Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Кураповой З.И.,
судьи - докладчика - Тимошенко Е.Г.,
судьи - Мостовенко Н.Р.,
при секретаре - Слабун О.Н.,
при ведении аудиопротоколирования,
с участием ФИО1,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Советского районного суда Республики Крым от 27.01.2017 года по делу N 2а-81/2017
по административному иску ФИО1
к администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым,
Советскому сельскому совету,
заинтересованные лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
сектор Архитектуры и градостроительства администрации Советского района Республики Крым,
о признании незаконным и отмене постановления, понуждении к совершению определенных действий.
Заслушав судью - докладчика Тимошенко Е.Г., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, -
УСТАНОВИЛА:
Решением Советского районного суда Республики Крым от 27.01.2017 года по делу N 2а-81/2017 отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым, Советскому сельскому совету, заинтересованные лица - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, сектор Архитектуры и градостроительства администрации Советского района Республики Крым, о признании незаконным и отмене постановления, понуждении Администрации Советского сельского поселения Республики Крым предоставить земельный участок бесплатно в частную собственность.
Не согласившись с указанным решением, ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Советского районного суда Республики Крым от 27.01.2017 года по делу N 2а-81/2017, приняв новое решение об удовлетворении искового заявления в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, что привело к вынесению неверного решения. Как указывает заявитель, основанием для отказа в предоставлении Шегера О.А. земельного участка явилось его несоответствие градостроительной документации. По мнению заявителя, указанное утверждение опровергается актом выбора и обследования земельного участка в натуре от декабря 2006 года, согласно которому предоставленный решением Советского поселкового совета от 18.02.2009 года (с учетом внесенных изменений 16.07.2009 года) Шегера О.А. земельный участок был признан пригодным для реконструкции "адрес" в "адрес". Указанный акт был согласован соответствующими органами, в том числе собственником данного земельного участка - Советским поселковым советом. Таким образом, по мнению Шегера О.А., обжалуемым постановлением администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым фактически отменены решения Советского поселкового совета АРК, при отсутствии у администрации полномочий на отмену решений органов местного самоуправления, изданных до перехода Республики Крым в состав Российской Федерации.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле.
В соответствии п. 1 ст. 296 КАС РФ в случае, если иное не установлено настоящим Кодексом, апелляционные жалобы, представления рассматриваются, в частности, верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом - на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов.
В судебном заседании ФИО1 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение суда первой инстанции, приняв новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Административный ответчик - Администрация Симферопольского района Республики Крым в судебное заедание явку своего представителя не обеспечила, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, подала ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие административного ответчика, извещенного надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав Шегера О.А., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что согласно архивной выписки из решения исполнительного комитета Советского поселкового совета Совествкого района Автономной Республики Крым N 15 от 27.02.2007 г. "О разрешении строительства и проектирования в пос. Советский", ФИО1 разрешено реконструкцию "адрес" с пристройкой жилой комнаты.
Решением 20 сессии 5 созыва 2 пленарного заседания Советского поселкового совета Автономной Республики Крым N 74 от 18.02.2009 года "О земельных вопросах" ФИО1 разрешено разработку проекта отвода на земельный участок площадью 55 кв.м для строительства и обслуживания жилой комнаты в "адрес" в долгосрочную аренду на 49 лет.
Решением - выпиской 22 сессии 5 созыва Советского поселкового совета Автономной Республики Крым N 97 от 16.07.2009 года "О земельных вопросах", Советский поселковый совет решилвнести изменения в решение 20 сессии 5 созыва N 74 от 18.02.2009 года п.20, изложив пункт 20.1 в следующей редакции: "Разрешить гр. Шегера О.А. проведение проектно-изыскательных работ и разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка общей площадью 55 кв.м. для пристройки и обслуживания жилой комнаты в "адрес"".
Постановлением (выписка) администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым N 18 от 12.02.2016 года "По предоставлению земельных участков в порядке "Переоформление прав и завершение оформления прав на земельные участки в границах территории Советского сельского поселения", ФИО1 отказано в предоставлении земельного участка (для пристройки и обслуживания жилой комнаты в 2-х этажном 16-ти квартирном доме) бесплатно частную собственность площадью 55 кв.м, в связи с несоответствием земельного участка градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Указанный ответ администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым обжалован ФИО1 в Советский районный суд Республики Крым.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности условий для признания оспоренного ненормативного акта незаконным, а также отсутствия оснований для предоставления вышеуказанного земельного участка бесплатно в частную собственность Шегера О.А.
Так, Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.03.2014 N 6-П "По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что наличие переходного периода само по себе является необходимым следствием образования в Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, разрешение же возможных противоречий, обусловленных особенностями переходного периода, может быть обеспечено как последующим федеральным законодательством, так и судебной практикой.
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК) Переоформление прав, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, должно быть завершено до 1 января 2019 года, а в части 4 - до 1 января 2018 года. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Абз. 1 ч.1 ст. 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК установлено, что Завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014г. N313 "Oб утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым" (далее - Порядок, положения указанного Порядка приведены в редакции, действующей на момент обращения истца в администрацию Советского сельского поселения Советского района Республики Крым и вынесения администрацией оспариваемого постановления) установлено следующее.
Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершений оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон).
Завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Согласно п. 5 Порядка N 313 возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым предусмотрено, что основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", а именно:
предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Основанием для отказа Шегера О.А. в предоставлении запрашиваемого земельного участка, послужило несоответствие земельного участка градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", что отражено в постановлении администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым N 18 от 12.02.2016 года "По предоставлению земельных участков в порядке "Переоформление прав и завершение оформления прав на земельные участки в границах территории Советского сельского поселения".
Как усматривается из материалов дела, Шегера О.А. просит в порядке переоформления прав и завершения оформления прав на земельные участки предоставить ей бесплатно в частную собственность земельный участок площадью 55 кв.м для пристройки и обслуживания жилой комнаты в 2-х этажном 16-ти квартирном доме.
Согласно выкопировке из генерального плана пгт. Советский Республики Крым многоквартирный дом N 99 по ул. Первомайской находится на территории двухэтажной застройки.
В силу п. 13 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются Федеральными законами.
Такими законами являются, в частности, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации.
При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ, в силу которой собственники помещений многоквартирного дома имеют право на получение на праве общей долевой собственности земельного участка, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на данном земельном участке объектами.
Таким образом, из системного толкования указанных норм следует, что в силу закона на земельный участок под многоквартирным жилым домом возникает только право общей долевой собственности, субъектами права выступают собственники помещений в этом доме.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что дом N 99 по ул. Первомайской в пгт. Советский Республики Крым, в котором находится квартира Шегера О.А., согласно генерального плана пгт. Советский находится в зоне двухэтажной застройки, получение последней в собственность земельного участка для реконструкции квартиры в многоквартирном доме не предоставляется возможным про причине не соответствия земельного участка градостроительной документации, о чем правомерно указано в Постановлении администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым N 18 от 12.02.2016 года.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Принимая во внимание отсутствие предусмотренной законом совокупности вышеназванных условий, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ФИО1, с учетом изложенных в ней доводов.
Вопреки доводам жалобы, нарушений положений Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", а также Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014г. N313, администрацией Советского сельского поселения Советского района Республики Крым при рассмотрении заявления Шегера О.А. о предоставлении ей земельного участка, не допущено.
Учитывая, что апелляционная жалоба не содержит правовых и фактических обстоятельств, указывающих на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ФИО1 на решение Советского районного суда Республики Крым от 27.01.2017 года по делу N 2а-81/2017 - оставить без удовлетворения.
Решение Советского районного суда Республики Крым от 27.01.2017 года по делу N 2а-81/2017 - оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Курапова З.И.
Судьи:
Тимошенко Е.Г.,
Мостовенко Н.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.