности бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В части 1 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ определено, что на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 рублей в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ установлено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, определяющие порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (подпункт "б" пункта 1 Правил) (далее - Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг).
Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в отношении категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. К такой категории лиц, относятся инвалиды (подпункт "з" пункта 2 Правил).
На основании пункта 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в частности Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Подпунктом "б" пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта:
железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности) (абзац второй данного подпункта);
водным транспортом третьей категории;
автомобильным транспортом общего пользования;
авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым данного подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга. При использовании авиационного транспорта для проезда граждан к месту лечения и (или) обратно проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту лечения либо если оформление (приобретение) проездных документов (билетов) на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту лечения и (или) обратно.
В силу пункта 22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг Фонд социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов на оплату проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и другими транспортными организациями.
Порядок направления граждан органами исполнительными власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний и форма направления утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 года N 617 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом и заполняется Талон N 2 указанного образца. Талон N 2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения его специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
Порядок предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, определен Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 271н (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 11.2 Административного регламента предоставление заявителю специальных талонов и (или) именных направлений для проезда к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, осуществляется не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, предусмотренных пунктом 14 Административного регламента.
Из приведенного правового регулирования следует, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно инвалида производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку, при этом гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно. Компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином - получателем набора социальных услуг, положениями нормативных актов, регулирующих порядок предоставления гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, также не предусмотрена.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении исковых требований Л.В.А., неправильно истолковал положение подпункта "б" пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, устанавливающее случаи, при которых возможно предоставление бесплатного проезда гражданам - получателям набора социальных услуг. При этом проезд к месту лечения и обратно предоставляется только по талонам на проезд, то есть в натуре, оплата его стоимости при самостоятельном приобретении билетов нормативными положениями не предусмотрена.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для взыскания в пользу Л.В.А. расходов на проезд к месту лечения и обратно.
С учетом изложенного обжалуемое решение нельзя признать законным, поскольку оно принято с нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска к ответчику ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан о возмещении расходов на проезд к месту лечения и обратно.
Принимая во внимание о принятии решения об отказе в удовлетворении иска Л.В.А. о возмещении расходов на проезд к месту лечения и обратно, то и его ходатайства о возмещении иных проездных расходов, а также заявление о выплате проездных расходов, представленное суду апелляционной инстанции, подлежат отклонению в силу норм процессуального права.
Согласно положениям статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Правила, изложенные в части первой настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
В случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дрожжановского районного суда Республики Татарстан от 16 февраля 2017 года по данному делу отменить в части удовлетворения иска, принять в этой части новое решение.
В удовлетворении иска Л.В.А. к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социальной страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о возмещении проезда к месту лечения и обратно отказать.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (филиал N 14) удовлетворить.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Л.В.А. оставить без удовлетворения.
В удовлетворении ходатайства Л.В.А. о выплате проездных расходов отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.