судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Берман Н.В., Торговченковой О.В.,
при секретаре Тиньковой И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Добровском районе Липецкой области на решение Липецкого районного суда Липецкой области от 09 февраля 2017 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение Управление Пенсионного фонда РФ в Добровском районе Липецкой области от 27 апреля 2016 года N 53 об отказе Лошиной О.И. в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Добровском районе Липецкой области назначить Лошиной О.И. страховую пенсию по старости в связи с работой в местностях Крайнего Севера в соответствии с п. ч.1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ , включив в страховой стаж периоды получения Лошиной О.И. пособия по безработице: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ г.; с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.; с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., а также включив в страховой и специальный стаж работы в местностях Крайнего Севера период работы у ИТД Макшаковой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Добровском районе Липецкой области произвести Лошиной О.И. перерасчет пенсии с
года с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,4 с учетом районного коэффициента 1,3.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Добровском районе Липецкой области в пользу Лошиной Ольги Ивановны судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей.
В остальной части исковых требований Лошиной О.И. отказать.
Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лошина О.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Добровском районе Липецкой области (далее ГУ-УПФР в Добровском районе) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, перерасчете пенсии.
В обоснование заявленных требований истица ссылалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ г. обратилась в ГУ-УПФР в Добровском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (далее - РКС и МКС). Решением от ДД.ММ.ГГГГ г. N53 ГУ-УПФР в Добровском районе ей отказано в установлении пенсии, в страховой и специальный стаж работы в районах Крайнего Севера не включен период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у индивидуального предпринимателя Макшаковой Г.Б. (г. "данные изъяты") по мотиву того, что ИТД Макшакова Г.Б., как работодатель, в УПФР в городе Ухте Республики Коми не зарегистрирована, а также периоды получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.; с ДД.ММ.ГГГГ г. по 12 ДД.ММ.ГГГГ г. Кроме того, ответчик при расчете пенсии не учел действующий на территории г.Ухта Республики Коми региональный коэффициент "1,3", в связи с чем незаконно отказал в установлении повышенного отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере "1,4", тогда как документально подтвержден факт ее проживания на ДД.ММ.ГГГГ г. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Незаконными действиями сотрудников ГУ- УПФ РФ в Добровском районе истице причинены нравственные страдания.
С учетом уточнения исковых требований Лошина О.И. просила признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ г. N N, обязать ответчика включить в страховой и специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды получения пособия по безработице, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом повышенных коэффициентов, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей, судебные расходы.
Представитель ответчика ГУ - УПФР в Добровском районе Липецкой области Чаднова И.А. иск не признала, ссылаясь на то, что Лошина О.И. зарегистрирована в системе индивидуального (персонифицированного) учета ДД.ММ.ГГГГ г. ИП Макшакова Г.Б., как работодатель, в УПФР в городе Ухте Республики Коми не зарегистрирована, сведения о трудовом стаже истицы не предоставляла, уплату страховых взносов не производила. Следовательно, период работы Лошиной О.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. у ИТД Макшаковой Г.Б. не может быть зачтен в страховой и специальный стаж. Исходя из имеющегося стажа ( "данные изъяты"), страховая пенсия по старости Лошиной О.И. назначена по достижении возраста "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ. При расчете размера пенсии Лошиной О.И. повышенное отношение среднемесячного заработка не применено, т. к. истцом не отработано полного льготного стажа "данные изъяты" календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, а из представленных документов не усматривался факт проживания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Справку центра занятости населения о периодах получения пособия по безработице истица также не представила. Запросы в Центр занятости населения г.Ухты ими не делались, так как на возникновение права на пенсию периоды получения пособия по безработице не влияют. Оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется. В ДД.ММ.ГГГГ истица обращалась в учреждение за консультацией в устном порядке, заявления о назначении пенсии не подавала.
Суд постановилрешение об удовлетворении иска, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ-УПФР в Добровском районе просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Выслушав объяснения истицы Лошиной О.И. и ее представителя адвоката Овчинниковой М.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости по указанному основанию применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года. (ч. 2 ст. 32 Закона о страховых пенсиях).
Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029( с последующими изменениями), город Ухта Коми АССР с территорией, находящейся в административном подчинении Ухтинского городского Совета народных депутатов, отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 указанного закона, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по безработице.
Период получения пособия по безработице включается в страховой стаж и календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на досрочную пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях". По ранее действовавшему пенсионному законодательству период получения пособия по безработице также засчитывался только в общий стаж работы и не включался в специальный стаж.
В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2).
Статьями 8 и 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 г. N 9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст. ст. 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступил в силу с 01.01.2015 года. В соответствии со ст. 36 данного Закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с указанного дня не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Принимая во внимание положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, при исчислении расчетного размера пенсии под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г. Доказательствами, подтверждающими общий трудовой стаж, в таком случае являются трудовая книжка и другие документы, выданные с места работы (либо вышестоящей организацией) или архивным учреждением.
Согласно абзацу 11 пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 данного Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для расчета размера пенсии учитывается в повышенных размерах.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истица Лошина О.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ГУ-УПРФ в Добровском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Решением ГУ-УПРФ в Добровском районе от ДД.ММ.ГГГГ N N Лошиной О.И. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа, приобретенного в РКС и МКС, со ссылкой на то, что ее специальный стаж на дату обращения составил "данные изъяты" при требуемой продолжительности 11 лет для приобретения права на пенсию с "данные изъяты". В решении указано, что с учетом имеющегося специального стажа право на пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста возникнет у Лошиной О.И. с ДД.ММ.ГГГГ, то есть по достижении возраста "данные изъяты".
В специальный стаж пенсионным органом засчитаны периоды работы истицы в г. "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.
В страховой и специальный стаж работы в МКС ответчиком не засчитан период работы Лошиной О.И. с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. у ИТД Макшаковой Г.Б. (г. Ухта), со ссылкой на то, что ИТД Макшакова Г.Б., как работодатель, в УПФР в г. "данные изъяты" не зарегистрирована, отсутствуют сведения о перечислении работодателем страховых взносов. Вопрос о зачете в страховой стаж периодов получения истицей пособия по безработице ответчиком не рассмотрен.
Досрочная пенсия по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" назначена истице с ДД.ММ.ГГГГ, при этом повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации при расчете размера пенсии не применено . Вопрос о зачете в страховой стаж периодов получения пособия по безработице ответчиком не рассматривался.
Разрешая дело, суд установил, что Лошина О.И. зарегистрирована в системе индивидуального (персонифицированного) учета ДД.ММ.ГГГГ, в период работы мастером на заводе крупнопанельного домостроения г. Ухта.
Согласно справке ПОВД МАУ "МФЦ" МОГО "Ухта" от ДД.ММ.ГГГГ , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года истица была зарегистрирована по месту жительства в г. "данные изъяты".
В трудовой книжке имеется запись о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лошина О.И. работала у ИТД Макшаковой Г.Б. (г. Ухта) в качестве экспедитора по перевозке товаров, а с ДД.ММ.ГГГГ переведена продавцом-кассиром продовольственных товаров, уволена ДД.ММ.ГГГГ г. в связи с ликвидацией предпринимательской деятельности.
Запись в трудовой книжке удостоверена подписью и печатью индивидуального предпринимателя Макшаковой Г.Б., не имеет исправлений и подчисток, нумерация соответствует предшествующим и последующим записям. В качестве основания внесения записи о приеме на работу указано трудовое соглашение от ДД.ММ.ГГГГ.
Из архивных справок администрации муниципального образования городского округа " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что ИТД Макшакова Г.Б. в журнале регистрации ИТД зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ г. В журнале ликвидированных ИТД указана дата ликвидации ИТД Макшаковой Г.Б. - ДД.ММ.ГГГГ г. Документы по личному составу ИТД Макшаковой Г.Б. в архивный отдел Управления делами администрации МОГО " "данные изъяты"" на хранение не передавались.
Период работы у ИТД Макшаковой Г.Б. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занесен в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, что подтверждается выпиской из лицевого счета, сформированной УПФР в Добровском районе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, сведения об уплате платежей по страховым взносам, начисленным за указанный период, на лицевом счете отсутствуют.
Удовлетворяя требование истцы о включении указанного периода в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной в районам Крайнего Севера, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из того, что нахождение истицы в трудовых отношениях с ИТД Макшаковой Г.Б. подтверждается совокупностью доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости.
Со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации и пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 суд указал, что невыполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов не лишает работника права на социальное обеспечение при определении права на пенсию.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции, принимая во внимание, что указанный период имел место до вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Довод апелляционной жалобы о том, что период работы у ИТД Макшаковой не может быть включен в страховой и специальный стаж, поскольку запись в трудовую книжку внесена с нарушениями Инструкции по заполнению трудовых книжек, судебная коллегия отклоняет.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, то обстоятельство, что в качестве основания внесения записи о приеме на работу указано трудовое соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, а не приказ или распоряжение, не свидетельствует о гражданско-правовых отношениях сторон, поскольку в силу ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. В статье 56 ТК РФ дано понятие трудового договора как соглашения между работодателем и работником. То, что работодателем - индивидуальным предпринимателем, заключено трудовое соглашение, но не издан приказ о приеме на работу, не свидетельствует об отсутствии трудовых отношений.
Запись N N об увольнении в связи с ликвидацией предпринимательской деятельности не содержит основания увольнения в графе N 4 трудовой книжки, однако прекращение трудовых отношений произведено до даты ликвидации ИТД Макшаковой Г.Б., указанной в справке архивного отдела администрации МОГО "Ухта" (л.д. N). Прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем в силу п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ является основанием для расторжения трудового договора, при этом к моменту ликвидации наемные работники должны быть уволены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит достаточных оснований сомневаться в достоверности записей о работе в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в трудовой книжке Лошиной О.И.
Довод ответчика о том, что по сведениям УПФР в г. "данные изъяты" ИТД Макшакова Г.Б. не являлась официально зарегистрированным работодателем, был предметом проверки суда первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Суд правильно указал, что информация о том, что ИП Макшакова Г.Б. как работодатель, в УПФР в городе Ухте Республики Коми не зарегистрирована, представлена по состоянию на 2016год, в то время как Макшакова Г.Б. прекратила индивидуальную трудовую деятельность в "данные изъяты" году.
Соглашается судебная коллегия с решением суда первой инстанции и в части включения в страховой стаж истицы периодов получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.; с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. , поскольку указанные периоды внесены в индивидуальный лицевой счет истицы и подтверждаются справкой Центра занятости населения города "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N N N При этом суд правильно указал, что в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды получения пособия по безработице включению не подлежат.
Установив, что с учетом периода работы у ИТД Макшаковой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, на дату обращения истицы в пенсионный орган специальный стаж Лошиной О.И. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составил "данные изъяты", суд, п рименяя правила уменьшения пенсионного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в МКС, исходя из того, что один календарный год работы в МКС приравнивается к девяти месяцам работы в районах Крайнего Севера, пришел к правомерному выводу о том, что у истицы возникло право на досрочную пенсию в соответствии п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" по достижении возраста "данные изъяты", то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Правильно установив обстоятельства дела, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить Лошиной О.И. пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Верным является вывод суда и в части возложения на ГУ-УПФР в Добровском районе обязанности произвести перерасчет размера назначенной пенсии с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,4.
При этом коллегия исходит из того, что постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.04.2003 года N 22 утверждено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснение N 3 от 22.04.2003 года о порядке применения положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей.
В соответствии с пунктом 3 указанного разъяснения лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 1 января 2002 г., повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица.
Поскольку материалами дела установлен факт проживания истицы по состоянию на 1 января 2002 года в г. "данные изъяты", где установлен районный коэффициент к заработной плате 1,3, в силу п. 3 ст. 30 Федерального закона N 173-Ф3 при расчете пенсии по старости отношение среднемесячного заработка Лошиной О.И. к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации должно определяться в размере 1,4, в то время как Управлением ПФР в Добровском районе при назначении истице пенсии повышенное отношение среднемесячного заработка не применено, Лошина О.И. имеет право на перерасчет пенсии со дня ее назначения, а не с момента обращения за перерасчетом, как указал ответчик в апелляционной жалобе.
Довод жалобы о том, что в материалах пенсионного дела отсутствовали сведения, подтверждающие факт проживания истицы на 01.01.2002года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также о периодах получения пособия по безработице, не опровергает выводов суда в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 20 Правил обращения за пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н, при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
в) оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
г) регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Учитывая, что истица обратилась за назначением пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица имелись сведения о периодах получения пособия по безработице, на ответчика возлагалась обязанность предложить истице предоставить недостающие документы, необходимые для установления пенсии и определения ее размера, либо запросить их самостоятельно. Эта обязанность ответчиком не была исполнена надлежащим образом.
На основании положений ст.98,100 ГПК РФ суд правомерно взыскал с ответчика в пользу истицы понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины и оплате услуг представителя. Размер подлежащих возмещению расходов по оплате услуг представителя в сумме "данные изъяты" рублей определен судом пропорционально размеру удовлетворенных требований, с учетом сложности дела, количества и длительности судебных заседаний, объема оказанной юридической помощи. Определенный судом размер возмещения расходов на оплату услуг представителя обеспечивает баланс интересов сторон, соответствует характеру спорного правоотношения, обстоятельствам дела, принципам разумности и соразмерности. Оснований для снижения размера возмещения расходов по оплате услуг представителя судебная коллегия не усматривает.
Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом при рассмотрении дела не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Липецкого районного суда Липецкой области от 09 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ в Добровском районе Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна: судья секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.