Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи
Рогозина К.В.,
судей
Онищенко Т.С., Синани А.М.,
при секретаре
Гамуровой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 15 февраля 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 27 декабря 2016 года обратился в суд с данным иском и просил:
признать незаконным решение ответчика N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости;
обязать ответчика включить в его специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, следующие периоды: нахождение на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождение на учебных сборах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; работы в Симферопольском специализированном Управлении N треста "Азовстальреконструкция" в должностях мастера участка, прораба и старшего и прораба с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
обязать ответчика назначить ему пенсию досрочную по старости со дня обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 4-10/.
Заявленные требования истец обосновывал тем, что решением ответчика N от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа. При этом, в льготный стаж работы ответчиком не включены спорные периоды. С указанным решением истец не согласен, считает отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным и не обоснованным. Специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию составляет 12 лет 8 месяцев 15 дней. Решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости нарушает право истца на дальнейшее назначение ему пенсии по возрасту на льготных условиях по списку N 2.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 15 февраля 2017 года указанный иск удовлетворен частично / л.д. 89-95/.
Отменено решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право ФИО1 на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с работой с тяжелыми условиями труда, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - повышение квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учебные сборы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности мастера, прораба участка, старшего прораба на участке.
В удовлетворении остальных требований ФИО1 отказано.
Взыскано с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республике Крым в пользу ФИО1 государственная пошлина в размере 300 руб.
Не согласившись с данным решением суда, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /л.д. 99-102/.
Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, учебных сборах и отсутствия заработной платы, а также спорный период работы в должности прораба и старшего прораба включены в общий стаж работы истца, а в льготный стаж работы по Списку N2 спорные периоды не включены, поскольку право на назначение пенсии по старости по представленным документам не подтверждено. Специальный стаж работы истца по списку N2 составил 6 лет и 3 месяца, общий страховой стаж - более 30 лет, таким образом, право на назначение пенсии по старости, согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" возникает при достижении возраста 58 лет - с 03 октября 2017 года. Действия Управления при выполнении функций по назначению и выплате пенсий совершены на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным законодательством обоснованно, с соблюдением принципа равенства перед законом.
Истцом предоставлены письменные возражения, в которых ФИО1 просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы /л.д. 117-122/.
Представитель ответчика - ФИО10 в заседании суда апелляционной инстанции жалобу поддержала по изложенным в ней доводам в полном объеме и просила ее удовлетворить, отменить решение суда первой инстанции и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Истец - ФИО1 в заседании суда апелляционной инстанции просил оставить решение суда первой инстанции без изменений по основаниям, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу, ссылаясь на необоснованность доводов апеллянта.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" N13 от 19 июня 2012 года, суд апелляционной инстанции на основании абзаца 2 части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, не связывая себя доводами жалобы, представления.
Под интересами законности, исходя из смысла статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые дают суду, рассматривающему дело, основания для выхода за пределы жалобы, следует понимать необходимость обеспечения по рассматриваемому делу правильного его рассмотрения, в целях й защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка.
С учетом изложенного и в интересах законности представляется возможным и необходимым при рассмотрении апелляционной жалобы по данному делу выйти за пределы ее доводов и обратить внимание на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права, не указанные в доводах жалобы.
Как усматривается из материалов дела, истец - ФИО1 приказом N-К от ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу с ДД.ММ.ГГГГ мастером на Симферопольский участок СУ-117 треста "Азовстальреконструкция".
На основании приказа N-К (пункт 4) от ДД.ММ.ГГГГ мастер Симферопольского участка СУ-117 треста "Азовстальреконструкция" ФИО1 был направлен на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Днепропетровский ИСИ, с оплатой согласно закону.
В соответствии с приказом N (пункт 4) от ДД.ММ.ГГГГ, мастер Симферопольского участка СУ-117 треста "Азовстальреконструкция" ФИО1 согласно Закону СССР "О всеобщей воинской обязанности" был призван на учебные сборы с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 20 дней, т.е. по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведен прорабом на участок.
Приказом N-к от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведен старшим прорабом на участок.
Приказом N-а от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведен прорабом на участок.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен переводом в ОАО "Южстальмонтаж".
Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истца.
Согласно архивным справкам, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно работал мастером, прорабом и страшим прорабом в Симферопольском специализированном Управлении N треста "Азовстальреконструкция" и ему начислялась заработная плата: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
В ведомостях на заработную плату отсутствуют начисления за периоды общей продолжительностью 1 год и 3 месяца (15 месяцев), а именно:
за ДД.ММ.ГГГГ года,
ДД.ММ.ГГГГ года,
ДД.ММ.ГГГГ года,
ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с историческими справками, приказом Минмонтажспецстроя УССР от 11 июня 1987 года N96 трест "Азовстальреконструкция" был переведен в г. Симферополь и переименован в трест "Крымстальреконструкция".
Приказом Минмонтажспецстроя УССР от 20 марта 1989 года N41 трест "Крымстальреконструкция" был переименован в трест "Южстальмонтаж" и ССУ-117 перешло в его ведение, а трест передан в подчинение Главного управления "Укрглавстальмонтаж".
С мая 1991 года трест "Южстальмонтаж" был передан в ведение Научно-производственного объединения (НПО) "Укрстальмонтаж".
На основании приказа Украинской государственной корпорации по выполнению монтажных и специальных строительных работ ("Укрмонтажспецстрой" УССР) от 29 января 1992 года N18 трест "Южстальмонтаж" был преобразован в Арендный трест "Южстальмонтаж" Украинской государственной корпорации "Укрмонтажспецстрой" с 01 января 1992 года.
Согласно решению учредителей от 06 марта 1996 года Арендный трест "Южстальмонтаж" был преобразован в ОАО "Южстальмонтаж".
Приказом ОАО "Южстальмонтаж" от 20 марта 1996 года N35 все подведомственные организации треста переименованы в филиалы и ССУ-117 стал называться Филиал ССУ-117.
Приказом ОАО "Южстальмонтаж" от 10 августа 1998 года N107 Филиал ССУ-117 ликвидирован с 10 октября 1998 года.
По обращению должника - ОАО "Южстальмонтаж" решением Хозяйственного суда АР Крым была начата процедура банкротства санации должника и постановлением Хозяйственного суда АР Крым от 14 февраля 2008 года ОАО "Южстальмонтаж" было признано банкротом, а постановлением Хозяйственного суда АР Крым от 21 октября 2010 года исключено из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины и Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.
ДД.ММ.ГГГГ истец - ФИО1 обратился с заявлением в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о назначении страховой пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в виду отсутствия специального стажа.
Как следует из данного решения, ответчиком в льготный стаж работы истца по СпискуN2 были включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц и 16 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца и 18 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца и 28 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 7 месяцев и 16 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 10 месяцев), в связи с чем, специальный стаж работы ФИО1 составил 6 лет 3 месяца и 18 дней /л.д. 131/, однако ответчиком в специальный стаж истца засчитано 6 лет 3 месяца и 15 дней его работы в указанные периоды, но ФИО1 это не оспаривает.
При этом, ответчиком в льготный стаж истца по СпискуN2 не было засчитано 6 лет 9 месяцев и 2 дня/л.д. 52, 132/, а именно не включены следующие периоды его работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц и 11 дней - период нахождения истца на курсах повышения квалификации);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 дней - период нахождения истца на учебных сборах согласно Закону СССР "О всеобщей воинской обязанности");
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц в виду отсутствия начислений истцу в ведомостях на заработную плату);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 лет 6 месяцев и 1 день - период работы истца в должностях мастера участка, прораба и старшего прораба, т.к. указанные должности не поименованы Списком N2, а документов, свидетельствующих о тождественности выполняемых работ должностным инструкциям производителя работ, не предоставлено).
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" N25 от 20 декабря 2005 года, период работы, подлежащей зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений организаций, в которых он работал и т.п.).
Федеральным законом "О страховых пенсиях" N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года (далее - Закон 400-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" N167-ФЗ от 15 декабря 2001 года установлены основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Согласно статье 6 Закона 400-ФЗ, устанавливаются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости; страховая пенсия по инвалидности; страховая пенсия по случаю потери кормильца.
В силу статьи 8 Закона 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частями 2-4 статьи 30 Закона 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято Постановление N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N665).
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления N665, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" N10 от 26 января 1991 года (далее - Список N2 от 26 января 1991 года);
Список N2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" N1173 от 22 августа 1956 года - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список N2 от 22 августа 1956 года).
Таким образом, для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место с 1 января 1992 года, применению подлежит Список N2 от 26 января 1991 года, которым в разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" предусмотрены должности производителя работ (прораба), мастера строительных и монтажных работ.
Для назначения досрочной пенсии необходимо доказать, что в установленный срок работа проходила в строительной организации или в организации, где структурно выделен строительный участок (отдел, цех), а в трудовой книжке достаточно записи "мастер", "прораб".
В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года N367, предусмотрена профессия "производитель работ" ("прораб") и "мастер участка".
Постановлением Министерства труда Российской Федерации N37 от 21 августа 1998 года утвержден Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, в пункте 1 "Должности руководителя" раздела ? "Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях" указан производитель работ (прораб) с его должностными обязанностями и требованиями к квалификации.
Согласно пункту 7 данного постановления, применение должностного наименования "старший" возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность старшего может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.
Таким образом, должность старшего прораба предполагает выполнение работником, в том числе и обязанностей прораба.
Обязанности старшего прораба, как производной должности, определяются на основе базовой должности - производитель работ.
Также, в пункте 1 "Должности руководителя" раздела ? "Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях" Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих указан мастер участка с его должностными обязанностями и требованиями к квалификации.
Согласно Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 года N 787, обязанности прораба определены на основе базовой должности производителя работ. Списком N2 предусмотрены "производители работ".
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N188 от 23 апреля 2008 года утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях", в подпункте 4.1 "Должности руководителей" пункта 4 "Строительство" Раздела "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности" которого также указан производитель работ (прораб) с его должностными обязанностями и квалификационными требованиями.
Из содержания указанных справочников следует, что прораб (сокращение от производителя работ) - должность руководителя среднего звена на стройке. Прораб осуществляет руководство строительством на своём участке. Прораб обеспечивает выполнение заданий по вводу объектов в эксплуатацию в установленные сроки, организует производство, обеспечивает соблюдение технологии производства, ведёт учёт выполненных работ, оформляет техническую документацию, участвует в сдаче объектов в эксплуатацию, устанавливает мастерам производственные задания по объемам строительно-монтажных и пусконаладочных работ, контролирует их выполнение. На должность производителя работ (прораба) назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в строительстве на инженерно-технических должностях не менее 3 лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в строительстве на инженерно-технических должностях не менее 5 лет.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному к выводу, что текстуально "производитель работ" наравне с "прорабом" дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем, доводы жалобы в данной части отклоняются, как несостоятельные.
Представленные истцом документы достоверно подтверждают тождественность характера выполнения им работ мастера, характеру выполняемых работ по должности мастера строительно-монтажных работ, поскольку ФИО1 работал в одном и том же строительном предприятии, занятом строительством, выполнял одни и те же функциональные обязанности мастера строительно-монтажных работ.
Характер выполняемых истцом работ в качестве мастера на данном предприятии полностью соответствовал характеристике работы мастера строительных и монтажных работ.
При этом неполное указание наименования должности истца в трудовой книжке, как и отсутствие у истца возможности представить в связи с ликвидацией предприятия штатные расписания, должностные инструкции, характеристики рабочего места и иные документы, которые могли бы подтвердить его занятость в качестве мастера строительных и монтажных работ, не являются обстоятельствами, влияющими на реализацию им конституционного права на социальное обеспечение.
В пункте 5 Разъяснения от 22 мая 1996 года "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29, указано, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом, в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В силу пункта 3 Постановления N665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила N516).
Правилами N516 не предусмотрена возможность включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, простоях, а так же периодов, за которые отсутствует начисление заработной платы.
При таких обстоятельствах, включению в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не подлежат периоды, за которые отсутствует начисление заработной платы, а именно: ДД.ММ.ГГГГ (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц), ДД.ММ.ГГГГ (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 4 месяца) ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ - 6 месяцев) ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) ДД.ММ.ГГГГ (всего 15 месяцев или 1 год и 3 месяца).
Таким образом, зачислению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, подлежит 5 лет 4 месяца и 1 день /л.д. 133/ за период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях мастера, прораба и старшего прораба (6 лет 6 месяцев и 1 день за вычетом 1 года и 2 месяцев).
Суд первой инстанции в нарушение требований Правил N516 включил в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды: август - ноябрь (с 01 августа по 30 ноября - 4 месяца) 1995 года, июль-декабрь (с 01 июля по 31 декабря - 6 месяцев) 1997 года март-июнь (с 01 марта по 30 июня - 4 месяца) 1998 года (всего 14 месяцев или 1 год и 2 месяца), за которые отсутствует начисление заработной платы.
С учетом изложенного, обжалуемое решение суда в указанной части подлежит изменению на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с вышеприведенными расчетами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц и 11 дней) и на учебных сборах согласно Закону СССР "О всеобщей воинской обязанности" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 дней), действующим законодательством не предусмотрено, повторяют позицию ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которая была предметом исследования и оценки суда, не опровергают выводов суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняются судебной коллегией, как несостоятельные.
Так, в соответствии с пунктом 4 Правил N516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N2-П, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
Положениями статьи 112 Кодекса законом о труде РСФСР от 09 декабря 1971 года (в редакции, действовавшей по состоянию на 1985 год) предусматривалось, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Аналогичные положения были предусмотрены статьей 122 Кодекса законом о труде УССР от 10 декабря 1971 года (в редакции, действовавшей по состоянию на 1985 год).
Также, статьей 111 Кодекса законом о труде РСФСР от 09 декабря 1971 года (в редакции, действовавшей по состоянию на 1986 год) устанавливалось, что на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если по действующему законодательству Союза ССР и РСФСР эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, рабочим и служащим гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Рабочим и служащим, привлекаемым к выполнению обязанностей, предусмотренных Законом СССР о всеобщей воинской обязанности, предоставляются гарантии и льготы в соответствии с этим Законом
Аналогичные положения были предусмотрены статьей 119 Кодекса законом о труде УССР от 10 декабря 1971 года (в редакции, действовавшей по состоянию на 1986 год).
В соответствии с положениями Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности", граждане освобождаются от работы в установленном порядке на время выполнения обязанностей, связанных с воинским учетом, припиской к призывным участкам, призывом на действительную военную службу, учебные и поверочные сборы, а также командирские занятия. За рабочими, служащими и колхозниками, привлекаемыми к выполнению указанных обязанностей, сохраняется средний заработок по месту их постоянной работы (статья 71).
За рабочими, служащими и колхозниками, призванными на сборы или привлеченными к командирским занятиям, сохраняется за время сборов (командирских занятий), включая и время следования в пути до воинской части и обратно, занимаемая должность (работа) и выплачивается им по месту работы средний заработок.
Указанные лица не подлежат увольнению с работы со дня получения повестки о призыве до возвращения со сборов (командирских занятий), кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения или организации (статья 72).
С учетом изложенного, периоды нахождения истца, как на курсах повышения квалификации, так и на учебных сборах согласно Закону СССР "О всеобщей воинской обязанности", являлись периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в пенсионный фонд.
Факт начисления истцу заработный платы в указанные периоды его работы подтверждается архивными справками.
Таким образом, зачислению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, подлежат 2 месяца - периоды его нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц и 11 дней) и на учебных сборах согласно Закону СССР "О всеобщей воинской обязанности" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 дней).
При таких обстоятельствах, требования истца о включении указанных периодов являются законными и обоснованными, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно их удовлетворил, а доводы ответчика в данной части не согласуются с вышеприведенными нормами законодательства, в связи с чем подлежат отклонению.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец достиг возраста полных 56 лет, специальный стаж его работы по Списку N2 составил 11 лет 9 месяцев и 16 дней (6 лет 3 месяца и 15 дней, которые засчитал ответчик, + 5 лет 6 месяцев и 1 день, которые ответчик обязан засчитать по решению суда), общий страховой стаж - более 30 лет.
Поскольку истец проработал на работах по Списку N2 более половины установленного срока, а именно 11 лет 9 месяцев и 16 дней, и имеет требуемую продолжительность страхового стажа, а именно более 30 лет, то страховая пенсия, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона 400-ФЗ, подлежит назначению ему с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Закона 400-ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы (за 2 года и 6 месяцев такой работы - при достижении 59 летнего возраста, за 5 лет такой работы - при достижении 58 летнего возраста, за 7 лет и 6 месяцев такой работы - при достижении 57 летнего возраста, а при 10 годах такой работы - при достижении 56 летнего возраста).
Учитывая, что перечисленные периоды работы истца по Списку N2, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, достаточны ФИО1 для назначения досрочной пенсии на льготных условиях, с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Закона 400-ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы (соответственно за 10 лет такой работы - при достижении 56 летнего возраста), судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в части возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости, с даты обращения за ее назначением - ДД.ММ.ГГГГ.
Суд первой инстанции, принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, неправомерно отказал истцу в удовлетворении данного требования, в связи с чем, решение в данной части подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием нового о возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости, с даты обращения за ее назначением - ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда в части отмены решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости подлежит оставлению без изменений, поскольку выводы суда в данной части мотивированы, соответствуют вышеуказанным установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 февраля 2017 года изменить в части зачисления в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, периода работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера, прораба участка и старшего прораба участка (абзац 3 резолютивной части решения суда), обязав Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, следующие периоды работы ФИО1 в должности мастера участка, прораба участка и старшего прораба участка: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ - всего 5 лет 4 месяца и 1 день (т.е. без учета периодов работы ФИО1 в указанных должностях, за которые отсутствует начисление заработной платы, общей продолжительностью 1 год и 2 месяца, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 февраля 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости со дня обращения.
Принять по делу в данной части новое решение об удовлетворении указанных исковых требований.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях", с даты обращения за ее назначением - ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 февраля 2017 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.